Словарик «Что такое? Кто такой?»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогической находкой в своей работе считаю введение учениками словарика «Что такое? Кто такой?». Это позволяет расширить познавательное поле обучающегося.

Словарик «Что такое? Кто такой?»


Введение словарика способствует последовательному формированию учебной деятельности учащегося. Дети учатся:

  1. Осознавать учебную задачу (что нужно сделать?) - найти трудное для понимание слово
  2. Представлять цель задания (зачем нужно делать?) - узнать, что оно обозначает и применить значение слова работая далее с текстом (отвечая на вопросы, пересказывая прочитанное т.д.)
  3. Алгоритм выполнения задания (как делать?) -
  • найти слово в тексте
  • взять толковый словарь
  • выписать значение слова в словарик
  • сделать зарисовки (как понял значение слова, как представляешь это слово в «цвете» красками, выражая свою эмоциональность)
  • найти в тексте изучаемого произведения предложение с этим, словом и выписать его в свой словарик
  • составить своё предложение, используя значение данного слова
  1. Контролировать и оценивать свою работу (соотносить замысел с результатом)

Словарик помогает отрабатывать навык чтения (для «слабочитающих» детей). Прочтение слова, запись в словарик, проговаривание при поиске в толковом словаре, чтение предложений (примеров) с этим словом вырабатывают умение читать, пользоваться просмотровым чтением. Такая работа помогает лучше ориентироваться в тексте произведения.
Словарик не только расширяет лексический запас, но и учит вниманию к слову. Систематическая работа со словариком (с 1 по 4 классы) позволяет постепенно сокращать количество толкуемых слов. У детей формируется важная познавательная читательская привычка: не пропускать непонятного, обращаться к разным словарям, встречая незнакомые или употреблённые в непривычном значении слова.
Считаю, что такой словарик нужен начинающему читателю. Он помогает школьнику найти ответ на интересующий вопрос. Если слово не понятно, то познавательный интерес не получает подпитки.
Такой подход к формированию читательской деятельности позволяет моим ученикам не только более глубоко изучить произведение, понять авторскую точку зрения (выяснить, какими словами автор описывает героя, поступки и т.д.), но и обогатить свой собственный запас слов не словам - «пустышками», а словами, наполненными реальным содержанием.
Таким образом, у начинающего читателя формируются умения видеть художественное слово, работать с ним и правильно употреблять в своей речи.
© 2010-2022