Внетабличные случаи умножения и деления вида 20х3, 3х20, 60: 3

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внетабличные случаи умножения и деления вида 20х3, 3х20, 60:3Урок математики (УМК «Школа России»)

3 класс
Тема: Внетабличное умножение и деление случаев вида 20х3, 3х20, 60:3 Тип урока: изучение новых знаний Цель:

1) образовательные: создание условий для открытия учащимися способов умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём; закреплять умение записывать выражения и вычислять их значения; решать задачи на деление по содержанию и на равные части;

2) развивающие: развивать познавательную активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), устную речь;

3) воспитательные: воспитывать целеустремлённость, умение работать в паре, вести диалог, способствовать формированию адекватной самооценки.
Основные понятия, формируемые на уроке: внетабличные случаи умножения и деления. Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, иллюстрация в учебнике (счётные палочки, связанные в пучки по 10 штук), карточки для устного счёта


Ход урока: Ι. Организационный этап - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Надеюсь, что оно будет таким на протяжении всего урока. Отправляясь на урок, Всё ли взял с собой, дружок? Учебник, ручку и тетрадь, Желанье делать всё на «пять», Таблицы знанье и вниманье, Взаимовыручку, старанье. ( уч-ся проверяют готов- ность к уроку) Ι Ι Актуализация знаний. - Начинаем нашу работу С «гимнастики ума» - устного счёта. -Предлагаю вам поработать с соседом по парте. - Вспомним правила работы в паре. ( У ребят памятки «Правила работы в паре»)

Правила работы в паре

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Обращайтесь друг к другу по имени.

3. Говорите по очереди, не перебивая друг друга.

4. Чётко высказывайте своё мнение.

5. Уважайте мнение собеседника.

Помните главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он - за тебя.









(Работа в парах) 1)У учащихся таблица: 11, 12, 13, 14, 115, 16, 17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 (Проверка - фронтально) 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 - Обведите в кружок числа из таблицы умножения, а остальные зачеркните. - Найдите в таблице числа, у которых делитель 6 (12,18, 24,30, 36) 5 (15, 20, 25, 30, 35, 40)

  1. (12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40)
2)Вычислите, пожалуйста. 3х4 4х3 12: 3 12: 4 20х3 3х20 60: 3 - Проверим, что у вас получилось. ( В трёх последних случаях дети должны испытать затруднения, т.к. не изучали внетабличные случаи умножения и деления.)
ΙΙΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - Почему смогли легко выполнить вычисления в первых четырёх случаях? (Знаем таблицу умножения и деления) - Почему не смогли справиться со всеми заданиями? Почему у вас разные результаты? (Такие случаи умножения и деления мы не изучали, их нет в таблице) -Значит, эти случаи умножения и деления не относятся к табличным. Вам интересно узнать, как они называются, и как правильно выполнять вычисления? 20х4 30х3 10х6 - Как называются числа при умножении? Назовите первые множители. - Чем похожи эти числа? (Это двузначные числа, оканчивающиеся нулями) - Что обозначает нуль в записи каждого числа? (Отсутствие единиц. В числе содержатся только десятки.) - Выберите вопросы, на которые предстоит ответить на уроке. 1. Как называются случаи умножения и деления, которых нет в таблице? 2. Как называются числа при умножении и делении? 3. Как выполнить умножение однозначного числа на двузначное (круглый десяток)? 4.Как выполнить деление круглого десятка на однозначное число? ( названия чисел при умножении нам уже известны) ΙV. Изучение новых знаний (поиск решения проблемы) 1) - Если случаи умножения и деления не относятся к табличным, как их можно назвать? (внетабличные)
  1. Работа по иллюстрации в учебнике (часть 2, стр.4)
- Кто может объяснить, как 20х3? (Дети могут догадаться, что удобно считать десятками, сложение можно заменить умножением). Если не догадались, задаю вопросы: - Сколько палочек в пучке? Как по-другому сказать? (десять, или десяток) -Сколько пучков палочек нарисовано? (6) (счётные палочки) -Как узнали? (2+2+2=6) - Какие слагаемые в этой сумме? (одинаковые) - Сколько их? (3) - Замените умножением (2х3=6 пучков) - Сколько палочек в каждом пучке? (10) -Сколько всего таких палочек? ( 6 десятков, или 60) Дети объясняют иллюстрированные случаи умножения и деления: 20х3, 3х20, 60: 3 (20х3 - 2 десятка умножить на 3, получится 6 десятков, или 60; 3х20- основан на применении переместительного свойства умножения; 60: 3 - 6 десятков разделить на 3, получится 2 десятка, или 20) - Оправдались ваши предположения? Как называются такие случаи умножения и деления? Почему? V Первичное закрепление - Вернёмся к началу урока. Теперь вы сможете объяснить, как выполнить вычисления? Используйте алгоритм.
Алгоритм умножения однозначного числа на круглый десяток. 1.Заменю круглый десяток… (20 -это 2 дес.) 2. Вспомню таблицу умножения. Умножу …(2дес на 4) 3. Запишу ответ, заменяя число десятков на круглый десяток (8 дес.-это 80)
1) 20х4 30х3 10х6
  1. Стр.4, № 1 - устно с объяснением.
- В группах решите выражения, приготовьтесь объяснить решение по алгоритму, данному в учебнике. (С4) 10х8 90 : 9 40 : 2 2х50 20х4 3) Стр. 4, № 2 - письменно, комментируя запись с места. (по алгоритму) 60:3 100:5 2х40 80:8

10х4 30х3 6х10 5х20 (подведение итогов на данном этапе работы) Физминутка для глаз

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

VΙ. Работа над изученным. 1) Стр. 4, № 3 - устно, фронтально (60: 6=10 (чашек)) 2) Стр.4, № 4. -Прочитайте условие задачи. -Как удобно записать условие задачи кратко? (В таблице) - Составляем таблицу. Количество блюдец в 1 коробке Количество коробок Количество блюдец ? 1) (:) 3 90 одинаковое 2 ? 2) (:)
- Что обозначает число 90? (Количество блюдец) - Что обозначает число 3? (Количество коробок для 90 блюдец) - Что обозначает число 2? (Количество коробок для неизвестного количества блюдец) - Что скажете о количестве блюдец в одной коробке? (Одинаковое, но неизвестное) - Составьте программу решения , запишите решение выражением (Один ученик решает на закрытой доске) (Самопроверка по решению на закрытой доске) (90 : 3х2=60 (б)) (итог этапа, подведение результатов работы) Физминутка

И.п.о.с. Ходьба на месте с различными движениями рук (вверх, вперёд, к плечам, к груди и т.д.).
И.п.о.с. - руки на пояс. 1 - поворот туловища влево, 2 - и.п., 3 - поворот туловища вправо, 4 - и.п., 5 - наклон вперёд, 6 - и.п., 7 - наклон назад, 8 - и.п.
И.п.о.с. - руки за голову. 1 - присед, руки вверх, 2 - вставая, хлопок в ладони над головой, 3 - присед, руки вперёд, 4 - и.п.
И.п.о.с. - руки на пояс. 1 - выпад правой вперёд, руки вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же с другой ноги.
3) Стр. 4, № 5 - устно (14, 12, 12, 14) 4) Работа в тетради на печатной основе. Стр.3, № 1,2 - по вариантам по выбору (самопроверка по образцу на закрытой доске) VΙΙ.Итог урока - Какое новое знание открыли для себя на уроке сегодня? - Какие знания помогли вам это открыть? (знание табличных случаев умножения и деления, знание переместительного свойства умножения) 1. Как называются случаи умножения и деления, которых нет в таблице? 2. Как выполнить умножение однозначного числа на двузначное (круглый десяток)? 3. Как выполнить деление круглого десятка на однозначное число? VΙΙΙ. Рефлексия - Кому было легко освоить внетабличные случаи умножения и деления? - Какие задания вызвали затруднения? Почему? Самооценка Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте зелёный кружок, если считаете, что вы знаете, какие случаи умножения и деления называются внетабличными, умеете выполнять данные вычисления. - Нарисуйте жёлтый кружок, если считаете, что вы знаете, какие случаи умножения и деления называются внетабличными, но допускаете ошибки в вычислениях. - Нарисуйте красный кружок, если затрудняетесь различать табличные и внетабличные случаи умножения и деления, допускаете ошибки в вычислениях. - Какой совет дадим тем ребятам, кто нарисовал красный и жёлтый кружки? (выучить таблицу умножения, переместительное свойство умножения, при затруднении пользоваться учебником и памятками) - Спасибо за работу на уроке!
ΙX. Домашнее задание. (по выбору) Стр. 4, № 6 (1,2,3 ст.), головоломка или № 7, головоломка, задания под ?



© 2010-2022