Урок по окружающему миру для 3 класса Свойства полезных ископаемых

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых» 1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых. 2. Предмет: окружающий мир (ПНШ) 3. Класс: 3 4. Автор: Сомова Л.А. 5. Тип урока: практическая работа 6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир» Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых. Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых 2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании. УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы. Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу; Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.















Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний) - Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)
- Кого называют геологами? (Геологи - это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.) Ход. урока

Тема. Целеполагания. - Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых» -Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые) -Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь) -Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли) - Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА) Цель Изучить свойства полезных ископаемых. Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых. - Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать. -Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании. - Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?
1.Определить … полезных ископаемых. (свойства) 2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании) 3. Составить … (сообщение)

-- Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ) -Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ) - Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых - Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он - удобрение. (известняк)

4. Он очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

- Молодцы! Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника. - Сейчас вы будете работать по группам. -Правила работы с оборудованием вы знаете. - План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23) -Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение. - 1 группа исследует известняк - 2 группа мрамор - А свойства песка и глины мы определим вместе. - Для работы каждая группа получила : - более подробный план проведения опытов (Приложение №1), - памятку по составлению сообщения (Приложение №2), - таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7) - картинки для оформления коллажа. - Вспомните, в чем залог успеха работы группы? (-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим) -Будем выслушивать мнение каждого. -Следовать плану и следить за временем) - На выполнение этой работы вам дается 10 минут. Исследования в группах Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых) ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Мы геологами станем

Да? - да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? - да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? - да! ( хлопок над головой).



Представление результатов
Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу. (- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода. - Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа) - проверьте свойства известняка (таблицу по слайду) размер частиц цвет известняк легче или тяжелее воды твердость Мелкие частицы, скрепленные между собой. Белый, желто-серый. Тяжелее воды, утонул. Твердый.
-поблагодарим 1 группу
Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.
У: - Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода. У: - Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа) -- проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду) цвет наличие блеска мрамор легче или тяжелее воды твердость ( в сравнении с известняком) Белый, серый, красный, черный. Матовый, но хорошо полируется, блестит. Тяжелее воды, утонул. Тверже известняка.

-поблагодорим 2 группу
- Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины


Песок и глина. - Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной . Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.
Рассказ об образовании песка и глины в природе. - Кто помнит, как образуются песок и глина? - Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так. Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно. Это - высокая и низкая температура воздуха; дождь и снег; вода и ветер; растения. - Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата - глина. - Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве. - И так мы видим, что Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины. Их сравнение. - Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины. - У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их. # Определите какого цвета песок, глина (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы) # Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины? # Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина - Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму? # Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде? Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую. Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?) - Какой вывод можно сделать? Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили. - Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка? -Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. - Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков. - песок - основной материал для получения стекла. - Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы - мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась - стекло. - Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды. - Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда. Гончаров на Руси любили и ценили. - Как еще используют глину? - Глина - это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов. - Глину используют при производстве фарфора, фаянса. -Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы. -Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки. - Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры. - Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны. -Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)

Работа над проектом. Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ. Подведение итогов - Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу. задачи 1.Определить свойства полезных ископаемых. 2. Узнать об использовании полезных ископаемых. 3. Составить сообщение. - Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились? Рефлексия Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения. Учащиеся заполняют - Кто хочет поделиться своими достижениями? Я узнал, что… Мне было интересно… У меня получилось…
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому. - На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
Домашнее задание Дифференцированное: 1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7 2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.

МБОУ Старобелокурихинская СОШ


Алтайского района






Конспект урока


Тема урока: Свойства полезных ископаемых.






Предмет: окружающий мир (ПНШ)

Класс: 3

Автор: Сомова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов





© 2010-2022