- Преподавателю
- Начальные классы
- Личностно ориентированная учебная среда и педагогические условия её формирования в начальных классах
Личностно ориентированная учебная среда и педагогические условия её формирования в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толмачева Т.А. |
Дата | 21.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Толмачева Татьяна Анатольевна
Личностно ориентированная учебная среда и педагогические условия её формирования в начальных классах
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Новый Уренгой
Личностно ориентированное обучение и воспитание - основа создания в школе образовательно-воспитательной среды и высокого педагогического мастерства учителя.
В условиях личностно ориентированного подхода к обучению учеников 6 - 7-летнего возраста весомое значение приобретает проблема создания личностно ориентированной среды, которая обеспечит оптимальные условия для формирования и развития личности. Учитывая то, что в психолого-педагогической литературе не существует однозначного определения сущности и содержания понятия «среда», необходимо сначала обратить внимание на характеристику составляющих этого понятия. В педагогическом словаре дается такое определение: «Учебная среда - это специально, согласно педагогической цели, созданная система условий организации жизнедеятельности учеников, направленная на формирование их отношения к окружающему миру, к людям, друг к другу» [1, 142]. А.В. Хуторской в своей работе «Методика личностно ориентированного обучения» под образовательной средой понимает «природное или искусственно созданное социокультурное окружение ученика, что включает в себя разные виды способов и содержания образования, которые могут обеспечивать его продуктивную деятельность» [2, 72]. В психолого-педагогической литературе традиционно считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических условий. Младший школьник имеет прямые или опосредованные связи с природной, учебной, игровой, технологической средой. Поэтому воспитанность, образованность современного ребенка - это результат не только деятельности учителя, но и влияния всего вышеперечисленного. Нас интересуют также и условия, которые способствуют эффективной организации учебно-воспитательной деятельности первоклассников на основе личностно ориентированного подхода. Многочисленные наблюдения, анализ литературных источников и теоритических исследований, собственный педагогический опыт по внедрению личностно ориентированного подхода дали возможность определить основные педагогические условия организации личностно ориентированной обучающей среды: - постановка цели и задач обучения, которые включают не только усвоение ЗУНов, но и формирование личностных ценностей; - обеспечение эмоциональности обучения; - создание благоприятного психологического микроклимата на основе личностно ориентированного подхода; - использование методов, способов и нетрадиционных форм обучения и игровой деятельности на основе личностно ориентированного подхода; - личностно ориентированное взаимодействие; - педагогическая диагностика учебно-познавательной деятельности и личного опыта младших школьников; - анализ и коррекция полученных результатов; Учитывая значимость педагогических условий организации личностно ориентированной учебной среды, рассмотрим те условия, которые особенно важны для детей 6 - 7 лет. Это эмоциональность обучения и создание благоприятного психологического микроклимата. Эмоциональность обучения - это такой характер организации учебной работы, во время которой у учеников проявляется интерес и внутренний позыв к активной учебно-познавательной деятельности. Психологи считают позитивные эмоции могучим началом человеческой деятельности, видят в них источник силы для продуктивной работы головного мозга. Лучше запоминаются приятные известия, процессы, явления, которые воздействуют на чувства. В современных условиях протекания учебно-воспитательного процесса большинство занятий в начальной школе страдают не от избытка, а от недостатка эмоций в обучении; эмоции и чувства каждого человека тесно связаны со словом и речью, с помощью которых учитель непосредственно влияет на учеников. Эмоциональность процесса обучения обеспечивается созданием в классе благоприятного психологического микроклимата, который очень влияет на активизацию познавательной деятельности младших школьников. Он заключается в создании доброжелательных, деловых отношений, творческого настроя, что в свою очередь способствует повышению трудоспособности учеников, формированию у них удовольствия от учебной деятельности. Поскольку личностно ориентированная учебная деятельность основана на учете индивидуальных способностей и особенностей каждого ученика, педагогу необходимо владеть информацией, которая бы помогала созданию благоприятного психологического микроклимата в классе. Очень важно также формировать позитивную «я-концепцию» личности, которая включает в себя следующие компоненты: видение в каждом ребенке уникальной личности и уважение к ней; создание ситуации успеха, одобрения и поддержки; выявление причин детского незнания и неадекватного поведения и их устранение. Именно формирование позитивной «я-концепции» личности, адекватной самооценки у первоклассника и его успешная адаптация к социальной среде, является основой для развития творческих способностей, веры в свои возможности. Важным условием этого является создание благоприятного социально-психологического климата в классе. Суть этого понятия раскрывается в определении, данном Н. Е. Щурковой: «Благоприятный тот климат, в котором личность чувствует себя защищенной, «принятой» группой, имеет возможность и желание позитивно проявлять свое «Я», активно включается в деятельность и общение, и, как следствие, интенсивно развивается» [3, 98]. Для этого учителю начальной школы, особенно учителю 1-го класса, понадобится следующий комплекс приёмов, разработанный на основе работ известных ученых И.Д. Беха, В.А. Кан-Калика, Н. Е. Щурковой.
- Установление доброжелательных отношений между учеником и учителем, а также между учениками. Для достижения этой цели применяют такие приёмы:
ЛИТЕРАТУРА
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2000. - 176 с.
- Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383с.
- Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2001. - 250 с.