Рабочая программа комплексного краеведческого курса внеурочной деятельности Брянский край (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


МОГИЛЕВЕЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Рассмотрено на заседании ШМО 27.08.2014 г., протокол №1

___________/Маликова Л.А/

Согласовано

Зам. по УВР _________/Кашевская Е.М/

29.08.2014г.

Утверждено

приказом по МБОУ Могилевецкой ООШ от 02.09.2014 г. №72

____________________________

____________________________

Рабочая программа

комплексного краеведческого курса внеурочной деятельности

«Брянский край» (Модуль

«С азбукой по родному краю»)

(общеинтеллектуальное направление)



для обучающихся 1 класса

на 2014/2015учебный год












Учитель: Ковалева Л.И








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа комплексного краеведческого курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Брянский край» Модуль «С азбукой по родному краю») составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) - Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования" - Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию предметов регионального (национально-регионального) компонента «Брянский край» (письма от 11 мая 2012 года № 2552-04-О,от 03 сентября 2012 г № 4677-04-О)
Рабочая программа комплексного краеведческого курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Брянский край» (Модуль «С азбукой по родному краю») для 1 класса является приложением к Основной образовательной программе начального общего МБОУ Могилевецкой ООШ на 2014-2015 учебный год, соответствует годовому календарному учебному графику МБОУ Могилевецкой ООШ на 2014-2015 учебный год.
. Цели программы: - формирование первоначальных представлений обучающихся об истории, культуре, литературе и природе родного края; - создание целостного представления об окружающем мире; -воспитание чувства национальной гордости и любви к своей малой родине.
Задачи: - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; - воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Главная идея курса - всестороннее личностное развитие ребенка, в том числе через формирование универсальных личностных и метапредметных универсальных учебных действий, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.


Рабочая программа комплексного краеведческого курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Брянский край» (Модуль «С азбукой по родному краю») для 1 класса предусматривает построение занятий на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края. Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, используется учебное пособие «С азбукой по родному краю».

Место курса в программе внеурочной деятельности обучающихся 1 класса В рамках внеурочной деятельности обучающихся 1 класса на комплексный краеведческий курс «Брянский край» (Модуль «С азбукой по родному краю») отводится 25 часов, (1 час в неделю во 2, 3 и 4 четверти) с целью реализации общеинтеллектуального направления в развитии личности первоклассника.


Ценностные ориентиры содержания занятий Курс «С азбукой по родному краю» носит интегративный, надпредметный характер.Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс. Реализация краеведческого курса осуществляется через интеграцию краеведческого материала в план внеурочной деятельности. Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Брянский край» (Модуль «С азбукой по родному краю») обучающимися I класса (универсальные учебные действия) В ходе занятий в рамках внеурочной деятельности по курсу у первоклассника будут сформированы: личностные УУД: • широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные мотивы; • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой Брянщины. регулятивные УУД: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; • различать способ и результат действия; Познавательные УУД: • осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера; • строить сообщения в устной и письменной форме; • производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. В ходе внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности будут решены следующие задачи: ▪ развитие всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; ▪ быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, к новым жизненным задачам; ▪ формирование творчески и интеллектуально развитого созидателя; ▪ включение ребенка в собственный исследовательский поиск; ▪ формирование умений учиться и способности к организации своей деятельности; ▪ умение принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности; ▪ планировать и осуществлять свою деятельность; ▪ реализовывать контроль и оценку деятельности; ▪ формирование потребности в самообразовании; ▪ взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе; ▪ введение учеников в мир общения; ▪ понимание значения речи в жизни человека; ▪ знакомство с некоторыми правилами вежливого обращения и т.д.

Контроль уровня достижения планируемых результатов по курсу внеурочной деятельности

«Брянский край». (Модуль «С азбукой по родному краю») Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 1 класса по курсу внеурочной деятельности определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ Могилевецкой ООШ» (приказ от 29.03 2014 г. №33) в рамках безотметочной оценки, находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Виды внеурочной деятельности, формы текущего и итогового контроля планируемых результатов», а также фиксируются в «Портфолио учащегося начальной школы» в разделе №4 «Мои учебные достижения».

Содержание занятий
Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения, авторы исходили из того, чтобы отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Практическая реализация данного курса находит выражение: 1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке; 2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания; 3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, авторы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Наименование раздела(количество часов)
Виды внеурочной деятельности, формы текущего и итогового контроля планируемых результатов

План

факт

1

Введение. «3емля Пересвета».

Ознакомление с учебным пособием.

2

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск

Отгадывать загадки, расшифровывать ребусы,чётко и чисто произносить скороговорки.

Учимся говорить правильно,рисовать словесные картинки, расширять кругозор.

3

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

Учимся говорить правильно,собираемслова.Ознакомление с историей села.

4

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

Отгадывать загадки, расшифровывать ребусы,чётко и чисто произносить скороговорки.Ознакомление с символами наше Родины.

5

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

Учимся говорить правильно, рисовать словесные картинки, расширять кругозор.

Учимся говорить правильно, разгадываем загадки, собираем слова.

6

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.

Учимся говорить правильно, рисовать словесные картинки, расширять кругозор.

7

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

Отгадывать загадки,

Ознакомление с историей села.

8

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка..

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки.

9

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

Учимся говорить правильно, рисовать словесные картинки, расширять кругозор.

10

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».

Формирование умений подбирать к схемам слова, отвечать на вопросы, расширять кругозор.

11

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев.

Формирование умений разгадывать кроссворд, выполнять замену букв.

12

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

Систематизация знаний о растениях и животных.

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки.

13

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

Формирование умений разгадывать кроссворд, шарады, ознакомление с историей возникновения городов.

14

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки. Формировать представление о родине Тютчева.

15

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет..

Учимся говорить правильно, рисовать словесные картинки, расширять кругозор.

16

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский Сусанин.

Отгадываем загадки.

Ознакомление с историей села.. Отгадывать загадки, расшифровывать ребусы,чётко и чисто произносить скороговорки

17

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

Учимся говорить правильно, отгадываем загадки, ребусы.

18

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки.

19

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

Закрепление умений составлять рассказы, говорить правильно и красиво.

20

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

Формировать умение выделять общую часть в словах.

21

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

Закреплять умение разгадывать ребусы, читать слова.

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки, закреплять умение отвечать на вопросы.

22

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.

Учимся говорить правильно, отгадываем загадки, ребусы. Ознакомление с историей села. Ознакомление со страницами боевой славы Брянщины.

23

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова .

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

Закреплять умение разгадывать ребусы, читать слова.

Учимся говорить правильно, собираем слова, отгадываем загадки, закреплять умение отвечать на вопросы..

24

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться

Закреплять умение читать и понимать прочитанное. Отгадывать загадки.

25

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. ». Брянск - наш край родной.

Систематизация знаний о Брянском крае

Материально-техническое обеспечение по курсу внеурочной деятельности «Брянский край» (Модуль «С азбукой по родному краю» )

в I классе
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников); П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1.1. Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)


Д 1.2. Пособия для обучающихся:

-Пряникова Н. Е., Шик Н.В. С азбукой по родному краю. Учебное пособие. 1 класс/Пряникова Н. Е.,Шик Н. В. Брянск: «Курсив»,2012 г.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011

-Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2011

-Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2011


К



К


К


К 2

Печатные, учебно-наглядные пособия, учебное оборудование


2.1. - Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения - Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) - Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.) - Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) - Муляжи овощей, фруктов, грибов

Д 2.2.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.), репродукции картин

Д 2.3.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.)

К 3

Информационно-коммуникационные средства


3.1.

Электронные учебники. Плешаков А.А.Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику 1 класс. - М.:Просвещение, 2011

Диск природа Брянщины

Д 3.2.

Диск «Природа Брянщины»

Д 4

Технические средства обучения (ТСО)


4.1

Телевизор

Д 4.2

Видеомагнитофон/видеоплейер

Д 4.3

СD/DVD-проигрыватели

Д 4.4

Музыкальный центр

Д









8


© 2010-2022