Личностно ориентированная учебная среда и педагогические условия её формирования в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толмачева Татьяна Анатольевна

Личностно ориентированная учебная среда и педагогические условия её формирования в начальных классах

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Новый Уренгой



Личностно ориентированное обучение и воспитание - основа создания в школе образовательно-воспитательной среды и высокого педагогического мастерства учителя.

В условиях личностно ориентированного подхода к обучению учеников 6 - 7-летнего возраста весомое значение приобретает проблема создания личностно ориентированной среды, которая обеспечит оптимальные условия для формирования и развития личности. Учитывая то, что в психолого-педагогической литературе не существует однозначного определения сущности и содержания понятия «среда», необходимо сначала обратить внимание на характеристику составляющих этого понятия. В педагогическом словаре дается такое определение: «Учебная среда - это специально, согласно педагогической цели, созданная система условий организации жизнедеятельности учеников, направленная на формирование их отношения к окружающему миру, к людям, друг к другу» [1, 142]. А.В. Хуторской в своей работе «Методика личностно ориентированного обучения» под образовательной средой понимает «природное или искусственно созданное социокультурное окружение ученика, что включает в себя разные виды способов и содержания образования, которые могут обеспечивать его продуктивную деятельность» [2, 72]. В психолого-педагогической литературе традиционно считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических условий. Младший школьник имеет прямые или опосредованные связи с природной, учебной, игровой, технологической средой. Поэтому воспитанность, образованность современного ребенка - это результат не только деятельности учителя, но и влияния всего вышеперечисленного. Нас интересуют также и условия, которые способствуют эффективной организации учебно-воспитательной деятельности первоклассников на основе личностно ориентированного подхода. Многочисленные наблюдения, анализ литературных источников и теоритических исследований, собственный педагогический опыт по внедрению личностно ориентированного подхода дали возможность определить основные педагогические условия организации личностно ориентированной обучающей среды: - постановка цели и задач обучения, которые включают не только усвоение ЗУНов, но и формирование личностных ценностей; - обеспечение эмоциональности обучения; - создание благоприятного психологического микроклимата на основе личностно ориентированного подхода; - использование методов, способов и нетрадиционных форм обучения и игровой деятельности на основе личностно ориентированного подхода; - личностно ориентированное взаимодействие; - педагогическая диагностика учебно-познавательной деятельности и личного опыта младших школьников; - анализ и коррекция полученных результатов; Учитывая значимость педагогических условий организации личностно ориентированной учебной среды, рассмотрим те условия, которые особенно важны для детей 6 - 7 лет. Это эмоциональность обучения и создание благоприятного психологического микроклимата. Эмоциональность обучения - это такой характер организации учебной работы, во время которой у учеников проявляется интерес и внутренний позыв к активной учебно-познавательной деятельности. Психологи считают позитивные эмоции могучим началом человеческой деятельности, видят в них источник силы для продуктивной работы головного мозга. Лучше запоминаются приятные известия, процессы, явления, которые воздействуют на чувства. В современных условиях протекания учебно-воспитательного процесса большинство занятий в начальной школе страдают не от избытка, а от недостатка эмоций в обучении; эмоции и чувства каждого человека тесно связаны со словом и речью, с помощью которых учитель непосредственно влияет на учеников. Эмоциональность процесса обучения обеспечивается созданием в классе благоприятного психологического микроклимата, который очень влияет на активизацию познавательной деятельности младших школьников. Он заключается в создании доброжелательных, деловых отношений, творческого настроя, что в свою очередь способствует повышению трудоспособности учеников, формированию у них удовольствия от учебной деятельности. Поскольку личностно ориентированная учебная деятельность основана на учете индивидуальных способностей и особенностей каждого ученика, педагогу необходимо владеть информацией, которая бы помогала созданию благоприятного психологического микроклимата в классе. Очень важно также формировать позитивную «я-концепцию» личности, которая включает в себя следующие компоненты: видение в каждом ребенке уникальной личности и уважение к ней; создание ситуации успеха, одобрения и поддержки; выявление причин детского незнания и неадекватного поведения и их устранение. Именно формирование позитивной «я-концепции» личности, адекватной самооценки у первоклассника и его успешная адаптация к социальной среде, является основой для развития творческих способностей, веры в свои возможности. Важным условием этого является создание благоприятного социально-психологического климата в классе. Суть этого понятия раскрывается в определении, данном Н. Е. Щурковой: «Благоприятный тот климат, в котором личность чувствует себя защищенной, «принятой» группой, имеет возможность и желание позитивно проявлять свое «Я», активно включается в деятельность и общение, и, как следствие, интенсивно развивается» [3, 98]. Для этого учителю начальной школы, особенно учителю 1-го класса, понадобится следующий комплекс приёмов, разработанный на основе работ известных ученых И.Д. Беха, В.А. Кан-Калика, Н. Е. Щурковой.

  1. Установление доброжелательных отношений между учеником и учителем, а также между учениками. Для достижения этой цели применяют такие приёмы:
а) снятие с ребенка страха неудачи (путем использования подбадривающих фраз: «это нетрудно…», «если не получится, не волнуйся - будем искать другой способ…» и т.д.); б) применение скрытых инструкций, которые вмещают скрытую помощь: «Попробуем подумать вместе…», «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…», «Смотри, главное здесь…»; в) авансирование (называние преимуществ, которые ученик еще не успел проявить), например: «Ты - талантливый, умный, смелый» у тебя все получится…»; г) создание ситуации выбора: «Подумай, как тебе будет удобнее отвечать…», «Выполни удобным способом…», «выполни те задания, которые кажутся тебе наиболее интересными…»; д) создание ситуации успеха: «У тебя правильно получается, продолжай», «Ты выполнил работу лучше, чем в прошлый раз, молодец»; е) высокая оценка «продукта» деятельности ребенка, что способствует созданию ситуации успеха: «Больше всего мне нравится, как ты…», «Тебе особенно удалось…». 2. Выдвижение педагогических требований, направленных на развитие личности и раскрытие индивидуальности, а именно: а) просьба («Пожалуйста, сделай…», «Не мог бы ты…»); б) приглашение к действию («Попробуем…», «Не сделать ли нам…»); в) деловое распоряжение (та же форма просьбы, но в контексте предметной деятельности, которая имеет более твердую интонацию); г) совет (указание возможного варианта деятельности: «Я думаю что лучше будет…», «В таких случаях конечно…»); д) рекомендация (тот же совет, но без субъективности, которая дается с позиции существующих норм); е) пожелание (чаще звучит так: «Мне бы хотелось…», «Я была бы рада (довольна)…». 3.Применение различных форм оценивающего влияния, которое является одним из компонентов педагогической деятельности. Оценка может быть открытой (похвала, одобрение, материальное поощрение, замечание, укор, выговор и т.д.) и скрытой, а именно: а) Я-сообщение. Учитель говорит о своих ощущениях, используя местоимения «я», «мне», «меня» («Я это одобряю», «мне тяжело говорить, когда меня не слушают», «Этот поступок для меня является нехорошим», «Меня удивляет такое отношение к делу»); б) Ты-сообщение. Педагог объявляет предсказуемое состояние ребенка во время совершения им какого-то действия. Не несет в себе обвинений, а обращает внимание ученика на себя, учит регулировать свое поведение («Ты исправил оценку потому, что боялся наказания?», «У тебя неприятности из-за того, что ты сегодня не работаешь на уроке?»); в) природное следствие - логическое развитие содержания содеянного (сломал - пробуй починить, не успел сделать уроки - придется сделать это за счет просмотра телепередач). Ребенок привыкает к мысли, что именно он творец своей жизни, именно от его действий и поступков зависит то, какой он ее сделает; г) позитивное направление негативной деятельности. Охраняет от негативного отношения со стороны окружающих и низкой самооценки (например, применяется к ребенку, который медленно работает на уроке: «ты можешь это сделать лучше», «Я знаю, что у тебя это получится»); д) стимулирование самооценки учеников («Что ты сам думаешь про выполненное задание?»). В атмосфере доброжелательности, доверия, сопереживания и уважения ребенок стремится наиболее полно раскрыть свои возможности. Понимая, как ценится его достоинство, самостоятельное мнение, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ученику очень важно ощущать, что с ним считаются, ценят его мысли, мнение, доверяют. Учитель может создать такую личностно ориентированную учебную среду, такие условия, при которых детям обеспечивается возможность свободно излагать свои мысли, делать предположения, совершать свободный выбор. Важно постоянно вселять надежду всему классу и каждому ученику отдельно, что все дети способны и могут преодолевать трудности в учебе. Особенно в этом нуждаются ученики с нестойкой или заниженной самооценкой, для которых ситуации неуспеха трудны. Вызывают у них повышенную тревожность, что мешает сполна проявить свои возможности. Таким образом, научно спланированная и методически грамотно построенная организация учебно-познавательной деятельности учеников 1 класса на основе личностно ориентированного подхода создает такую учебную среду, в которой происходит индивидуальное развитие каждого ученика как творческой личности, формируется позитивная «Я-концепция», где учитываются индивидуальные особенности, субъективный опыт детей, их возможности, наклонности, интересы и потребности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2000. - 176 с.
  2. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383с.
  3. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2001. - 250 с.












© 2010-2022