- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка В мире профессий 2 класс
Рабочая программа кружка В мире профессий 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кормилина Е.Н. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Педагогический проект
«В мире профессий»
Слушателя курсов
учителей начальных классов
группы Н - 11
учителя МОУ Ундоровского
общеобразовательного лицея
Гимадиевой Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка
3-5 2. Планируемые результаты
6-9 3. Тематический план
10-11 4. Содержание программы
11-13
5.Методическое обеспечение программы
14 6. Список литературы
15-16 7. Словарь
17-18 8. Приложение. Конспект занятия по теме: Профессия - журналист.
19-24
-
Пояснительная записка
Актуальность В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, проектом Концепции «Российское образование - 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности. Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Рабочая программа «В мире профессий» составлена на основе авторской программы «Развитие учебно - познавательных мотивов младших школьников» Галины Семеновой, педагога - психолога школы № 1106, города Москвы. Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов (33 часа, 1 час в неделю). Программа «В мире профессий» является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы кружка «В мире профессий» являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями 5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Задачи:
- Расширить представление детей о мире профессий;
- Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать речевую деятельность;
- Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
-
Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
-
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
-
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
-
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
-
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
-
что я знаю об этой профессии;
-
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
-
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
-
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему). Программа «В мире профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа «В мире профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. Объем: Программа «В мире профессий» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год.
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире профессий» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ Ундоровского общеобразовательного лицея. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире профессий», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «В мире профессий» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Регулятивные универсальные учебные действия
-
предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-
установление причинно-следственных связей;
ЗУН
Универсальные учебные действия
Обучающиеся должны знать:
Происхождение некоторых профессий. Историю их создания. Распространенные виды.
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности отдельных профессий. Уметь определять профессии по определенным признакам.
Коммуникативные УУД
-
Постановка вопросов
-
Умение выражать свои мысли полно и точно
-
Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
-
Целеполагание
-
Волевая саморегуляция
-
Оценка
-
Коррекция
Познавательные УУД
-
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме
-
Выделение познавательной цели
-
Выбор наиболее эффективного способа решения
-
Смысловое чтение
-
Анализ объектов
-
Доказательство
-
Установление причинно-следственных связей
-
Построение логической цепи рассуждений
1-й уровень (70-80% ) - 3 балла
2-й уровень (80-90% ) - 4 балла
3-й уровень (90-100%) - 5 баллов Самоконтроль: учитель (или родители). По окончании курса предусмотрено
- проведение утренника «Все профессии хороши, выбирай на вкус»;
- изготовление книжек-самоделок «Моя любимая профессия»;
- написание сочинения-рассуждения «Почему мне нравится профессия »;
- составление презентаций.
33 часа (1 час в неделю)
№
Название темы
Дата
Количество часов
1,2
Введение в мир профессий
2
«Человек - человек»
7
3,4
Профессия - следователь
2
5,6
Профессия - врач
2
7
Профессия - парикмахер
1
8
Профессия - юрист
1
9
Профессия - продавец
1
«Человек - техника»
10
10
Профессия - водитель
1
11
Профессия - строитель
1
12
Профессия - инженер
1
13
Профессия - программист
1
14
Профессия - повар
1
15
Профессия - портной
1
16,17
Профессия - космонавт
2
«Человек - художественный образ»
4
18, 19
Профессия - писатель
2
20
Профессия - актер
1
21
Профессия - фотограф
1
22, 23
Профессия - архитектор
2
«Человек - знаковая система»
4
24,25
Профессия - бухгалтер
2
26,27
Профессия - журналист
2
«Человек - природа»
5
28,29
Профессия - биолог
2
30
Профессия - агроном
1
31,32
Профессия - эколог
2
33,34
Все профессии хороши, выбирай на вкус
2
4. Содержание программы
№ п\п
Раздел \ Тема
Теория
Практические действия или трудовые операции (примерные)
1
Введение в мир профессий
Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас»
Составление кроссворда «Профессии наших родителей».
Аппликация «Профессии» (работа в группах)
2
«Человек - человек»
Профессия - следователь
Получение информации через интернет о профессии следователя, его необходимых профессиональных качествах
Сюжетная игра «Найди по описанию»
Профессия - врач
Использование информации из дополнительных источников «Врачи»
Изготовление книжки-малышки
Профессия - парикмахер
Беседа с парикмахерами из Салона красоты. Правила гигиены.
Экскурсия в Салон красоты.
Аппликация «Прически».
Профессия - юрист
Короткая информационная справка о профессии юриста, его качествах
Составление и разгадывание ребусов
Профессия - продавец
Беседа с презентацией
Игра «Магазин» (работа в группах)
3
«Человек - техника»
Профессия - водитель
Информация из справочника «Что такое? Кто такой?»
Проект. «Макет светофора», «Транспорт»
Профессия - строитель
Историческая справка.
Беседа о профессии строителя
Лепка дома из кирпичиков (пластилин)
Профессия - инженер
Беседа с инженером ПО «Волжанка»
Сборка моделей станков из деталей конструктора
Профессия - программист
Экскурсия в кабинет информатики или в мобильный класс «Компьютер как современное достижение науки»
Работа на компьютере (тема «Интернет»)
Профессия - повар
Беседа с работником столовой лицея о «секретах» данной профессии.
Правила этикета.
Сюжетная игра «Накрываем на стол» Составление рецепта (работа в группах). Защита.
Профессия - портной
Посещение выставки в школьном кабинете технологии
Моделирование одежды из бумаги и ткани
Профессия - космонавт
Презентация «Космос»
Конструктор. Модель ракеты.
4
«Человек - художественный образ»
Профессия - писатель
Использование информации из дополнительных источников о профессии писателя, о его необходимых качествах
Почему мне нравится профессия . . .
Профессия - актер
Личные наблюдения из просмотра фильмов, концертов, спектаклей
Мини-спектакль
Профессия - фотограф
Беседа с фотографом из Салона красоты.
Составление презентации
Профессия - архитектор
Информация из дополнительной литературы
Проект. «Моё село. Мой дом».
5
«Человек - знаковая система»
Профессия - бухгалтер
Беседа с бухгалтером лицея о данной профессии, о необходимых качествах
Сюжетная игра «Семейный бюджет»
Профессия - журналист
Презентация
«Журналисты».
Заметка в классную газету.
1 группа - Школа искусств.
2 группа - Зоомагазин.
3 группа - Лицей.
6
«Человек - природа»
Профессия - биолог
Экскурсия в кабинет биологии лицея.
Рисование восковыми мелками и лепка из соленого теста
животных и растений
Профессия - агроном
Роль растений в жизни человека Презентация «Они с нами рядом»
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений.
Составление памятки по уходу за комнатными растениями.
Профессия - эколог
Беседа с сотрудниками Ундоровского палеонтологического музея
Экскурсия в Ундоровский палеонтологический музей. Изонить «Растения», «Животные».
7
Все профессии хороши, выбирай на вкус
Составление конкурсных заданий (работа в группах).
Итоговый тест.
Утренник «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
5. Методическое обеспечение программы «В мире профессий» Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций. Программа «В мире профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.
6. Список литературы
Литература для учителя
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.- 41 с. 6. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с. 7. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991. 8. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // «Начальная школа», 2007. - № 2, 5, 7 9. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990. 10. Мир профессий: Человек - природа. - М.: Молодая гвардия, 1985. 11. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986. 12. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988. 13. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988. 14. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987. 15. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992. Литература для обучающихся
-
Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
-
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. - М.: Педагогика, 1988. - 384 с.
-
Что такое. Кто такой: В 3 т. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика, 1990. - 384 с.
Словарь
Агроно́м - специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии. Актёр (фр. acteur, от лат. actor - исполнитель) - исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино. Архите́ктор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) - «главный строитель») - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений. Биолог - человек, имеющий образование в области биологии или профессионально занимающийся этой наукой. Бухгалтер - это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия и так далее. Журналист - человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста является описание необычных (непривычных) действий для развлечения читателя (слушателя, зрителя). Главная цель журналиста - создание текстов, обеспечивающих их массовое потребление (чтение, просмотр, прослушивание). Води́тель или шофёр (фр. chauffeur - «истопник») - человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус и др.). Кроме того, водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Изредка водителем называют и пилота самолёта. Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность) - специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Космона́вт (астрона́вт, тайкона́вт), - человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. Лётчик - человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор. Медици́нская сестра́ (медици́нский брат) - специалист со средним медицинским образованием. Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу. Медицинская сестра выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. Парикмахер, парикмахер-стилист - специалист в области создания стиля человека с помощью причёски. Перево́дчик - специалист, занимающийся переводом, то есть созданием письменного или устного текста на определенном языке, эквивалентного письменному или устному тексту на другом языке. Писа́тель (реже литератор) - человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). По́вар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания. Портно́й (от др.русск. порть - нарез или кусок ткани, одежда; устар. швец, швея) - ремесленная профессия по изготовлению одежды из разнообразных материалов. Основной материал- текстильное полотно. В задачи портного входит нарезкаматериалов на детали и соединение их. Рабочими инструментами портного издревле являются игла, напёрсток, ножницы. С XIX века всё большее употребление приобрела швейная машинка. Продавец (в женском роде - продавщица) в узком смысле - лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара (лицо, оказывающее услуги, продавцом не называется). Программи́ст - специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для ЭВМ, то есть программированием. Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Строитель - профессия, связанная со строительством. Фото́граф - человек, создающий фотографии при помощи фотоаппарата. Профессионализм: по этому критерию принято разделять фотографов на фотографов-любителей (фотолюбителей) и профессиональных фотографов. Фотолюбитель - человек, занимающийся фотографией для собственного удовольствия или развлечения, снимающий для семьи, друзей, для своего блога, размещенного в интернете и т. п. Профессиональный фотограф - человек, который, как правило, имеет соответствующее образование, опыт работы и чей основной доход составляют заработки от фотосъемок. Эколог - это профессионал, занимающийся изучением взаимодействия общества с природой. Юри́ст (от лат. jus - право) (нем. Jurist, англ. Jurist) - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Занятие внеурочной деятельности «В мире профессий».
Тема: Профессия-журналист.
Тип : Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
-
Образовательные.
-
Формировать учебно-познавательные мотивы.
-
Расширить представление детей о мире профессий.
-
Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
2. Развивающие.
-
Развивать речь учащихся.
-
Развивать логическое мышление на всех этапах занятия.
-
Развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные.
-
Воспитывать интерес к миру профессий, желание обладать теми положительными человеческими качествами, которые требует профессия журналиста.
-
Умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах и группах, объективно оценивать свою работу во время самопроверки на всех этапах занятия.
Универсальные учебные действия.
1. Продолжить работу над умением участвовать в диалоге и
обосновывать высказанное суждение.
2. Закрепить навыки контроля, самоконтроля на всех этапах занятия
через сравнение полученных результатов с результатами контрольного листа.
3. Развивать навык работы в парах и группах в ходе выполнения
заданий.
4. Развивать умение выделять существенные признаки объектов,
сравнивать, классифицировать, обобщать на всех этапа занятия.
5. Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Оборудование. У учителя: дидактические карточки для упражнения на внимание, дидактические карточки со способностями (хорошая зрительная память, наблюдательность, богатый словарный запас, сообразительность, смекалка...); видеосъёмка, дидактическая карточка образец для танграма; компьютер с проектором.
У учащихся: тетради, танграм.
Ходзанятия.
-
Организация класса.
-
1. Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с миром профессий.
2. Упражнение на развитие внимания.
Цель: проверить своё внимание.
-Люди любой профессии должны быть внимательными.
Дидактическая карточка
АВРНКЕАПАРХИТЕКТОРВНПГШЕШЩ
ВЕУКАБИОЛОГРПОСВОДИТЕЛЬГКРПР
ПШЕГКЖУРНАЛИСТИПРАЫИАШРГЫ
ЕУПАКУШУШЛВСЛЕДОВАТЕЛЬКПУШ
-В этой карточке спрятаны 5 названий профессий. Нужно найти их.
Самопроверка.
Вывод: Какая новая профессия появилась?
-Мы сегодня познакомимся с новой профессией, которая называется журналист.
-А кто такой журналист?
Журналист - профессиональный литературный работник газет,
журналов, радио и телевидения.
Журналистами являются: литературный редактор, критик,
обозреватель, фельетонист, очеркист, корреспондент, репортёр,
фоторепортёр.
-Какие учебные предметы необходимо знать будущему
журналисту?
-Зачем ему нужны знания математики, русского и иностранного
языка, истории, географии?
Мы узнаем какими способностями должен обладать журналист.
-
Знакомство со способностями журналистов.
1.Наблюдательность.
Цель: развивать наблюдательность.
-Многие события, которые журналист описывает в своих статьях,
он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней.
В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
-Сейчас проверим вашу наблюдательность. Мы с вами посмотрим
фрагмент фильма после чего вам будет необходимо ответить на
вопросы.
Просмотр фильма.
Беседа по вопросам:
-Сколько человек вы видели на видеоролике?
-Чем занимались люди?
-Где происходит действие?
Вывод: журналист должен быть очень наблюдательным.
2. Хорошая зрительная память .
Цель: проверка зрительной памяти и грамотности.
-Что было бы если журналист не научился грамотно писать и не обладал отличной зрительной памятью?
-Сейчас мы это проверим. Прочитайте отрывок, написанный на доске. Запомните его.
У вас есть на столе карточка с заданием.
Прочитайте отрывок. Допишите пропущенные слова.
Дидактическая карточка
Первая рукописная газета « … » появилась
в …веке. Первую печатную газету стали издавать при … .
Первый номер газеты был напечатан 16 декабря 1702 года.
Газета называлась «Ведомости» от слова «ведать».
Работаем в парах.
Взаимопроверка.
Вывод: журналист должен обладать хорошей зрительной памятью и быть грамотным.
Физминутка.
Трактор водит тракторист.
Электричку -машинист.
Стены выкрасил маляр.
Доску выстругал столяр.
В доме свет провёл электрик.
В шахте трудится шахтёр.
В жаркой кузнице -кузнец.
Кто всё знает молодец!
3.Большой словарный запас.
Цель: проверка словарного запаса.
-Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов?
-А если он знает 20, 50, 100 слов?
-Количество слов, которые использует человек в своём общении, называется словарным запасом.
-Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у журналиста?
-Для того, чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли,
в его багаже должно быть не менее 2000 слов.
А теперь попробуем проверить ваш словарный запас.
-Попробуйте вспомнить 10 профессий на букву П.
(плотник, пекарь, певец, портной, поэт, пианист, почтальон, продавец, писатель, повар.)
Работаем в группах.
Вспомним правила общего обсуждения:
Не говорить всем сразу.
Смотреть на говорящего, слушать.
Возражая или не соглашаясь с другим, обращаться к нему лично.
Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
Стараться понять друг друга.
Самопроверка.
4.Умение кратко и понятно излагать свои мысли. Находить простые и доступные объяснения.
Соедини в пары родственные профессии.
Работа в группах.
ковбой экскурсовод
дирижёр охотник
дантист капельмейстер
архитектор стоматолог
гид пастух
егерь зодчий
Вывод: журналист должен уметь кратко и понятно излагать
свои мысли.
5.Умение поддержать беседу.
Цель: развитие речи.
-Вы сейчас в парах должны попробовать взять интервью по теме:
« Кем я хочу стать».
Вывод: у журналиста должна быть хорошая речь, дикция, он должен уметь вести беседу.
6.Быть сообразительным, обладать смекалкой.
Танграм
Цель: собрать из геометрических фигур модель человека.
Вывод: из каких геометрических фигур состоит модель.
Музыкальная физпауза.
-
Практическая работа.
Цель: развитие умения составлять текст.
-Составим заметку для нашей классной газеты.
Работаем в группах:
1 группа - о школе искусств.
2 группа - о зоомагазине.
3 группа - о лицее.
Пересказ составленного текста.
Вывод: что такое текст?
-Какие части текста вы знаете?
-Вид вашего текста (повествование, рассуждение, описание)
-
Итог занятия. Рефлексия.
-Какими способностями должен обладать журналист?
-Какие задания было легко выполнять?
-Какие задания вызвали затруднения?
-Какое настроение у вас было во время занятия?
-Понравилось ли вам занятие?
Молодцы, спасибо за работу.
23