Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение»

( УМК Система Л.В. Занкова)

1 класс Согласно Положению о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС НОО, данная рабочая программа включает следующие разделы: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; 6) содержание учебного предмета; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; 9) календарно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских программ Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте», В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», (Образовательная Система Л.В. Занкова. Федеральный образовательный стандарт. Программы начального общего образования в 2-х частях. Часть 1.Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012) и учебного плана МБОУ гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского города Смоленска на 2014-2015 учебный год.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» Н.В. Нечаевой к учебному предмету «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой (22 учебная неделя). Обучение чтению идет параллельно с обучением письму с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Ребенок учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Итогом работы по предмету «Литературное чтение» может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным. Цель - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Задачи обучения грамоте:

  • Овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
  • Овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;
  • Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
  • Развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
  • Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.
Основная цель предмета «Литературное чтение» - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Задачами предмета «Литературное чтение», ориентированными на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
  • Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле.
  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре.
  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования.
  • Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем предметам.
  • Развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), анализе и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

2. Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Литературное чтение» построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание предмета «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. Знакомство с жанрами и темами произведений, основными призна­ками сказки, стихотворения, рассказа позволяет развивать литературоведческие понятия младших школьников. Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю): «Обучение грамоте» (88 часов), «Литературное чтение» (44 часа).

Работа по данному курсу обеспечивается: - Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014 - Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради по чтению к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 - Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Формы организации учебного процесса: - индивидуальные; - индивидуально-групповые; - фронтальные; - работа в парах. Авторские программы Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте» и В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» рассчитаны на 32 учебные недели. Учебным планом гимназии на 2014-2015 учебный год предусмотрено 33 недели, поэтому в авторскую программу внесены изменения, а именно, добавлены 4 часа. В авторскую программу внесены изменения: по программе - 40 часов, в рабочей программе - 44 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (УУД).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;

- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

- чувство любви к природе родного края;

- основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - ориентации на здоровый образ жизни; - стремление к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности:

- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

- участвовать в оценке результатов деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- структуировать знания;

- группировать тексты по заданному основанию;

- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению на уроке;

- уважать мнение собеседников;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - находить и придумывать рифмы; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам. Обучающийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывания по образцу; - формулировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части; - находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.

Круг детского чтения

Обучающийся научится: - определять автора и название книги; - называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; - понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации); - ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»,; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»); - понимать назначение библиотеки.

Обучающийся получит возможность научится: - ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; - определять заинтересовавший круг текстов и произведений; - делать сообщение о понравившейся книге; - ориентироваться в профессиях, связанных с книгами; - использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях; - рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится: - отличать стихотворный текст от прозаического; - отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объёму тексты: художественный и научный; - представлять многообразие жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка); - представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать понятия «художественная литература», «научная литература»;

- отличать фольклорный текст от литературного;

- различать произведения малых фольклорных жанров;

- находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

- видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится: - откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок; - подбирать иллюстрации к литературному произведению; - создавать рисунки-иллюстрации к произведениям; - выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

- выделять доминанту характера животных - героев народных сказок и передавать её в чтении;

- выражать чувства, передавать настроение стихотворения;

- инсценировать несложные произведения.

6. Содержание учебного предмета в 1 классе Предмет начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

1-й класс

Обучение грамоте (88 ч) Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного) (12ч), букварного (основного) (70ч) и послебукварного (заключительного) (6ч). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

1-й класс

Литературное чтение (44ч)

Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи) Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать их по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Освоение норм речевого этикета. Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание).Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему. Работа с разными видами текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения. Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроке. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его отношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста и фольклорного. Фольклор разных народов. Анализ поступков персонажей. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрации, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой этикет (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях). Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Название произведения, автор, персонажи, герои. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых фольклорных жанров , определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки - цепочки). Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различие. Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам. Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виду сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказку без волшебства сказкой. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра. Средства художественной выразительности (способы авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев. Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий: эпитет, олицетворение, антитеза, повтор, звукопись. Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение в устной речи образные выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки. Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое. Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста. Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса и несловесных средств. Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного, торжественного характера произведения, задумчивый тон произведения.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личностного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их .

Круг чтения первого года обучения Малые жанры фольклора. Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки. Русские народные сказки. «Репка», «Терем мышки», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей» Зарубежные народные и авторские сказки. «Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька», Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Русские писатели и поэты. А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский, А. К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл…», «Два товарища», «Орёл», «Пожарные собаки», К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрекеевна», М. Горький «Воробьишко» Современная русская и зарубежная литература. К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В Берестов, И. Токмакова, Е. Благинина, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачёв, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин, Н. Ламм, П. Барто, Л. Фадеева, Н. Друк, Г. Виеру, З. Зелк, Дж. Чиарди, Ян Бжехва. М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова, П. Неруда, японские трёхстишья. Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался», Н. Сладков «Свиристели», «Деревья». «Пивица», «В конце таинственного следа…», «Медвежья горка», М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», Г. Снегирёв «Про пингвинов», В. Панова «Серёжа», Ф. Кривин «Муравей», «Ночь», «Любовь», Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…», Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», «Это я ползу», «Середина сосиски». «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности», «Эхо», «Где лучше бояться», Е. Чеповейкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение». Дж. Родари «Приключение Чиполлино». «Откуда беруться день и ночь?», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!», «Блэки и Реджи»

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примечание

Авторская программа

Рабочая программа

Обучение грамоте

1.

Добукварный период

12

12


2.

Букварный период:

- непарные звонкие согласные

- парные звонкие согласные

-парные глухие согласные

-двузвучные (йотированные) гласные буквы

-ь - показатель мягкости согласного

- непарные глухие согласные

- разделительный ь и ъ знаки

70

17

18

13


9




3

8

2

70

17

18

13


9




3

8

2


3.

Послебукварный период

6

6



Литературное чтение

1.

Книги - твои друзья

6

6


2.

Путешествие в мир Литературы

5

6


3.

Долина рассказов: тайна за тайной

5

5


4.

Сады поэзии: из чего растут стихи

8

9


5.

Сказочные дорожки: твой путеводитель

8

8


6.

Открытия в литературе и фантазия в науке

8

10


Итого:

40

44




Виды учебной деятельности:

  • аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи);
  • работа с разными видами текстов;
  • самостоятельная продуктивная творческая деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа;
  • создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Перечень учебно-методических средств учителя

  1. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014
  2. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради по чтению к Азбуке..-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
  3. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
  4. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
  5. Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. / Автор-составитель В. Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

6. Свиридова В. Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

Материально-техническое обеспечение

  • комплект для обучения грамоте (образцы письменных букв и др.);
  • алфавит;
  • таблицы к основным разделам грамматического материала;
  • наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
  • портреты писателей;
  • репродукции произведений живописи;
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • настольные развивающие игры;
  • аудиоцентр/магнитофон;
  • видеофильмы, соответствующие тематике программы по чтению (по возможности);
  • слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по чтению (по возможности);

Список используемой литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2012
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Программы начального общего образования. Система
Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

9. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Литературное чтение

Обучение грамоте (88ч), автор Н.В. Нечаева «Азбука»

(4 часа в неделю, 22 недели)

п/п

Дата по плану

Дата факти-ческая

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Примечание

Добукварный период - 12ч


1

01.09

День знаний. Техника безопасности на уроке. Знакомство с учебником. Урок-праздник.

1

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок; определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки.

Реконструировать события и объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок.

Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания).

Определять предметы по их числу.

Различать устную и письменную речь звук и букву.

Знать признаки предложения, гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков.

Оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков .?!

Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова).

2

02.09

Чему научит нас «Азбука».

1

3

03.09

Экскурсия в кабинет русского языка и литературы.

1

4

04.09

История обучения.

1

5

08.09

«История речи» - урок-путешествие.

1

6

09.09

Речь устная и письменная.

1

7

10.09

Разговор о большой и малой Родине. Урок-экскурсия: «Улица, где я учусь»

1

8

11.09

Твоя семья.

1

9

15.09

«Знаки звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове» - урок-телепередача.

1

10

16.09

Звуки гласные и согласные.

1

11

17.09

Закрепление изученного материала. ПДД «Буквы на дорожных знаках» - урок-викторина.

1

12

18.09

Закрепление пройденного материала.

1

Букварный период - 70ч


13

22.09

Знаки звуков - буквы. Буквы а и у. Рифма. Творческая мастерская: «Сочиняем стихи».

1


Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые - мягкие согласные

звуки).

Определять наличие заданного звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

Характеризовать особенности гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета).

Анализировать предложенную модель

звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходства и различия.

Пользоваться монологической и диалогической формой речи.

Соотносить звуки соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные

звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости - мягкости предшествующих согласных звуков.

Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Различать слово и обозначаемый им предмет.

Объяснять значение слов с опорой на контекст.

Различать слова с точки зрения их грамматического значения.

Анализировать текст: находить в нем слова

с буквосочетаниями, жи - ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

Соблюдать пробелы между словами.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико - артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж, с_ш, з_ж, р_л, ц_ч и т.д.)

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку

зрения, выслушивать одноклассников.

Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова).

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль.

Характеризовать звуки речи.

Различать гласные и согласные звуки и буквы.

Находить в ряду слов родственные слова.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Пользоваться монологической и диалогической формой речи.

Анализировать текст и находить в нем буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Различать сходные по начертанию буквы, на слух звуки речи.

Пользоваться знанием алфавита.

Контролировать написание букв, слов с правилами каллиграфии и орфографии.

Объяснять функцию буквы Ъ.

Объяснять функцию буквы Ь.

Различать прямой и переносный смысл слов.

14

23.09

Предложение состоит из слов. А и у - слова. Схема предложения. Фестиваль сказочных героев.

1

15

24.09

Гласные звуки и буквы О и Э. «Театр» - урок-театрализация.

1

16

25.09

Составление историй по схемам. Ребусы.

1

17

29.09

Гласные звуки и буквы Ы и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Урок-сказка «Две подружки»

1

18

30.09

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

19

01.10

Буква меняет слово - урок-исследование.

1

20

02.10

Согласные звуки и буквы Л и М.

1

21

06.10

«Ударение» - урок-игра.

1

22

07.10

Ударение.

1

23

08.10

Приветствия. Составляем рассказ - урок-театрализация.

1

24

09.10

Играем в магазин.

1

25

13.10

«Согласные звуки и буквы Н и Р» - урок-интервью.

1

26

14.10

Согласные звуки и буквы Н и Р. Скороговорки.

1

1

27

15.10

Предложение. В предложении всегда о ком-то или о чём-то говорится - урок-игра.

1

28

16.10

Предложение. Виды предложений по интонации. Знаки препинания: ., !, ?.

1

29

20.10

Урок-игра: «Виды предложений. Разговоры».

1

30

21.10

Урок-театрализация: «Так, да не так». Закрепление пройденного материала.

1

31

22.10

Урок-интервью: «Звук и буква Й».

1

32

23.10

Звук и буква Й.

1

33

05.11

Такой - другой, такой - такой же.

1

34

06.11

Знакомство с безударной гласной в слове.

1

35

10.11

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

1

36

11.11

Согласные звуки и буквы Б и В.

1

37

12.11

Из «Азбуки» С.Я. Маршака.

Чтение предложений и текстов с буквами Б и В.

1

38

13.11

Игра в театр.

1

39

17.11

Согласные звуки и буквы Г и Д.

1

40

18.11

Заклички. Закрепление знаний о согласных звуках и буквах Г и Д.

1



41

19.11

Рассказывание истории от лица героя.

1

42

20.11

Сильная и слабая позиция согласного звука.

Как ты поступишь в разных ситуациях. Рифмы.

1

43

24.11

Согласные звуки и буквы Ж и З.

1

44

25.11

Закрепление изученного материала. ПДД «Дорожная азбука в стихах».

1

45

26.11

Закрепление изученного материала.

1

46

27.11

Единственное и множественное число имён существительных.

1

47

01.12

Группа парных глухих согласных. Удивительное КА.

1



48

02.12

Согласные звуки и буквы К и П.

1

49

03.12

Закрепление изученного материала.

1

50

04.12

Согласные звуки и буквы С и Т. «Так, да не так».

1

51

08.12

Признаки предметов. Вопросы: какой?, какая?, какой?.

1

52

09.12

Признаки предметов.

1

53

10.12

Театр. Какие бывают театры?

1

54

11.12

Театр. Какие бывают театры?

1

55

15.12

Согласные звуки и буквы Ф и Ш. Парные звонкие и глухие согласные.

1

56

16.12

Парные звонкие и глухие согласные.

1

57

17.12

Слова - признаки. Слова - действия.

1

58

18.12

Звуки Ж и Ш - всегда твёрдые согласные звуки. Правописание сочетаний ЖИ и ШИ.

1




59

22.12

Перемена букв в слове даст новое слово, перемена ударного гласного звука даст новое слово.

1

60

23.12

Перемена ударного слова даст новую мысль.

1

61

24.12

Буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква - два звука.

1

62

25.12

Одна буква - два звука.

1

63

29.12

Е, Ё, Ю, Я после согласного - показатель мягкости согласного звука.

1

64

12.01

Многоточие. Новогодний праздник.

1

65

13.01

Новогодние фантазии. ПДД «Зимние забавы вблизи проезжей части».

1

66

14.01

Из истории языка. Слова в предложении пишутся раздельно.

1

67

15.01

«Я и мои друзья». Многоточие.

1

68

19.01

Возвращаемся к нашей истории.

Что такое язык? Многозначность слов.

1

69

20.01

Как мы общаемся. Вежливые слова.

Почта. Письмо. Учимся разгадывать и сочинять загадки.

1

70

21.01

Буква Ь.

1

71

22.01

Буква Ь. Кому что принадлежит?

Времена года, месяцы. Загадки.

1


72

26.01

Ь обозначает мягкость согласного звука.

Страшилки.

1

73

27.01

Согласные звуки и буквы Х и Ц.

Буквы Ж, Ш, Ц обозначают только

твёрдые звуки.

1


74

28.01

Чтение текстов с изученными буквами.

1

75

29.01

Родственные слова.

1

76

02.02

Родственные слова.

1

77

03.02

Чем похожи и чем не похожи?

1

78

04.02

Согласные звуки и буквы Ч и Щ. Часы.

1

79

05.02

Текст и его заголовок.

1

80

16.02

Неделя. Дни недели.

1

81

17.02

Разделительные Ь и Ъ знаки.

1

82

18.02

Разделительные Ь и Ъ знаки.

1

Послебукварный период - 6ч


83

19.02

Что читали в своих букварях ваши прадедушки и прабабушки.

1

Чтение

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль.

Пользоваться монологической и диалогической формой речи.

Анализировать текст.

Пользоваться знанием алфавита.


84

23.02

Что читали в своих букварях ваши прадедушки и прабабушки.

1

85

24.02

Что читали в своих букварях ваши прадедушки и прабабушки.

1

89

25.02

Небылицы, считалки, поговорки. Правила дорожного движения в устном народном творчестве».

1

87

26.02

Сказочный цирк. Правила дорожного движения в устном народном творчестве.

1

88

02.03

Азбука - ступенька к мудрости.

1





























В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» (44ч)



п/п

Дата по плану

Дата факти-ческая

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Приме-чания

Глава 1

Книги - твои друзья - 6ч


1

03.03

Что такое книга? Книга в нашей жизни.

1

Иметь представление о тематическом многообразии литературы разных времён.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

2

04.03

Где книги живут? Кто в книгах живёт? Д. Биссет «Под ковром», Д. Хармс «Я проснусь»

1

3

05.03

Читатель. Книги о твоей жизни. История рождения книги.

1

4

09.03

Чтение и литература. В. Берестов «Читалочка»

1

5

10.03

Автор выдумщик и наблюдатель.

В. Лунин «Я видела чудо».

1

6

11.03

Проверь себя.

1

Глава 2

Путешествие в мир Литературы - 5ч


7

12.03

Различение научного и художественного текста.

Г. Остер «Я ползу».

1


Иметь представление об отличии художественного текста от научного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

8

16.03

Различение литературного и математического текста.

Б. Заходер «Пошёл Серёжа в первый класс», Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе»

1

9

17.03

Малые жанры фольклора: потешки, прибаутки, побасенки, загадки.

1


10

18.03

Литературный герой, его имя и характер.

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»,

К.И.Чуковский «Барабек».

1

11

19.03

Отличие художественного и научного текстов. Н. Сладков «Свиристели».

1

12

01.04

Поэзия как особый взгляд на мир. М. Яснов «Радость». Проверь себя.

1

Глава 3

Долина рассказов: тайна за тайной - 5ч


13

02.04

Рассказ - литературный жанр. Персонажи рассказа, главный герой и его характер.

Л.Толстой «Косточка».

1


Объяснять смысл заглавия произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, повтор, звукопись.

14

06.04

Завязка, кульминация, развязка рассказа.

Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная сосиска», Е. Чарушин «Томка испугался».

1

15

07.04

Различение фольклора и авторской литературы. Прибаутка. Побасенка. М. Горький «Воробьишко».

1

16

08.04

Художественное и научное описание. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики».

1

17

09.04

Средства выражения авторского отношения к герою. А.Л. Барто «я одна ничья сестра…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».

Проверь себя.

1


Глава 4

Сады поэзии: из чего растут стихи - 8ч


18

13.04

Поэзия как особый взгляд на мир.

И. Пивоварова «Тайна», Л.С. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…».

1

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы.

Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

19

14.04

На поэтическую чуткость способен не только поэт. Характер героя. В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1


20

15.04

Посмотри на мир глазами поэта. М. Яснов «Горести-печалести»,

А. Барто «Думают ли звери».

1


21

16.04

Олицетворение как художественный приём.

В.М. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н.Г.Орлова «Дерево-жираф».

1

22

20.04

Приём олицетворения в сказке и загадке. Ищем сравнения. Сказочные чудеса. Д. Родари «Приключения Чиполлино». Загадки.

1

23

22.04

Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Приём олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень».

1

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы.

Знать наизусть 4-5 стихотворений разных авторов.

Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического.

24

23.04

Приём сравнения в загадке и в авторской поэзии.

Загадки. Р.С. Сэф «На свете все на все похоже». ПДД «Знаки запрещающие и разрешающие».

1


25

27.04

Загадка в рассказе. Проверь себя. В.Ф. Панова «Трудности существования…», «Кто такой Сережа…».

1


Глава 5

Сказочные дорожки: твой путеводитель - 8ч


26

28.04

Русские народные сказки, их сюжеты, герои, жанровая специфика. Л.С. Друскин «Какие незнакомы предметы!..»,

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...».

1


Иметь представление об отличительных особен­ностях сказки, рассказа, стихотворения.

Уметь задавать и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

27

29.04

Сказки о животных. Русская народная сказка «Лисичка -сестричка и волк».

1

28

30.04

Сказки о животных.

Русская народная сказка «Кот и Лиса».

29

04.04

Особенности народных и авторских текстов. Звукопись в авторском стихотворении. Потешка. Скороговорки. Э. Успенский «Про Веру и Анфису».

1

30

05.05

Поэтические приёмы в стихотворении.

И.А. Бунин «Листопад».

1

31

06.05

Законы волшебной сказки.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

32

07.05

Сказки разных народов. Ш. Перро «Красная Шапочка».

1

33

11.05

Эмоциональный тон народного и авторского произведения. С.В. Михалков «Прививка», частушки.

Проверь себя.

1

Глава 6.

Открытия в литературе и фантазия в науке - 8ч


34

12.05

Привычки героев с непривычной стороны.

Е. Чарушин «Волчишко».

1

Иметь представление об отличии фольклорного текста от литературного.

Уметь:

- находить средства художественной вырази­тельности в тексте (заголовок, сравнение);

-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами).

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание.

35

13.05

Мир глазами учёного и писателя, исследователя и поэта.

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Утренние лучи».

1

36

14.05

Прием олицетворения в художественном произведении. ПДД «Ожившие знаки».

1

37

18.05

Что превращает рифмы в поэзию?

М. Пришвин «Золотой луг».

1


38

19.05

Нравственная проблема и её решение.

Тексты из «Азбуки» Л. Н. Толстого.

1

39

20.05

Комплексная работа по литературному чтению.

1

40

21.05

Фантазировать и лгать - это одно и то же?

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

1

41

25.05

Н. Носов «Затейники». Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!».

1

42

26.05

Проверь себя.

1

43

27.05

Закрепление изученного материала.

ПДД «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!»

1

44

28.05

Закрепление изученного материала.

1




© 2010-2022