- Преподавателю
- Начальные классы
- Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря на уроках чтения
Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря на уроках чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фролова И.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озерская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат II вида»
Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря на уроках чтения
Номинация: инновации в специальном (коррекционном) образовании.
Фролова
Ирина
Александровна,
учитель начальных классов
2015
Содержание
Введение………………………………………………………….…………………………3
- Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы…………..………………………….……………………...………… 5
- Особенности развития речи младших слабослышащих школьников……….………………………………………………………...….5
- Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы.……………………………….…………………………………...6
- Драматизация как методический прием………………………..…………...8
- Использование приема драматизации на уроках литературного чтения в школе для слабослышащих детей.…………………...…………………………….…....9
- Изучение речевого развития……………………………..........…….……….9
- Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения………………………………………………..………………………..10
- Повторное обследование развития речи…………………………..……….12
- Заключение…………………………….….…..…………………………………14
Введение
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик»
Л. Н. Толстой
Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного речевого общения, умения связно, последовательно и логично излагать свои мысли. Чтение, являясь в период начального обучения одним из главных средств открытия мира, связано с развитием лингвистического мышления, которое предполагает не только уяснение значения слов, частей слова, но и сообщение в целом смысла высказывания, мотивов, отношений автора к событиям. Драматизация и ее элементы способствуют развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребенка, действенным компонентом его общего развития. Она влияет на речь детей, в силу двух причин: использования в качестве основы лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации речевого общения. Современные требования к специальной школе предполагают обновление и совершенствование методов, приемов и содержание обучения, улучшение подготовки школьников к самостоятельной жизни. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от их уровня овладения речью. Планируя учебный и воспитательный процесс, нужно во главу угла ставить личность ребенка с его недостатками и возможностями Таким образом, передо мной стояла проблема какие методы и приемы оказывают положительное влияние на речевое развитие слабослышащих учащихся, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Объектом исследования в моей работе выступает процесс активизации словаря слабослышащих школьников на уроках чтения. Предмет исследования: условия систематического использования приемов драматизации на уроках чтения как средства активизации словаря. Гипотеза: активизация словаря у младших слабослышащих школьников будет более эффективна, если обучение будет проходить в определенной последовательности и с использованием различных приемов драматизации. Цель: выявить возможность систематического использования приемов драматизации на уроках чтения как эффективный методический прием активизации словаря младших слабослышащих школьников. Задачи: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; - ознакомиться с медицинской документацией детей класса; - отследить динамику и перспективы работы развития речи на уроках чтения посредством приемов драматизации; - осуществить анализ проведенной работы и отобрать приемлемые методы использования приемов драматизации в обучении младших слабослышащих школьников.
Новизна: Данные приемы использования элементов драматизации на уроках литературного чтения можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что мной разработана и экспериментально апробирована система занятий, ориентированная на активизацию словаря с помощью приемов театрализованной деятельности. Что позволяет использовать ее в практике школьных общеобразовательных учреждений II вида.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА
1. Изучение и анализ научно теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задач рабочей гипотезы
2. Наблюдение за уровнем активизации словаря учащихся на уроках литературного чтения с использованием приемов драматизации
3. Разработка и реализация уроков для младших слабослышащих школьников с целью создания условий, способствующих активизации словаря
4. Ожидаемые результаты
1. Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы
- Особенности развития речи младших слабослышащих школьников
Речь рассматривают и как деятельность, и как результат деятельности и характеризуют ее обычно через сопоставление с языком: язык (код) - средство общения, речь - производимый с помощью языка вид общения. Речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени и реализуется в пространстве, она материальна, активна, динамична, линейна, субъективна, индивидуальна, произвольна, обращена к определенной цели, обусловлена контекстно и ситуативно, не допускает элементы случайного и неупорядоченного. В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом не константные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Ж. И. Шиф выделяет следующие четыре психологических условия, определяющих особенности формирования у слабослышащих детей словесной речи. Первое условие заключается в том, что у глухих детей наблюдаются иные сенсорные основы формирования первичных образов слов, чем у слышащих детей. У слышащих детей первичным образом слова является слуховой, у детей с нарушенным слухом - зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями (написанное, дактилируемое или артикулируемое слово). У детей с нарушениями слуха зрительное восприятие слов («глобальное чтение»), написанных на табличках, начинается с нерасчлененного восприятия и узнавания табличек (сначала - по цвету, фактуре, позднее - по первой букве слова и т.п.). Эти таблички педагог соотносит с определенными предметами и действиями, т.е. благодаря зрительному восприятию слов у детей с нарушенным слухом закладываются представления о сигнальных функциях слов и их фонетическом строе. Для таких детей зрительное восприятие слов - первый этап знакомства с языком Второе условие - другой порядок анализа речевого материала, чем у слышащих. Овладевая речью, слышащий ребенок схватывает фонетический образ слова, практически членит его на слоги, потом на «азбучные звуки». Умение выделить слово из речевого потока у слышащего ребенка появляется гораздо позднее, чем умение говорить. Точный анализ состава слова достигается позднее - при бучении грамоте. Дискретность слов легче воспринимается на глаз, чем на слух. У детей с нарушенным слухом знакомство со словом начинается с его зрительного восприятия. При обучении устной речи на определенном уровне овладения произношением у них появляется послоговое членение слов. При этом происходит перестройка побуквенного анализа слова: отношения речедвигательных компонентов и зрительного восприятия в известной мере перепаиваются по типу отношений, имеющихся при сохранном восприятии. Таким образом, у слабослышащего ребенка, воспринимающего слово побуквенно, но обучающегося произносить его слогам, зрительное восприятие должно попасть под влияние двигательных компонентов речи, которые ведут его за собой. Эта перестройка происходит медленно, поскольку в сенсорном речевом опыте у детей с нарушенным слухом зрительный образ слова длительно доминирует над медленнее развивающимся двигательным его образом. Третье условие формирования речи у слабослышащих детей - другие сравнении со слышащими детьми типы грамматических преобразований, причиной чего является иная сенсорная основа овладения речью. Звучащее слово воспринимается слышащими как единое целое, в случае преобразований оно часто начинает звучать по-другому (например, меняется ударение). У детей с нарушенным слухом образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто «внешними». Четвертое условие - своеобразные и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков. Известно, что чем ближе вторичные отклонения к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция. Произносительная сторона речи находится в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, и ее формирование оказывается наиболее трудным делом.
- Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы
Термины «развитие речи» и «речевое развитие» часто используются в методических работах как синонимичные, между тем речевое развитие - это скорее личностная характеристика. Речевое развитие можно рассматривать и как процесс качественных изменений в овладении ребенком речью, и как результат этого процесса (уровень овладения речью на данный момент). Развитие речи тоже может рассматриваться как процесс, но процесс учебный, что предполагает сосредоточение внимания на целях, содержании, методах, приемах, формах обучения. Таким образом, речевое развитие выступает целью работы по развитию речи учащихся. В методике развитие речи принято выделять две основные задачи:
- Формирование навыков грамотной речи учащихся;
- Формирование навыков коммуникативно целесообразной речи.
- Обогащение словаря.
- Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
- Активизация словаря.
- Драматизация как методический прием
Драматизация способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин: 1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения; 2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы. При использовании приёма драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, всё более усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
- анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев;
- постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвует несколько человек) «живых картин»;
- подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов движений);
- чтение по ролям;
- драматизация развёрнутой формы (инсценирование).
Драматизация в полном объеме строится по следующему плану:
- восприятие материала, который предстоит драматизировать;
- анализ содержания и языка произведения в целях проведения драматизации:
- воссоздание обстановки действия (выборочное чтение или частичный пересказ, графическое или словесное рисование) с целью мысленного оформления декораций;
- перечисление действующих лиц с целью определения количества ролей и их исполнителей;
- описание внешности персонажей с целью выразительного разыгрывания в лицах;
- выделение особенностей речи действующих лиц, если они имеются, с целью передачи живой речи героев;
- характеристика персонажей с целью выразительного разыгрывания в лицах;
- определение порядка и мотивов действий героев с целью напоминания актерам последовательности сюжета;
- разработка мизансцены (расположение героев) с целью «оказания помощи» учителю-режиссеру в постановке произведения или эпизода из него;
- заключительный показ;
- подведение итогов проделанной работы и оценка ее результатов.
2. Использование приема драматизации на уроках литературного чтения в школе для слабослышащих детей
- Изучение речевого развития.
Обучение слабослышащих детей языку обязательно предполагает всестороннее и систематическое изучение учителем их речи. Оно направлено на выявление как типичных, так и индивидуальных особенностей речи слабослышащих учеников. Проанализировав методики для обследования лексического строя речи, считаю наиболее эффективными: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, И.А. Архиповой, М.А. Поваляевой. В эту методику исследования состояния лексического строя речи вошли задания по изучению: пассивного словаря; активного словаря; антонимии; синонимии; способности к объяснению значения слова. Коррекционно-развивающая работа строилась следующим образом: каждая неделя посвящалось одной лексической теме. Изучение речи проводила в виде предварительного обследования и текущих наблюдений за процессом овладения произношением, словарем, грамматическими навыками с учениками второго (вспомогательного) класса. Полученный материал фиксировала и анализировала. Предварительное обследование состояло из 2-х блоков заданий:
1 блок - исследование объема пассивного словаря.
2 блок - исследование объема активного словаря
Все отметки заносились в протоколы (см. в приложении 1). Материалом для обследования служили предметные и сюжетные картинки, а также слова (см. протоколы в приложении 2). В ходе проведения исследования были получены результаты, которые я отразила в таблице 1:
Таблица 1.
Предварительное обследование активного и пассивного словаря учащихся
Данные свидетельствуют о том, что пассивный словарь преобладает над активным. Таким образом, анализ по результатам обследования показал, что дети обладают недостаточным словарным запасом. В речи используют преимущественно слова в границах личного опыта. При ответах на вопросы, предложения строятся в виде отдельных слов. У всех учащихся страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, словарь сформирован хаотично, не организованно. Мои инструкции дети воспринимали с трудом, поэтому не сразу выполняли задание, у 3 из 6 испытуемых детей ответы были не уверенными.
2.2. Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения.
Выяснив, что у учащихся моего класса пассивный словарь преобладает над активным, изучив методическую литературу, я разработала систему упражнений на основе приемов драматизации. Для реализации лексических тем были разработаны конспекты уроков чтения, имеющие четкую структуру. Цель разработки применения приемов драматизации: повышение уровня активного словаря младших слабослышащих школьников в процессе специальной коррекционно-педагогической работы. Задачи: - разработать приемы использования элементов драматизации на уроках чтения, соответствующие индивидуальным особенностям слабослышащих учащихся; - подобрать виды упражнений на некоторых этапах уроков чтения; - апробировать приемы; - внедрить предложенную методику в практику. С целью активизации словаря свою работу я представляю в виде следующих основных этапов. Учитывая специфику восприятия слабослышащих детей, я подобрала специальные упражнения, иллюстрированный материал и, распределила их следующим образом:
1. Блок. Фонетическая зарядка
-
Упражнения для развития речевого дыхания и голоса
-
Речевая зарядка
-
Психогимнастика. Пластические этюды.
- Пальчиковые игры
2. Блок. Первичное знакомство с произведением
- Рассматривание иллюстраций
- Словарная работа
- Чтение или рассказывание педагогом
3. Блок. Работа по запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажами
- Дидактические игры, способствующие запоминанию сюжета
- Игры для запоминания ролевых диалогов
- Различные виды театра
4. Блок. Работа над выразительностью образа
- Составление словесных портретов героев
- Проигрывание этюдов «Примеряем роль»
- Упражнения для вхождения в образ
- Игры и упражнения на развитие основных эмоций
5. Блок. Подбор музыкального сопровождения.
- Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовок
- Движение под музыку
6. Блок. Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декораций
7. Блок. Показ спектакля.
Более подробное описание целей, задач, примерных упражнений для каждого блока см. в приложении 3. Апробация: Метод драматизации художественных произведений я применяю на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении сказок. Сказка - наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы. В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребенка. Пожалуй, ни к одному из других жанров в большей степени не относятся слова К.Д. Ушинского о том, что чтение - это упражнение в нравственном чувстве. Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. Ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания. Технологичность: Методы драматизации просты в применении. Слабослышащим школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь героев. Именно в драматизации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Я разработала и провела серию уроков чтения с детьми моего класса по сказке «Теремок» (см. приложение 4). По завершении организовала повторное обследование состояния речи учащихся (см. протоколы в приложении 5).
2.3. Повторное обследование развития речи. Я использовала ту же методику, данные по обследованию я зафиксировала и вывела в таблицу 2.
Таблица 2
Повторное обследование словаря
Из таблицы 2 видно, что уровень активного и пассивного словаря повысился. В таблице 3 сведены данные предварительного и повторного обследования учащихся.
Таблица 3 Сводная таблица данных предварительного и повторного обследования учащихся
По результатам предварительного этапа обследования пассивного словаря (1 блок заданий) в классе повысились показатели среднего уровня знаний с 83% до 93%. По результатам обследования активного словаря (2 блок заданий) в группе не стало детей с низким уровнем знаний. Средний уровень составляет 83%. Механизм оценки: Таким образом, опираясь на полученные данные, я могу сказать, что развитие речи (а именно употребление в активном словаре лексики) у младших слабослышащих школьников повысилось весьма успешно в результате применения видов драматизации в определенной последовательности и с использованием иллюстративного материала.
Заключение
Современный этап развития специального образования требует от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка с отклонениями в развитии. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира. Основополагающими для моего исследования являлись данные сурдопедагогики об особенностях речевого развития детей с нарушениями слуха. Исследования речи слабослышащих позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям. Овладение языком в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений. Все эти особенности приводят к некоторому своеобразию усвоения учебного материала школьниками. С учетом особенностей развития речи этих детей учеными создана специальная система обучения языку, имеющая коррекционную направленность. В этом специальном процессе корригируются или заново воссоздаются наиболее важные для человека психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению формируются речь и понятийное мышление, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов. Педагогический процесс в школе слабослышащих строится таким образом, чтобы, с одной стороны, расширить возможности учащихся самостоятельного обогащения их речи вне специального обучения, с другой - скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал (уточнение звукового состава слов, их лексических и грамматических значений, лексики в самостоятельных высказываниях). Важным источником пополнения лексического запаса учащихся являются уроки чтения, самостоятельное внеклассное чтение учащихся. Связь чтения с различными видами деятельности по прочитанному значительно активизирует внимание к тексту, познавательные интересы школьников, содействует пониманию ими отдельных частей и произведения в целом. В ходе формирования речи и ее коррекции предусматривается решение целого комплекса взаимосвязанных задач: развитие у детей понимания обращенной к ним речи; формирование продуктивной устной речи; расширение лексико-грамматического запаса; обучение диалогической и монологической речи; обучение письменной речи; формирование словарного состава и грамматического строя речи; первоначальное ознакомление с системой языка. Обучение слабослышащих детей языку обязательно предполагает всестороннее и систематическое изучение учителем их речи. Оно направлено на выявление как типичных, так и индивидуальных особенностей речи слабослышащих учеников. Изучение речи проводится в виде предварительного обследования и текущих наблюдений за процессом овладения произношением, словарем, грамматическими навыками. Полученный материал фиксируется, анализируется, а затем сравнивается с результатами проводившихся ранее наблюдений. Такой сравнительный анализ позволяет увидеть динамику речевого развития ребенка, его характерные тенденции и в связи с этим оценить эффективность усилий учителя и наметить пути дальнейшей работы. Я рассматривала, какую важную роль играет возможность использования драматизации на уроках чтения как эффективный методический прием активизации словаря младших слабослышащих школьников. Я имела возможность пронаблюдать, насколько существенно изменяются показатели, уровни сформированности словарного запаса у детей после использования разработанных мной упражнений, дидактического материала в положительную сторону. Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
Наличие результатов: И из всего этого можно сделать вывод, что активизация словаря у младших слабослышащих школьников будет более эффективна, если обучение будет проходить в определенной последовательности и с использованием различных приемов драматизации, что является очень значимым и необходимым в системе обучения детей языку. Эффективность применения системы занятий, ориентированных на активизацию словаря с помощью приемов драматизации, дает возможность широкого использования ее в практике школьных общеобразовательных учреждений II вида. Использование метода драматизации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на речевое развитие учащихся, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне качества обучения. Подтверждение этому - участие детей в речевых праздниках с показом сценок, в публичном чтении стихотворений для других мероприятий.
Список литературы
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - Москва: ВЛАДОС, 2004.- 316 с.
- Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: Кн. для учителя/ Р.М. Боскис. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1988.- 128 с.: ил
- Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]/ Р.М. Боскис - Москва: Изд-во ЛПИ РСФСР 1963.
- Боскис, Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст]/ Р.М. Боскис. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1963г.
- Боскис, Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) [Текст]/ Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. - Москва: Педагогика, 1981г.
- Воюшина, М.П. Диагностика литературного и речевого развития младших школьников [Текст]/ М.П. Воюшина // Воспитание языковой личности и изучение литературы: Сб. науч. ст. / Под ред. М.П. Воюшиной и др. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002
- Дети с отклонениями в развитии [Текст]: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений/ Сост. Н.Д. Шматко.- Москва: Аквариум, 2007.- 496 с.
- Дефектологический словарь [Текст]/ Под ред. Оржанской. - Москва: Просвещение, 1970г.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] /А.Г. Зикеев. - Москва: Академия, 2000.
- Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся [Текст] / А.Г. Зикеев. - Москва: ЛОГОС, 2002. - 321 с.
- Каше, Г.А. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанные с недостатками произношения [Текст] / Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер. // под. ред. Р.Е. Левиной. - Москва : Слово, 2008 - 438 с.
- Книга для учителя школы слабослышащих [Текст]: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др /Под ред. К.Г. Коровина. - Москва: Просвещение, 1995.-160с.
- Козырева, А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения [Текст]/ А.С. Козырева //Начальная школа. - 1990 - №3. с.67-68
- Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей [Текст]: Учеб. пособие для вузов/ К.В. Комаров. - 2-е изд., испр. - Москва: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.-223с.
- Красильникова, О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения [Текст]/ О.А. Красильникова.- Москва: КАРО, 2006
- Красильникова, О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения [Текст]/ О.А. Красильникова. - Москва: КАРО, 2005.-176с.
- Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст]/ Р.И. Лалаева. - Москва, 2004
- Леонгард, Э.И. Система формирования и развития слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха [Текст] / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. // Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - Москва: Слово, 2008. - 421 с.
- Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст]/ А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - Москва: ЛОГОС, 2009. - 395 с.
- Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед институтов по спец.№2101»Рус.яз. и лит.»/ М.Р. Львов. - М., 1988. - 240 с.
- Марциновская, Е.Н. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих [Текст]/ Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Т.С. Зыкова. - Москва: Просвещение, 1980г.
- Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми [Текст]: Межвузовский сборник научных трудов. - Ленинград, 1986. - 298 с.
- Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей [Текст] / М.И. Никитина. - Москва: Просвещение, 1991.
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]/ С.Б. Забрамная, О.В.Боровик. - Москва: ВЛАДОС, 2003.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для вспомогательных классов) [Текст] /Под редакцией К.Г. Коровина, А.Г. Зикеева, Л.И. Тиграновой, И.Г. Багровой и т. д. - Москва: Просвещение, 2006.
- Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст]/ Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова - Москва: Просвещение, 1976 г.
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. - Москва: Педагогика, 2011. - 293 с.
- Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / И.Г. Багрова и др.// под ред. Е.Г. Речицкой. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
Приложение
Приложение 1.
Методика исследования: 1 блок. Исследование пассивного словаря Задание 1. Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишка, стол и т.д.». Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. Задание 2. Существительные, обозначающие части тела: «Покажи, где у тебя рука (нога, голова, живот, уши (нос, глаза).» Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания, показывает все части; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора, показывает не более 3 частей; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание 3. Глагольный словарь: Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает? Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты покажи картинку». Показ картинок (корова, курица, змея, рыба, утка, заяц, лиса, мальчик плавает, девочка прыгает, мышка - пищит). Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. Задание 4. Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
2 блок. Изучение активного словаря. 1 задание. Конкретные существительные. Цель: назвать, что нарисовано на картинках. Стимульный материал: 15 предметных картинок. Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. 2 задание. Существительные, обозначающие части тела: «Назови, где у тебя рука, нога, голова, живот, уши (нос, глаза)» Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания, показывает не менее 3 частей; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора, называет не более 2 частей; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. 3 задание. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы: - Как тебя зовут? - Кто как передвигается? - Кто как голос подаёт? - Кто что делает? (с использованием названий профессий) Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора, называет правильно не более 1-2 действий; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. 4 задание. Словарь прилагательных. - Называние цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый. Оценка: всего 4 проб, максимальное количество баллов - 2 балла. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью экспериментатора; 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена. После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, как в контрольной, так и в экспериментальной группе детей подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 - 176 баллов - среднему уровню; менее 123 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.
Приложение 2.
Протокол №1. Блок 1. Исследование объема пассивного словаря «Покажи, где…» Задания 1 и 2 (4 пробы) Словарь для проверки
Ф.И. ребенка кукла мишка машина поезд юла кубики стол мяч мальчик зайка собака кошка девочка ручка пенал Всего: Части тела: рука нога голова живот Уши (глаза, щея) Всего: Итого:
Даша А. 2 2 2 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 26 2 1 2 1 2 2
Артем Е. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 17 1 1 2 1 1 1
Алина Н. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 28 2 2 2 1 2 2
Иван С. 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 27 1 1 2 1 2 1
Валерия Т. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 29 1 1 2 1 2 1
Даниил Ф. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 28 2 2 2 1 2 2
Итого:
157
9 166
Протокол №2 Блок 1. Задания 3 и 4 (по 4 пробы) Словарь для проверки
Ф.И. ребенка
Глагольный словарь
Словарь прилагательных
Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает? Итого: оранжевый голубой розовый коричневый итого Всего:
Даша А. 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1
Артем Е. 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0
Алина Н. 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1
Иван С. 2 1 1 2 1 0 2 1 2 1
Валерия Т. 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1
Даниил Ф. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1
Итого:
6
5 11
Протокол №3 Блок 2. «Назови, что нарисовано на картинках» Задания 1 и 2 (4 пробы). Словарь для проверки
Ф.И. ребенка кукла мишка машина поезд юла кубики стол мяч мальчик зайка собака кошка девочка ручка пенал Всего: Части тела: рука нога голова живот Уши (глаза, щея) Всего: Итого: Даша А. 1 1 1 0 2 0 1 2 0 1 1 2 1 1 1 15 1 0 2 0 1 1
Артем Е. 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 0 9 1 0 0 0 1 0
Алина Н. 1 2 2 2 2 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 23 1 1 2 1 1 1
Иван С. 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 21 1 1 2 0 1 1
Валерия Т. 2 2 2 0 2 0 1 2 1 2 1 2 1 1 0 19 1 1 2 0 1 1
Даниил Ф. 1 2 2 0 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 0 20 1 0 1 0 1 1
Итого:
108
5 113
Протокол №4 Блок 2. Задания 3 и 4 (по 4 пробы). Словарь для проверки
Ф.И. ребенка
Глагольный словарь
Словарь прилагательных
Как тебя зовут? Кто как передвигается? Кто как голос подает? Кто что делает? Итого: оранжевый голубой розовый коричневый итого Всего: Даша А. 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1
Артем Е. 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Алина Н. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Иван С. 2 1 1 1 1 0 2 1 1 1
Валерия Т. 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1
Даниил Ф. 2 1 1 1 1 0 1 0 0 0
Итого:
5
4 9
Приложение 3.
Первый этап работы (1 блок) (обязательное применение иллюстраций, сюжетных картинок). Цель: - способствовать выработке правильного речевого дыхания; - развитие интонационной выразительности голоса; - совершенствование пластики движений; - улучшение координации движений пальцев рук. Предлагаю следующие упражнения:
- Развитие речевого дыхания и голоса :
- Речевая зарядка
- Рот умеет кушать, (ам-ам-ам)
- Для чего ребенку ноги? (гладим ноги)
- Психогимнастика. Пластические этюды.
- Показать: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра выполняют какую-либо работу по дому.
- Изобразить человека, который несет тяжелый груз. Показать как медведь готовится к зиме (ищет берлогу, залезает в нее, укладывается спать)
- Пальчиковые игры:
- «Моя книга» (см. приложение №5)
- Замок
- Гости
- Лесная школа» (с колючим ковриком).
Второй этап работы (2 блок) Цель: - подготовить учеников к восприятию художественного произведения - выяснение знаний слабослышащих детей о той или иной лексике, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов - формировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения
- Рассматривание иллюстраций
- Словарная работа
- Чтение или рассказывание педагогом (возможна одновременная подборка иллюстраций)
Третий этап (3 блок) Цель: - проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного - способствовать запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажами
- Дидактические игры, способствующие запоминанию сюжета
- Игры для запоминания ролевых диалогов
- «Игра в сказку» (различные виды театра)
Четвертый этап (4 блок) Цель: работа над выразительностью образа
- Составление словесных портретов героев
- Проигрывание этюдов «Примеряем роль»
- Упражнения для вхождения в образ («Хитрая лиса», «Испуганный зайчонок» и т.п.)
- Игры и упражнения на развитие основных эмоций
Пятый этап (5 блок) Подбор музыкального сопровождения.
- Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовок
- Движение под музыку
Шестой этап (6 блок) Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декораций
Седьмой этап (7 блок) Показ спектакля. Обсуждение после проигрывания произведения
Приложение 4.
Конспекты уроков чтения.
Урок 1
Тема: знакомство со сказкой «Теремок».
Цель: познакомить с содержанием сказки и ее героями. Формы и методы: подготовительная беседа, знакомство с книгой, иллюстрациями, героями сказки, комментированное чтение с демонстрацией действия при помощи кукольного театра. Словарь: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка-медведь
-
Орг.момент:
Доброе утро. Начинается урок.
-
Фонетическая зарядка
-
Мимические упражнения:
Лиса высматривает мышку.
Злой волк рыщет по лесу.
Косолапый медведь.
Зайка скачет по лесу.
-
Работа с голосом:
Волк воет: у-у-у-у (тихо и громко)
Разговор лисы и зайца: су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?
- В лесу. За-са-за-са. Ты не съешь меня лиса?
3. Речевая зарядка:
Рот умеет кушать, (ам-ам-ам)
Нос дышать, (вдох-выдох) а уши слушать, (повороты головы)
А глаза моргать- моргать, (закрываем и открываем глаза)
Руки - все хватать-хватать. (хватательные движения)
-
Работа по теме.
1. Предварительная беседа (с показом иллюстраций):
- Где живут мышка и лягушка? (в норке).
- Где живет зайчик? (под кустом). А где живет лиса?
- Где живет волк? (в логове) Как называется дом медведя?
- Правильно, медведь живет в берлоге. Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».
2. Рассказывание сказки учителем (с показом иллюстраций) и беседа по ней.
- Вот какая сказка о зверях. Как называется сказка?
- Назовите тех, кто поселился в домике - теремке.
3. Словарная работа:
а) объяснение прозвищ:
- Вспомните, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка…(норушка), лягушка…, зайчик…
б) чтение труднопроизносимых слов ( соблюдая орфоэпию):
Мышка-норушка
Лягушка-квакушка
Зайчик - побегайчик
Лисичка-сестричка
Волчок-серый бочок
4. Физминутка (гимнастика для глаз)
Дети встают, и следят за указкой учителя. На доске персонажи сказки.
5. Чтение детьми. - Кто герои сказки? (звери) - Где стоял теремок? - Кто прибежал первым? (вторым). - Что сделал медведь? - Кто тебе понравился? (не понравился). - Почему? 6. Пальчиковая гимнастика (с колючим ковриком)
Стала мышка гостей созывать: (поглаживание ладонями коврика)
И лягушка приди, и зайка приди, («прыжки» подушечками пальцев)
И лисичка приди, и волчок приди, (свободные движения по коврику)
А мишка-медведь - ну, пожалуйста. (прижимание ладоней тыльной стороной)
V. Работа в тетрадях. Аппликация по сказке.
1) - Давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. На листе у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли войти.
2) Дидактическая игра «Наведи порядок в сказке» (выкладывание персонажей по порядку).
- Расположите зверей по порядку и наклейте.
VI. Итоги урока.
- Какой был урок?
- Что мы делали?
VI. Оценки.
Урок 2
Тема: знакомство со сказкой «Теремок».
Цель: продолжать знакомить со сказкой и ее героями; совершенствовать навыки чтения; формировать навыки работы с текстом: определение темы, идеи, деление текста на логически законченные части, составление плана. Формы и методы: беседа по содержанию, выборочное чтение, практические (сюрпризный момент, игровые упражнения, игры, имитационные упражнения), Словарь: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка-медведь, жить-поживать, план.
-
Орг.момент:
Доброе утро. Начинаем мы урок.
-
Фонетическая зарядка
-
Мимические упражнения:
Лиса высматривает мышку (прищуривать глаза по очереди).
Злой волк рыщет по лесу.
Косолапый медведь.
Зайка скачет по лесу.
-
Речевая зарядка:
"Перекличка животных".
Учитель распределяет между детьми роли животных и птиц. Дети должны, увидев от ведущего картинку со своим животным, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание.
III. Работа по теме.
1. Беседа:
- Мы познакомились со сказкой…(«Теремок»).
- Кто автор сказки? (Это русская народная сказка)
2. Чтение сказки учителем.
- Я буду читать, а вы следите по книге.
(дети указкой следят по строчкам в книге)
-
Чтение сказки детьми. Устная оценка техники чтения. Перед чтением работа с дикцией и дыханием.
- Сначала сделаем гимнастику:
а) Дыхательная гимнастика: «Дышим носом»
Исходное положение - лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
б) Работа над дикцией: «Произнеси гласные звуки»
- Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали в игровой форме:
А Э О У Ы
Я Е Ё Ю И
удивленно, радостно, грустно.
- А теперь прочитайте сказку самостоятельно.
4. Формирование навыков работы с текстом, запоминание сюжетной линии, диалогов между персонажами:
а) Определение темы и идеи. - О чем сказка? (звери стали жить в теремке) - Как стали жить звери? (вместе, дружно) б) Выделение героев. - Сколько героев в сказке? (6) - Давайте их перечислим. Кто появляется первым? (Мышка) кто потом? в) Деление текста на части. Составление плана. - Разделим текст на части и составим план сказки. Закройте глаза и представьте начало сказки. Что вы видите? (Стоит в поле теремок) Он стоит пустой или в нём кто-то живёт? (Пустой) Давайте найдём в тексте отрывок, в котором говорится о теремке. (Стоит в поле теремок) - Надо ли читать дальше? (Нет, потом уже появляется мышка.) - Правильно. Отметьте карандашом, где кончилась первая часть. - Как мы её озаглавим? (Теремок - записываем на доске) - Что происходит дальше? (Появляется мышка) - Что она делает? (Она спрашивает: «Кто в тереме живет? И остаётся в нём жить.) - Прочитайте текст сказки, соответствующий второй части. (читают) - Как мы назовём эту часть? (Мышка) - Кто появляется в следующей части? (Лягушка). - Что она делает? (Она спрашивает: «Кто в тереме живет?) - Мышка и лягушка ссорились? (Нет, они жили дружно) Прочитайте текст сказки соответствующий третьей части. (читают) - Как мы назовём эту часть? (Лягушка) - Кто появляется в следующей части? (Зайчик). - Что он делает? (Стучит, спрашивает: кто живёт в домике и поселяется в нём) - Зайчик, лягушка и мышка живут дружно? Найдите и прочитайте текст этой части. Отметим окончание части. Как её можно озаглавить? (Зайчик). - Что происходит дальше? (Появляется новый персонаж - лиса.) - Что она делает? Лиса не ссорилась с жителями домика? Прочитайте эту часть сказки. Как мы её назовём? (Лиса) - Что происходит дальше? (Появляется волк). - Какой волк бывает в сказках? А в этой сказке? Что происходит в этой части? Дружно ли живут герои теремка? - Прочитайте текст этой части. Как мы её назовём? (Волк) - И вот появляется последний персонаж. Кто это? (Медведь). - Каким вы его себе представляете? Что он делает? А почему звери его не пустили? Они что злые? (Нет, просто Теремок маленький. Медведь в нём не поместится.) - Что сделал медведь? (Полез на крышу и раздавил теремок.) - Что мы можем сказать о медведе? (он глупый). Прочитайте текст этой части. Как мы назовём эту часть? (Медведь) - Вспомните начало сказки. Что там было? ( Стоит в поле теремок) - Что стало в конце? (Теремок раздавлен. Звери разбежались.) Это последняя часть сказки. - Давайте назовём все части плана. (на доске) 1) Теремок. 2) Мышка. 3) Лягушка. 4) Зайчик. 5) Лиса. 6) Волк. 7) Медведь. 8) Теремок раздавлен. - Мы составили план сказки.
Пальчиковая гимнастика: «Гости»
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу)
- Мама, мама! (Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга)
- Что, что, что? (3 раза постукивают указательные пальцы)
- Гости едут! (Постукивают мизинцы)
- Ну и что? (Постукивают указательные)
- Здрасьте, здрасьте! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)
- Чмок-чмок-чмок! (Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки)
(Последние слова и движения «Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок-чмок!» повторяются дважды).
V. Работа в тетрадях.
- Запишите число, месяц. На следующей строке название сказки, автора. План, который мы с вами разработали.
VI. Итоги урока.
- С какой сказкой мы познакомились? (Теремок.)
- Для чего мы знакомились с ней? (Мы будем играть в сказку.)
- Что мы сделали на этом уроке? (Составили план)
- На следующем уроке мы будем работать с героями сказки.
- Сегодня вы все хорошо работали. Молодцы!
VI. Оценки.
Урок 3.
Тема: знакомство со сказкой «Теремок».
Цель: закреплять навыки свободного общения детей в коллективе сверстников.
Задачи: формировать умение сотрудничать с товарищами, своевременно вступать в диалог с репликами своих персонажей. Формировать умение договариваться, распределять между собой обязанности и роли, считаться с мнением и интересами товарищей познакомить с содержанием сказки и ее героями. Систематизировать и закреплять словарный запас. Способствовать развитию исполнительских навыков в драматизации, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Формы и методы: беседа, игровые упражнения, имитационные упражнения, подготовка к показу спектакля.
Словарь: см. урок 1 и 2.
-
Орг.момент:
Доброе утро. Начинается урок.
-
Фонетическая зарядка
-
Мимические упражнения:
Лиса высматривает мышку (прищуривать глаза по очереди).
Злой волк рыщет по лесу.
Косолапый медведь.
Зайка скачет по лесу.
-
Работа с голосом:
Игра «В лесу». Дети, находясь «в лесу», перекликаются. Например: «Ваня, ау!», Алина, ау!», «Данил, ау!» и т.д.
3. Речевая зарядка:
Чтение скороговорки: Мыши с шалью шалят.
-
Работа по теме.
1. Беседа
- Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Теремок)
- Кто автор? (Народ)
- Где стоял теремок? (в поле)
- Кто первым нашел теремок? (мышка)
- Что спросила мышка-норушка, когда увидела теремок? (Терем-теремок, кто в тереме живет?)
- Кто прошел потом? (аналогично по всем персонажам)
- Кто сломал теремок? (медведь)
- А почему?(потому что медведь большой, а теремок маленький)
2. Упражнение «Узнай по движению»
(заранее подготовленный ребенок показывает движения - дети отгадывают кто это)
3. Упражнение «Узнай по голосу»
(Учитель предлагает детям выбрать картинку животного. Дети сидят спиной. По очереди выходят и произносят фразу: «Терем-теремок, кто в теремочке живет?» в соответствии со своим персонажем)
4. Распределение ролей, планирование деятельности.
_ Кто хочет быть мышкой?
- Покажи, как ходит мышка.
- Каким голосом разговаривает мышка? (показ ребенком)
- Что говорит мышка? Кому? (аналогично по каждому персонажу)
5. Игра - драматизация.
Дети в костюмах показывают сказку.
V. Итог урока:
- Что мы с вами сделали?
- Какую сказку будем показывать в следующий раз? (выбор детей по иллюстрациям книг)
Приложение 5. Протокол№ 1 Блок 1. Исследование объема пассивного словаря «Покажи, где…»
Словарь для проверки
Ф.И. ребенка кукла мишка машина поезд юла кубики стол мяч мальчик зайка собака кошка девочка ручка пенал Всего: Части тела: рука нога голова живот Уши (глаза, щея) Всего: Итого: Даша А. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 29 1 1 2 0 2 1
Артем Е. 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 24 2 2 2 0 1 2
Алина Н. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 29 2 1 2 1 1 1
Иван С. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 1 2 1 2 2
Валерия Т. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 1 2 2
Даниил Ф. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 29 2 1 2 0 1 1
Итого:
171
9 180
Протокол №2 Блок 1. Задания 3 и 4 (по 4 пробы)
Словарь для проверки
Ф.И. ребенка
Глагольный словарь
Словарь прилагательных
Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает? Итого: оранжевый голубой розовый коричневый итого Всего: Даша А. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Артем Е. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Алина Н. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Иван С. 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2
Валерия Т. 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2
Даниил Ф. 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2
Итого:
6
9 15
Протокол №3 Блок 2. Активный словарь. «Назови, что нарисовано на картинках» Задания 1 и 2 (4 пробы). Словарь для проверки
Ф.И. ребенка кукла мишка машина поезд юла кубики стол мяч мальчик зайка собака кошка девочка ручка пенал Всего: Части тела: рука нога голова живот Уши (глаза, щея) Всего: Итого: Даша А. 2 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 27 2 1 2 1 2 2
Артем Е. 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 21 2 1 2 1 1 1
Алина Н. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 2 2 2
Иван С. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 1 2 2
Валерия Т. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 29 2 2 2 1 2 2
Даниил Ф. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 29 2 2 2 1 2 2
Итого:
166
11 177
Протокол №4 Блок 2. Задания 3 и 4 (по 4 пробы). Словарь для проверки
Ф.И. ребенка
Глагольный словарь
Словарь прилагательных
Как тебя зовут? Кто как передвигается? Кто как голос подает? Кто что делает? Итого: оранжевый голубой розовый коричневый итого Всего: Даша А. 2 1 2 1 1 1 2 2 2 2
Артем Е. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Алина Н. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Иван С. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2
Валерия Т. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2
Даниил Ф. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Итого:
10
11 21