- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе начальной школы на тему: «Буква Й»
Конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе начальной школы на тему: «Буква Й»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Савельева Е.Г. |
Дата | 12.07.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Савельева Елена Германовна Санкт-Петербург
Русский язык (1класс) УМК «Школа России»
Интегрированный урок чтения и письма. Буква Й, й. Закрепление.
Цель: закрепить умение детей писать букву «й» в словах, переносить их.
Задачи:
-
формировать знание о правильном переносе слов с изучаемой буквой;
-
развивать речь детей, аналитические умения;
-
воспитывать необходимость выполнения правил гигиены письма
Оборудование для учителя:
-
Электронная доска или экран с мультимедийной установкой
-
Компьютер
Для детей:
-
«Азбука» Горецкий
-
Прописи Илюхина
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся.
Слайд 1, слайд 2
Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Дети формулируют правила поведения
II этап Актуализация имеющихся знаний
Цель - уточнить место изучаемого звука в алфавите, вспомнить зрительные образы букв.
Здесь заканчивается текст 2 слайда
-
зрительная разминка Слайд 3
-
минутка чистописания
Обведите буквы на странице прописи.
Что объединяет эти буквы?
Здесь заканчивается текст 3 слайда Слайд 4
-
Выделение класса сонорных согласных звуков и букв, их обозначающих
На уроке чтения мы говорили, что некоторые согласные звуки «особенные», они даже живут в отдельном домике. Назовите эти звуки.
Почему они особенные?
Как называются эти звуки?
Какими буквами они обозначаются на письме?
Здесь заканчивается текст 4 слайда Слайд 5
Составьте слова, используя только сонорные согласные и гласные. (учитель записывает на эл. доске)
Запишите 3 слова на верхней строчке (уточняется употребление заглавной буквы в именах собственных).
Выделите ударный слог в последнем слове на эл доске.
Перенесите ударение. Что изменилось?
Запишем получившуюся пару слов. Нужна ли во втором варианте заглавная буква? Почему?
-
Дети находят буквы, названные учителем
-
Дети обводят буквы и отвечают на вопрос: «Они все заглавные»
-
[м], [мʼ],[н],[нʼ],[р],[рʼ],[л],[лʼ],[йʼ]
В этих звуках голоса больше, чем шума, выдыхаемый воздух идет через нос и рот, их даже можно петь
Сонорные
Эм, эль, эн, эр, ий
Лимон, мой, май, лай, лей, ноль - нуль, Лера, Лена, мама, лама, мала, Мила
Дети записывают слова по выбору.
Ударный слог первый
Изменилось значение слова.
Заглавная буква не нужна, т.к. это не имя собственное.
III этап Постановка учебной задачи
Цель - уточнение цели работы на уроке
Вспомним, с какими согласными буквами мы работали.
Какая из этих 5 букв обозначает только один звук?
Подумайте, какую учебную задачу мы поставим на сегодняшний урок?
Эм, эль, эн, эр, ий
Ий
Учиться находить слова с буквой «й», писать их, составлять с ними предложения, правильно переносить такие слова.
IV этап Работа по теме урока
Цель - формировать умение записывать слова с буквой «й», находить их в тексте, правильно переносить слова с изучаемой буквой.
Здесь заканчивается текст 5слайда Слайд 6
-
Работа над звуко-буквенным составом слов Прочитайте стихотворение
Кто автор?
Какие стихи из этого цикла вы знаете?
Найдите слова с буквой «Й». Подчеркнем их на эл доске.
Зайка составил схемы к этим словам, но перепутал их. Помогите ему найти нужное место каждой схеме.
Здесь заканчивается текст 6 слайда Слайд 7
-
Знакомство с правильным переносом слов с буквой «й»
В благодарность за вашу помощь зайка хочет помочь вам запомнить, как правильно переносить слова с буквой «й»
Как же можно переносить слова с «й»
-
А. Барто
Дети вспоминают стихи данного цикла.
Дети находят слова, подчеркивают
Дети передвигают схемы в соответствующие места.
-
Учитель читает стихотворение-памятку, дети слушают
Зай-ка, лей-ка, май-ка (дети раздвигают слова на эл доске
Физминутка
Зайка предлагает выучить это стихотворение-памятку, а для лучшего запоминания придумал различные движения.
Дети встают и выполняют предлагаемые движения под ритм стихотворения
Здесь заканчивается текст 7 слайда Слайд 8
-
Работа по составлению слов, их классификация, тренировка в переносе слов с буквой «й»
Посмотрите на задание в прописи. Какие слова получаются?
На какие две группы можно разделить эти слова?
Запишем слова-действия в первый столбик.
Найдите место буквы «й» в этих словах. Нужно ли для этих слов вспоминать памятку Зайки? Почему?
Прочитайте слова -предметы.
Будет ли работать для них Зайкино правило? Почему?
Запишем эти слова во второй столбик, сразу укажем правильный перенос.
Вспомним это правило.
Запишем слова.
Здесь заканчивается текст 8 слайда Слайд 9
-
Работа с предложением
Найдите в прописи первое напечатанное предложение.
Почему это предложение?
Прочитайте его. Зачем это надо делать?
Найдите в этом предложении слово с «й». Как его можно перенести?
Запишите это предложение с проговариванием. Слово с «й» делите черточкой для переноса.
-
Дети читают слова
Получай, замечай, отвечай, чайка, чайник, чайная.
Слова-действия и слова-предметы
Буква находится на конце слова, поэтому правило Зайчика нам не нужно.
Буква «й» в середине слова, поэтому Зайкино правило будет работать
Дети хором называют правило
Дети записывают слова.
-
Это предложение, потому что соблюдаются правила записи предложения (граница предложения)
Мойте руки перед едой!
Мой-те
Дети записывают с проговариванием, один - у доски.
Рефлексия
Цель - упорядочить полученные знания и умения, эмоциональная оценка результативности работы на уроке.
Здесь заканчивается текст 9 слайда Слайд 10
Зайчик подготовил вам хитрый вопрос:
-сейчас я зайчик, а когда я вырасту, как будут меня называть?
- Где буква «й»?
А есть ли звук [йʼ]?
Где он спрятался?
Когда еще звук [йʼ] прячется в гласную букву?
Какие гласные могут обозначать 2 звука?
Здесь заканчивается текст 10 слайда Слайд 11
Зайчик подготовил для вас лабиринт
Если вы правильно выберите маршрут, то Зайка вспомнит тему урока. Подсказка: сворачивать надо в ту сторону, где гласная обозначает 2 звука.
Записывайте буквы в строчку, не разделяя их запятой
У кого получилось помочь Зайке вспомнить тему урока? Нарисуйте солнышко в конце страницы. Кому было легко работать на уроке, все получалось, пусть ваше солнышко улыбается и у него будут длинные лучики, если на уроке тебе было трудно, но ты все-таки справился, пусть твое солнышко будет строгим, если же тебе постоянно требовалась помощь, то твое солнышко сегодня расстроилось .
Здесь заканчивается текст 11 слайда Слайд 12
Зайка хочет, чтобы вы вспомнили его памятку.
Здесь заканчивается текст 12 слайда Слайд 13
Зайка прощается с вами и желает вам приятного отдыха
Кто хочет ответить Зайке
-Заяц
Ее нет
Да
В гласной букве я.
После ъ или ь, в начале слова
Е, ё, ю, я
Дети выполняют задание (у доски по очереди)
Дети рисуют
Дети встают и рассказывают памятку с движениями.
Дети высказывают свои пожелания и благодарность.
Урок в 1 классе длится 35 минут
7