- Преподавателю
- Начальные классы
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через уроки физической культуры
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через уроки физической культуры
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полуситова Е.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
через уроки физической культуры В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Давайте остановимся на основных факторах способствующих укреплению здоровья детей в школе:
- Технология обучения, содействующая здоровью
- Рациональный режим обучения
- Сбалансированное питание
- Психологическая и социальная поддержка
- Рациональный двигательный режим
- Оптимальная учебная нагрузка
- Условия соответствующие СанПиНам
- Охрана психического здоровья
- Своевременные медицинские услуги
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» имеет много трактовок. Я хочу предложить вам определение Петрова.
Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
В настоящее время остро назрела ситуация использования педагогических технологий, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, а способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.
Задача педагогов школы - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрел здоровье или хотя бы не потерял его.
В 20013-2014 учебном году из 27 первоклассников моего класса
здоровыми были только 4 ученика, остальные имели различные заболевания.
В начале учебного года дети начали болеть простудными заболеваниями, т.как пришли в школу с ослабленным иммунитетом и диагнозом часто длительно болеющие и ГНМ, некоторые жаловались на головную боль(это дети которые стоят на учете у невропатолога).ВСД и МСД
С первых дней обучения возникла проблема - быстрая утомляемость учащихся.
Основной целью моей работы на 4 года стало создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья. Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно
Перед собой я поставила задачи, которые помогут сохранить и улучшить здоровье учащихся.
-
Поддержание в ученическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
-
Организация оптимального двигательного режима, с использованием комплексов профилактических и оздоровительных упражнений.
-
Формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам.
В своей работе использую следующие направления:
-
учебный режим;
-
формирование здорового образа жизни;
-
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
-
профилактическая работа;
-
питание и медицинское обеспечение.
Предлагаю более подробно остановиться на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, а именно на уроке физической культуры
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале, в зале ритмической гимнастики, в бассейне. На уроках осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его группой здоровья. Используются различные формы работы.
Условия, способствующие укреплению здоровья
Гимнастика, танцетерапия;
Закаливание;
Точечный массаж;
Физиолечение;
Лечебный массаж;
ЛФК;
Дни здоровья;(участие)
Регулярные визиты к врачам
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Организация учебной деятельности
-
строгие дозированные физические нагрузки;
-
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 мин
3 фаза преодолеваемого утомления.
-
использование принципа доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
-
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
-
соблюдение гигиенических требований;
-
благоприятный эмоциональный настрой;
-
создание комфортности.
Создание комфортных условий на уроке.
-
температура и свежесть воздуха;
-
рациональное освещение зала;
-
исключение монотонных звуковых раздражителей;
-
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
-
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
-
наличие аптечки;
-
спортивный инвентарь
-
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Индивидуально-дифференцированный подход.
-
работа в индивидуальном темпе
-
возможность обратиться за помощью
-
отсутствие страха ошибиться
-
положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят праздники, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Работа по здоровьесбережению ведется совместно с родителями. Мы часто выезжаем в лес, устраиваем соревнования, конкурсы. Традиционными стали мероприятия : «Мама, папа, я - спортивная семья», «Дни здоровья»
Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.
В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в начальной школе начинается с зарядки. Во время уроков с целью расслабления проводятся релаксационные упражнения, массаж активных точек, который выполняет профилактическую и оздоровительную функцию.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.
Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика.
Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть. «Разминаем пальчики» Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный - работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец - помогает работе сердца. «Метод пяти пальцев». М - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С - состояние духа. Каким было сегодня моё настроение? У - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б - бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья
В конце 1 класса прошел медосмотр детей. Количество детей страдающих простудными заболеваниями снизилось. За счет этого здоровых детей стало больше. Система работы по здоровьесбережению помогла повысить иммунитет и улучшить здоровье учеников.
Результат:
- хорошая работоспособность
- низкая утомляемость
- психологический комфорт
Грамотная забота о здоровье -
обязательное условие
образовательного процесса