Занятие по внеурочной деятельности Я - ученик духовно - нравственной направленности: А мы такие разные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа сельского поселения

«Село Лесопильное»



Номинация «Лучшее внеурочное занятие духовно - нравственной направленности»


Занятие по внеурочной деятельности

«Я - ученик»

1 класс


Развивающая программа Л.В.Занкова


Тема занятия: «А мы такие разные»

Занятие по внеурочной деятельности Я - ученик духовно - нравственной направленности : А мы такие разные


Автор: Новикова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов первой

квалификационной категории



Пояснительная записка Программа курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов: «Я - ученик» (1 класс), «Я - гражданин» (2 класс), «Я - дальневосточник» (3-4 классы). Программа реализовывается через внеурочную деятельность. Раздел «Я - ученик» рассчитан на освоение младшими школьниками в 1 классе. Внеучебная работа по направлению: «Я - ученик», является одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью учебно - воспитательного процесса. Главное в этом направлении: характер взаимодействия учителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности учителя и детей. Ребята знакомятся с жизнью школы, создают законы своего класса, в игровой форме изучают правила поведения, учатся выполнять режим дня, культурно общаться со взрослыми и сверстниками, терпеливо относиться к окружающим, учатся видеть в других хорошее, помогать и прощать. Здесь имеется хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе с целью создания ученического коллектива. Работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, способствует решению задач нравственного воспитания.

Содержание программы для каждого раздела распределено по темам. Занятие «А мы такие разные» входит в тему «Мы, наш класс и наша школа».

Список используемой литературы и Интернет-ресурсы

  • Посмитная С.Л. «Я - ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.

  • Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котрром я живу» С.Л.Посмитная 2008 г.

  • Баныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать?

//Воспитание школьников. 1997. № 2.

  • raduga-class.ucoz.ru/index/skazki_o_shkolnykh_

konfliktakh/0-99

  • exist.h1.ru/pr_psy/karneg.htm

  • granitegrok.com/pix/Schoolhouse3.jpg

  • gifportal.ru/162.html

Цель: Формировать способность толерантного поведения.
Задачи:
Образовательные:
  • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения.

Развивающие:
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • развитие мышления и устной речи.

Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • учить увидеть в другом то, за что его можно похвалить, быть внимательными друг к другу;
  • формирование социально одобряемых норм поведения;
  • помочь осознанию неодинаковости людей, учить различия между людьми принимать как положительный факт;
  • создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, мировоззрению).

Оборудование:
  • Компьютер.
  • Колонки.
  • Интерактивная доска.
  • Аудиозапись физминутки « Ха - ха! Хи - хи!».
  • Аудиозапись песни - игры «В этом зале все друзья».
  • Книга с пазлами.
  • Смайлики (да- с улыбкой, нет - грустный) для игры «А я считаю так…».
  • Игрушка Слоненок.
  • Доска звезд, звезды.

Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой Учитель: Настроение каково? Ученики: Во! Учитель: Все такого мнения? Ученики: Все без исключения! Учитель: Может вы уже устали? Ученики: Мы с собой таких не брали! Учитель: Может, сядем, отдохнем? Ученики: Нет, занятие начнем! Учитель: А сейчас, ребята, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и начнем занятие.

  1. Игра «А я считаю так…»
На доске два смайла один - согласен, другой - не согласен. Учитель зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (да), если не согласен на ту сторону, где (нет), если у вас нет мнения по данному вопросу, остается на месте. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
  • зима лучше лета;
  • самый классный мультфильм - «Фиксики»;
  • самый важный предмет - математика;
  • играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
  • самое прекрасное домашнее животное - кошка;
  • заниматься рыбалкой - неинтересно;
  • учиться читать легко;
  • война - это всегда плохо.

Учитель: Мнения ребят разделились. Кому - то нравится зима, кому - то лето. Кто- то любит математику, кто - то физкультуру, а кто - то технологию. Все люди разные, у всех разное мнение на одни и те же вещи.
  1. Пазлы. Чего не хватает? (показ книги с пазлами)
Учитель: Что такое пазлы? Ученики: Это детская игра, в которой из маленьких кусочков собирают в целое разные картинки. Учитель: Наш класс - это тоже единое целое, а каждый ученик в нём - пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я? Давайте все вместе покажем сказку «Слон и мудрецы».
  1. Инсценирование сказки «Мудрецы и слон»

(игрушка Слоненок) «Давным-давно в маленьком городке жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как? - Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его. - Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он. Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад. - Слон похож на веер, - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. - Он похож на дерево, - воскликнул он. - Вы оба неправы, - сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост. - Слон похож на копьё! - закричал четвёртый. - Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена! Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею!» - Нет, на верёвку. - На змею! - Стена! - Вы ошибаетесь! - Нет, я прав! Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон. Обсуждение сказки:
Учитель: Почему мудрецы так и не узнали, какой слон? Ученики: - Каждый думал, что он знает, на что похож слон. - У каждого было свое мнение о слоне. - Никто не хотел слушать, что говорят другие. Учитель: У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному. Так случилось и с мудрецами: каждый из них увидел слона по - своему.

  1. Физкультминутка: « Ха - ха! Хи - хи!»

  1. Беседа «Театр и роли».
(запись на доске: «КТО Я?»). Учитель: Жизнь - это театр, у каждого свои роли. Какие роли играете в жизни вы? Дети называют: ученик, сын внук, друг, помощник и т.д.

(Если дети затрудняются, учитель помогает вопросами: например, кем вы являетесь по отношению к родителям? - сыном) Учитель: Можно наверняка к списку ролей добавить и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас, их много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он ещё маленький, не подумал», а сосед скажет: В семь лет мог бы догадаться, что стекло разобьётся, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. - А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что соседка несёт тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит сходить в магазин, или помыть посуду? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

  1. Сценка «Мама и дочка»
Мама: Доченька, сходи за хлебом! Дочка: Что? Опять я? Что, кроме меня некому? Вывод: Если бы мы с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
  1. «Сходства и различия».
Учитель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая покажет, какие мы разные. Но потом вы скажете, что, же нас объединяет? Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории: Хлопают . . .
  • только те, кто любит мороженое;
  • только мальчики;
  • только девочки;
  • только те, кто любит вкусно поесть;
  • только те, у кого голубые глаза .
  • только те, кто родился зимой;
  • только те, кто не любит каникулы;
  • только те, у кого темные волосы;
  • только те, кому нравится играть в футбол;
  • только те, у кого прекрасное настроение.
  • только те, кому 7 лет
  • только те, кто учится в 1 классе
  • все присутствующие в классе;

Учитель. Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга. Но в чем, же мы похожи? Что нас объединяет?

Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс.
Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно? Давайте послушаем притчу « Ладная семья»

  1. Притча «Ладная семья» (рассказывает учитель)


«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая - мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи: Учитель: Что же для этого нужно, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. (Дети высказывают свое мнение.)

  1. Творческая работа: «Доска звезд»

Учитель зачитывает высказывания, а учащиеся называют имена учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу и крепят к фотографии ученика звезды. самый веселый, самый скромный, самый спортивный самый высокий самый добрый
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать, быть внимательными друг к другу, увидеть в другом то, за что его можно похвалить. Учитель: Ребята, а кому из вас нравится, когда вам говорят или о вас говорят хорошие, красивые и добрые слова? Ну а теперь немного отдохнем и поучимся дарить друг другу комплименты.
  1. «Комплименты»


Все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Начинает учитель.
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Закончить его мне хочется следующими словами: «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ - ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ! МЫ - ДРУЗЬЯ!»

11. Дети читают стихи: 1. Все мы очень разные! Но все мы при этом равные!
2. Мы все имеем право, Смеяться и грустить.
3. Нам ссориться не нужно! Живем мы в классе дружно!

  1. Исполнение песни - игры: «В этом зале все друзья»


  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте покажем, какое настроение у

вас.

На доске - два солнышка, одно грустное, другое веселое. Дети выходят к доске и прикрепляют к солнышку лучи, выбирая то солнышко, которое соответствует настроению.




10


© 2010-2022