Программа ДОУ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шиняевский филиал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Высоковская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района







Утверждаю.

И.о директора школы:


________________________

(О.В.Комарова)

Приказ № 78 от « 24 » февраля 2014 г.







ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.








Разработала воспитатель

Черкашина Виктория Александровна











Содержание образовательной программы

Часть 1.Обязательная часть

Раздел № 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Введение………………………………………………………………………. 3 стр.

1.1.2.Общие сведения об учреждении…………………………………………….. 3 стр.

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся

в дошкольном учреждении………………………………………………………… 3 стр.

1.1.4.Социальный паспорт семьи………………………………………………….. 4 стр.

1.2. Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения по реализации

основной общеобразовательной программы………………………………………. 5 стр.

1.3.Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной

программы…………………………………………………………………………… 6 стр.

1.4.Особенности осуществления образовательного процесса………………….. 7 стр.

Раздел № 2. Содержательный

2.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»…………..….. 10 стр.

2.2. Содержание образовательной области «Здоровье»……………….………..….. 12 стр.

2.3. Содержание образовательной области «Безопасность»……….…………..…... 13 стр.

2.4. Содержание образовательной области «Социализация»…………………..….. 14 стр.

2.5. Содержание образовательной области «Труд»……………………………..….. 15 стр.

2.6. Содержание образовательной области «Познание»………………………..….. 16 стр.

2.7. Содержание образовательной области «Коммуникация»…………..……….... 17 стр.

2.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»…………………………………………………………………………… 18 стр.

2.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»…….... 18 стр.

2.10. Содержание образовательной области «Музыка»………………………..…… 19 стр.

2.11. Программа коррекционной работы для детей с ограниченными

возможностями здоровья ………………………………………………………………20 стр.

Раздел № 3. Организационный

3.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей…………………………27 стр.

3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса………………….29 стр.

3.3. Сведения о педагогических кадрах………………………………………………31стр.

Часть 1. Обязательная часть.

Раздел № 1. Целевой.

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Введение Основная общеобразовательная программа групп дошкольного образования разработана, утверждена и реализуется в Муниципальном образовательном учреждении Шиняевский филиал «Высоковская средняя общеобразовательная школа» общеразвивающего вида на основе федеральных государственных требований к структуре основной с учетом региональных особенностей Томской области и дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста, образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также их родителей (законных представителей). Данный документ регулирует деятельность групп дошкольного образования по воспитанию, развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет по четырем основным сферам развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое с учетом основных психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Документы федерального уровня: * Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» * Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования * «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049- 13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.05.2013г.); * « Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014)

1.1.2. Общие сведения об образовательном учреждении

Дошкольное учреждение общеразвивающего вида функционирует с 2013 года.

Дошкольное учреждение имеет оформленную правовую базу:

 Устав

 Лицензия на правоведения образовательной деятельности (бессрочно) № 1093 от 06.06.2012г.;

 Свидетельство об аккредитации;

 ИНН 7005004940;

 КПП 700500001;

 ОГРН 1027000569782.


1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении В дошкольном учреждении функционирует 2 группы, общее количество воспитанников на 1 сентября составляет 14 человек. Таблица № 1 Возрастная категория Направленность групп Количество групп
Количество детей От 3 до 5 лет Общеразвивающая 1
4 От 5 до 7 лет Общеразвивающая 1
10

При организации образовательного процесса в группах дошкольного образования педагогами учитывается гибкий режим и образовательная нагрузка, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагоги используют такую форму работы, как совместная деятельность ребенка и педагога, с детьми же старшего дошкольного возраста используются самостоятельная деятельность и организованная образовательная деятельность. В младшем дошкольном возрасте используются преимущественно игровые приемы, в старшем возрасте - элементы развивающего обучения. Организация здорового образа жизни предполагает удовлетворение жизненно важных потребностей человека, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Вся оздоровительная работа в учреждении строится на основе медицинских показаний: - организация и контроль за состоянием территории, групповых комнат; - медицинский контроль за состоянием здоровья детей, питанием, физическим развитием; - работа с частоболеющими детьми: своевременное направление к педиатру, профилактическое лечение; - профилактические мероприятия в период подъёма заболеваемости гриппом; - санитарно - просветительная работа среди сотрудников и родителей: беседы, консультации.
Группы дошкольного образования посещают дети разных групп здоровья. Таблица № 2 Группы здоровья Количество детей % от общего контингента 1 14 100 По результатам распределения медицинскими работниками детей по группам здоровья следует отметить, что все не имеют отклонения в здоровье, физическом и психическом развитии, не болевших или редко болевших за период наблюдения. Основная группа детей - I группа здоровья (100%). 1.1.4. Социальный паспорт семьи Роль семьи в воспитании детей огромна. Она с раннего детства направляет сознание, волю детей, в семье ребенок приобретает новый жизненный опыт. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складываются взаимодействия взрослых в этом процессе. Для того чтобы семья успешно справлялась со своими воспитательными задачами, нужно чтобы родители знали основные педагогические требования. Довести до родителей эти знания - одна из основных задач работы групп дошкольного обучения и семьи. Одним из условий этой работы является индивидуальный подход к семьям с различным образовательным и культурным уровнем, разными материальными условиями жизни. Таблица № 3 Статус семьи Количество % Полные семьи 7 50% Приемные семьи 4 29%


Неполные семьи 3 21 % Многодетные семьи 3 21 % 1.2. Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы. Цель деятельности групп дошкольного обучения - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в развитии детей. Задачи:  охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;  обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;  развитие творческих способностей детей, удовлетворение их потребностей в эмоционально-личностном общении;  взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;  создание условий для повышения профессионализма педагогов, развития их творчества, отвечающих за конечный результат и качество труда в Учреждении;  создание условий, максимально обеспечивающих развитие и саморазвитие детей, развитие творческого потенциала детей на основе формирования психоэмоционального благополучия. 1.3. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы групп дошкольного образования. Содержание основной общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программа разрабатывалась с учётом следующих принципов:

Таблица№4 Принцип развивающего обучения
Развитие ребенка Принцип научной обоснованности и практической применимости

содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики Актуальности
разработка программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности

решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимальное приближение к разумному «минимуму» Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста



формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста Принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса Построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра Комплексно-тематический принцип
построения образовательного процесса - объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; интеграция содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей Решение программных образовательных задач
в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Реалистичности
предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам групп дошкольного обучения

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса. Географическое положение Томской области, лежащей в глубине обширного континента, со значительной удаленностью от теплых морей, определяет ее климат как континентальный, переходный от умеренно влажного мягкого климата европейской части РФ к резко континентальному климату Восточной Сибири. Лето в Томске умеренно теплое. Средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца (июль) +24,20С. Неблагоприятные сочетания температуры воздуха и ветра, как правило, маловероятны. Зима в Томске суровая. Средняя минимальная температура наиболее холодного месяца (январь) -19,10С. Длительность устойчивого залегания снежного покрова в среднем 170 дней. Средняя высота снежного покрова за зиму составляет 60 см. Суровость климата в этот период года определяется не только низкой температурой воздуха, но и сочетанием низкой температуры со значительной скоростью ветра, что приводит к теплопотерям человека и помещений, создает сильную дискомфортность климата, которую необходимо учитывать при теплотехнических расчетах. Сильные ветры хорошо проветривают территорию, но создают дополнительные динамические нагрузки на здания и сооружения. Повторяемость значительных скоростей ветра с отрицательными температурами достигает 28-35%, поэтому необходимы мероприятия по ветрозащите застроенных территорий.



Раздел № 2. Содержательный. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями их развития. Психолого-педагогическая работа в учреждении строится по четырем направлениям:  физкультурно-оздоровительное,  художественно-эстетическое,  социально-личностное,  познавательно-речевое.

Структура содержания дошкольного образования Таблица № 5

Основные направления развития детей

Образовательные области, задачи

Физическое развитие

«Физическая культура»

- развитие основных движений детей;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- воспитание физических и личностных качеств.

«Здоровье»

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.

Познавательно-речевое развитие

«Коммуникация»

- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

«Чтение детям художественной литературы»

- формирование целостной картины мира;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

«Познание»

- развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;

- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира;

- расширение кругозора детей;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- формирование целостной картины мира;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

Художественно-эстетическое развитие

«Музыка»

- развитие музыкально-ритмической деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств

«Художественное творчество»

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.

Социально-личностное развитие

«Социализация»

- личностное развитие воспитанников;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Труд»

- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;

- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Безопасность»

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

-формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.



2.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» Цели: формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Задачи: - Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Интеграция образовательных областей Таблица № 6

Образовательная деятельность

Задачи

Здоровье

в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья

Социализация

приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

Социализация

приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми в совместной двигательной активности

Труд

накопление опыта двигательной активности

Безопасность

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе двигательной активности

Познание

в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение

Чтение художественной литературы

чтение литературы, посвященной спорту, рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях из спортивной жизни

Музыка

развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств

Художественное творчество

развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения различных областей



2.2. Содержание образовательной области «Здоровье» Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Интеграция образовательных областей Таблица № 7

Образовательная область

Интеграция содержания и задач

Физическая

культура

- развитие физических качеств (скоростных, силовых,

гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей

(овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в

двигательной активности и физическом совершенствовании.

Безопасность

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах

поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и

окружающего мира природы поведения;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения

к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Социализация

- формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.

Труд

- воспитание ценностного отношения к собственному труду,

труду других людей и его результатам.

Познание

- представление о ценности здоровья;

- знакомство детей с особенностями строения и

функционирования организма человека;

- формирование желания вести здоровый образ жизни;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью и

здоровью других детей;

- представления о рациональном питании;

- представления о значении двигательной активности в

жизни человека;

- формирование умения определять качество продуктов,

основываясь на сенсорных ощущениях;

- формирование умения сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящие вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

- представления о правилах ухода за больными, воспитывать сочувствие к болеющим;

- представления о месте человека в природе;

- знакомство с доступными сведениями из истории

олимпийского движения;

- знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Коммуникация

- организация бесед с детьми, посвященных сохранению и укреплению здоровья.

Чтение художественной литературы

- использование литературы для детского чтения,

посвященной сохранению и укреплению здоровья

Художественное творчество

- развитие мелкой моторики;

- создание позитивного настроения ребенка в процессе

организации детской продуктивной деятельности

Музыка

использование музыки - как средства оздоровления детского организма;

- создания позитивного настроения.

2.3. Содержание образовательной области «Безопасность» Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; -формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 8

Образовательная область

Интеграция содержания и задач

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания).

Здоровье

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Физическая культура

формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.

Социализация

формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

Труд

формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

Познание

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

Чтение художественной литературы

использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира

2.4. Содержание образовательной области «Социализация»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 9

Образовательная область

Интеграция содержания и задач

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Познание

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире

Труд

формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности

Безопасность

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира

Чтение художественной литературы

использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

Художественное творчество

использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»

Физическая культура

Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми













2.5. Содержание образовательной области «Труд» Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 10

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

Физическая культура

развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда

Здоровье

накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых

Познание

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей

Социализация

формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых

Музыка

использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»

Художественное творчество

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие продуктивной деятельности детей, фантазии, воображения для обогащения содержания области «Труд»

Чтение художественной литературы

использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей

Безопасность

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности












2.6. Содержание образовательной области «Познание»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи:

 Сенсорное развитие;

 Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

 Формирование элементарных математических представлений;

 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Интеграция образовательных областей

Таблица № 11

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

Здоровье

расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

Безопасность

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

Социализация

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

Труд

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

Коммуникация

развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

Чтение художественной литературы

решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого -педагогической работы - формирования целостной картины мира

Художественное творчество

расширение кругозора в части изобразительного искусства

Музыка

расширение кругозора в части музыкального искусства

Физическая культура

формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях




2.7. Содержание образовательной области «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 12

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

«Здоровье»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека

«Познание»

формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Социализация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.

«Физическое развитие»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования.

«Безопасность»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.

«Труд»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых

«Чтение художественной литературы»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

Образовательная

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки

«Художественное творчество»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)








2.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении: (восприятии) книг.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 13

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

Познание

Социализация

Коммуникация

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

Познание

Социализация

Коммуникация

Развитие литературной речи

Здоровье

Социализация

Труд

Безопасность

Коммуникация

Познание

Музыка

Художественное творчество

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

2.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 14

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

2.10. Содержание образовательной области «Музыка»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

 развитие музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству;

 развитие музыкальности детей;

 развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Интеграция образовательных областей

Таблица № 15

Образовательные области

Интеграция содержания и задач

«Физическая культура»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы»

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
2.11. Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: -дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер - нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора; -дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи; -дети с задержкой ожидаемого развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС); -дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями); Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами: -дети с минимальными нарушениями слуха; -дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; -дети с нарушениями речи (дислалия, стертая дизартрия, заикание, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); -дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); -педагогически запущенные дети; -дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита); -дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.); -дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); -дети с психогениями (неврозами); -дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции). Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем. Цель программы: обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп дошкольного образования общеразвивающего вида. Задачи программы: - своевременно выявлять детей с трудностями в освоении программы, в адаптации ребёнка к условиям детского сада; - определять особенности организации образовательного процесса для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушенного развития и степенью его выраженности; - создавать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, адекватной их способностям и возможностям; -разрабатывать комплексную индивидуальную программу развития для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям и педагогам по вопросам коррекции и реабилитации детей . Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. Программа комплексного сопровождения обеспечивает возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение, освоение общеобразовательной программы с учётом их потенциальных возможностей, а также социализацию дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в общество. Работа по данному направлению включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический. Концептуальный модуль. Определяет стратегию коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ограниченными возможностями здоровья и организацию комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации. Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Его главная задача: реализация индивидуального образовательного маршрута и оказание коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Задачи сопровождения: - установление контакта с родителями; - коррекция речевых нарушений; - развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка; - установление психологической защищённости ребёнка; - подготовка ребёнка к школе; - выбор оптимальных методов, приёмов. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии. Участниками комплексного сопровождения являются: - воспитатель -родитель (законный представитель) - учитель-логопед - педагоги дополнительного образования - медицинские работники. Работа с детьми 1. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр детей специалистами. 2. Психологическая диагностика: познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки. Социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации, 3. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей. 4. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей). 5. Плановая диагностика: познавательная сфера, эмоциональное благополучие, проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп. Работа с педагогами 1.Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей, создания здоровьесберегающей среды в группе (по запросам). 2.Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической. 3. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях. 4. Консультирование по корректировке программы психолого-медико-педагогического сопровождения детей.




Работа с родителями 1. Социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам); анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей. 2. Индивидуальное консультирование. 3. Индивидуальные рекомендации для родителей. 4. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей). 5. Рекомендации специалистов по оздоровлению детей в летний период.
В учреждении проходит заседание психолого-медико-педагогического заседания 1 раз в год и внеплановые, на котором рассматриваются вопросы: результаты обследования детей, нуждающихся в коррекционной помощи, обсуждается оценка динамики развития и перспективы коррекции у детей, улучшение состояния здоровья, уровень речевого и интеллектуального развития. На заседания приглашаются педагоги и родители учреждения. Диагностико-консультативный модуль. Данный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка. Его цель: введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной и т.д.). Данный модуль предполагает комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение и включает в себя: -обследование детей, с целью выявления их особых образовательных и коррекционных потребностей; - мониторинг развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Обследование детей Диагностика развития позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ, установить возможные причины нарушений, сделать заключение и определить перспективы развития ребёнка.

Таблица № 16 Изучение ребенка Содержание работы Где и кем выполняется работа Медицинское
-выявление состояния физического и психического здоровья. -изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. -физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость, состояние анализаторов. -медицинский работник, учитель- логопед, воспитатель. -наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д. -обследование ребёнка врачом. -беседы врача с родителями Психолого-логопедическое обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. -внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность. -мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. -память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; -наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности. -тестирование. -беседы с ребёнком, родителями. -учитель-логопед. -наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. -обследование речи ребёнка Социально-педагогическое -семья ребёнка: состав семьи, условия воспитания. -умение заниматься: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная деятельность, самоконтроль. -трудности в овладении новым материалом. -мотивы учебной деятельности: желание учиться, прилежание, отношение к похвале или порицанию педагога. -эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребёнка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию внушаемость, проявление негативизма. -сформированность навыков самообслуживания. -умение аккуратно есть. -соблюдение правил поведения в обществе и дома. -взаимоотношение со сверстниками, семьёй, педагогами. -нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистичность, обидчивость, эгоизм. -посещение семьи ребёнка (воспитатель). -наблюдение за ребёнком во время непосредственной организованной деятельности, изучение творческих работ (воспитатель). -диагностирование по выявлению трудностей освоения программы (воспитатель) -наблюдение в различных видах деятельности за ребёнком (воспитатель).
Результатом обследования ребёнка является заключение, в котором обозначены: особенности познавательной деятельности, внимания, памяти, мыслительных процессов, определяется прогноз развития, выявляются трудности при освоении основной общеобразовательной программы, даются рекомендации родителям.

Результаты коррекционной работы. Коррекционно-развивающий процесс требует постоянного контроля, отслеживания динамики развития. Определение особенностей динамического развития позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Для проведения мониторинга общего и речевого развития рекомендуются следующие диагностические комплекты: * «Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.Б. Кабанова, Т.В. Домнина под редакцией Н.Е. Арбековой. М.: издательство ГНОМ и Д, 2010г. *Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н.В.Серебряковой, С-П. «Каро», 2005 г. *Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. Г.А.Волкова, С-П. «Детство- пресс», 2009. *Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Г.В. Чиркина, Москва, Аркти, 2010 г. Коррекционно-развивающий модуль. Основываясь на результатах комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный модуль обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии. Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса при условии совместного комплексно - тематического планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи. Организация воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает особые подходы к коррекционно-развивающей работе. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. Это требует изменений в планировании непосредственной образовательной деятельности и организации режима дня. Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Лечебно-профилактический модуль. Модуль предполагает проведение следующих мероприятий: - осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребёнка; - проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушений (медикаментозное лечение по назначению врача); - мониторинг здоровья; - специальные игры с музыкальным сопровождением; - особые приёмы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании и др. деятельности. Социально-педагогический модуль. Повышение профессиональной компетентности педагогов Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, определяет необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь чёткое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В образовательном учреждении выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения в развитии. Повышение родительской компетентности. Целью работы данного направления является повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребёнка. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с образованием и воспитанием детей. В педагогической практике используются следующие формы работы с родителями: - Информационно-аналитические  анкетирование  опрос  тестирование
- Наглядно - информационные  выпуск газет  открытые занятия для родителей  информационные стенды  Дни открытых дверей
- Познавательные  практикумы  родительские собрания в форме тренинга, «круглых столов», и т.д.  консультации
- Досуговые  праздники  участие родителей в совместных выставках и конкурсах
Паспорт образовательной среды учреждения Оценка материально-технического оснащения: - наличие специально оборудованных кабинетов 1. учебный кабинет 1.1. укомплектован частично 2. игровой кабинет 2.1. укомплектован частично В процессе реализации коррекционной программы могут быть использованы коррекционно - развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда.




Раздел 3. Организационный.

3.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей

Режим дня в дошкольном учреждении составляется с учетом:  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13;  ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ГДО;  Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» В.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя. Выходные дни: суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни РФ. Режим пребывания детей : 5часов (с 9.00 час. по 14.00 час.). Режим дня в учреждении строится на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» В.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Продуманная организация питания, сна., содержательной деятельности воспитанников обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Гибкий режим подразумевает учет всех возможных ситуаций: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода).

Режим дня Таблица № 17

Режимные моменты

Время

Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение

8.30 - 9.20

Подготовка к завтраку, завтрак

9.20 - 9.40

Непосредственно образовательная деятельность

9.40 - 11.30

Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки

11.30 - 13.00

Подготовка к обеду, обед

13.00 - 13.20

Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей, реализация дополнительной образовательной программы и уход домой

13.20 - 14.00


Организация прогулки. Прогулка являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и взаимоотношениях людей), а также обогащают их внутренний мир. Ежедневная прогулка детей составляет 4-4,5 часа в день, в зависимости от погодных явлений. Прогулка в ГДО организовывается воспитателями 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня. При температуре воздуха ниже - 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 200 С и скорости ветра более 15 м/с (СанПиН 2.4.1.3049-13) Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Для осуществления задач всестороннего развития ребенка-дошкольника на территории ГДО имеются участки для каждой возрастной группы. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр, игр с песком и водой, самостоятельной деятельности и развития движений детей. В теплое время года педагоги используют выносной материал: спортивное оборудование, оборудование для экспериментирования, игр с песком и водой. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, цель таких игр - развитие основных движений, умение соблюдать правила и играть в коллективе. Подвижные игры проводятся в начале прогулки, если занятия были связаны с малой подвижность; в середине прогулки или за полчаса до ее окончания когда дети выходят на прогулку после проведения образовательных областей «Музыка» и «Физическое развитие». Во время прогулок воспитатели используют народные игры с предметами. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуем спортивные упражнения. В зимний период - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, летом - катание на велосипедах, самокатах. Во время прогулки идет реализация образовательной области «Труд», так, например, в осенний период дети собирают гербарий, семена растений, которые будут высаживать весной, зимой - дети сгребают снег для изготовления горки, чистят дорожки. Выполнение трудовых поручений помогает детям овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания, которые предлагаются детям, посильны и вместе с тем требуют от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Организация питания. Питание детей осуществляется по десятидневному меню в соответствии со временем года. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы старшей медицинской сестрой и соответствующей записи в журнале готовой продукции. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение. Основными принципами организации питания в ГДО являются: максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона; соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка; правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд; оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки (мыть руки перед едой, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо пережевывать, руки и рот вытирать бумажной салфеткой.
3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предусматривает организацию:  образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;  образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;  в самостоятельной деятельности детей;  в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Организационной основой реализации Программы является примерный календарь праздников. Воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении строиться с учетом федеральных государственных требований и в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» В.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Работа ведется через реализацию образовательных областей в течение дня и их интеграцию; разные виды детской деятельности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физкультурно-оздоровительному, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Соотношение видов детской деятельности образовательным областям Таблица № 18

Образовательная область

Вид детской деятельности

Физическая культура

Двигательная

Познание

Познавательно-исследовательская

Коммуникация

Коммуникативная

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Социализация

Игровая

Труд

Трудовая

Художественное творчество

Продуктивная

Музыка

Музыкально-художественная


Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы. Тематический план ориентирован на реализацию программы по принципу «от простого к сложному» (каждая из тем повторяется на следующем возрастном этапе дошкольного детства, при этом возрастает сложность воспитательных, развивающих и обучающих задач, мера участия в мероприятиях, направленных на органичное развитие детей в соответствии с их потенциальными возможностями). Организованная образовательная деятельность в учреждении начинается с первого сентября. Первые две недели отводятся на проведение мониторинга для выявления уровня развития детей и корректировки работы в дальнейшем. Для детей в учреждении предусмотрены каникулы ка:  с 25 декабря по 11 января - новогодние каникулы,  с 1 июня по 31 августа - летние оздоровительные каникулы.
Непосредственная непрерывная образовательная деятельность во всех возрастных группах ГДО строится на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГТ. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет 10 минут.

Регламентирование образовательного процесса на неделю Таблица № 19

Возрастная группа

Количество ННОД

в неделю

Продолжительность

ННОД

Учебная нагрузка

Средняя группа

12

20 мин.


60 минут - понедельник и среда - три занятия в день (два занятие в первую половину дня; 1 занятие во вторую половину дня - одно из них дополнительное) , 40 минут - вторник, четверг и пятница - два занятие в день (в первую половину дня)

Старшая группа

15

25 мин.

1 час 40 минут - пятницу (3 в первую половину дня, одно дополнительное во вторую), 1 час 15 минут в понедельник, вторник, среда - три занятия в день ( в понедельник 2 занятия в первую половину, одно дополнительное во вторую, вторник и среду - 3 занятия в первую половину), 50 минут в четверг - 2 занятия (в первую половину дня)



Педагогический процесс в учреждении включает организованное обучение. В ходе реализации непрерывной непосредственной образовательной деятельности идет реализация десяти образовательных областей «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Познание». Назначение состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагогов. Обучение детей строится как увлекательное проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Педагогический процесс, включает также организацию самостоятельной деятельности. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. На основании федерального государственного требования внесены изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Данная структура предусматривает: совместную деятельность взрослого и ребенка (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа, образовательная деятельность в режимные моменты); самостоятельная деятельность; взаимодействие с родителями.

3.3. Сведения о педагогических кадрах В настоящее время в ГДО работают 1 воспитатель и 1 помощник воспитателя. Один воспитатель учится в Томском педагогическом колледже. У помощника воспитателя среднее специальное образование.





















© 2010-2022