Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие растений ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Разнообразие растений»

(урок открытия нового знания)

Учитель: Осипова Лариса Александровна

Место работы: МОБУ «Сертоловская СОШ № 1»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Урок № 8 в разделе « Эта удивительная природа» Цель урока: - Познакомить с разнообразием растительного мира.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования у учащихся понятия разнообразие растений.

  2. Познакомить с отличительными признаками основных групп растений.

  3. Формировать умение работать с информацией, представленной в разном виде.

  4. Совершенствовать навыки работы в группах.

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий:

Личностные

- воспринимать одноклассников как членов своей команды;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

- «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и таблицы;

- уметь находить в тексте значимую информацию;

- уметь анализировать, классифицировать найденную информацию;

-изображать изучаемые явления в таблице;

Коммуникативные

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в групповом обсуждении


Регулятивные

- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного материала;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- оценивать свой вклад в работу группы.

Предметные - познакомить с отличительными признаками основных групп растений. Тип урока: урок «открытия» нового знания

Используемые педагогические технологии:

  • КСО (работа в группах)

  • Проблемно - диалогическое обучение

- Личностно-ориентированная

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Сигнальные карточки у обучающихся;

  • Конверты с заданиями для работы в группах;

  • Презентация

  • Учебник «Окружающий мир». Автор А.А.Плешаков Изд. «Просвещение», 2013 год.

Ход урока

(ученики распределены на 5 групп)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика Формируемые УУД Время I.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Я прошу вас стать моими помощниками на уроке окружающего мира.

- Я задаю вопрос - а вы дружно отвечаете - да или нет. - Вам нравится принимать участие в интересных делах? - У вас есть желание решать проблемы вместе? - Вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово? - А хотели бы вы отправиться в путешествие и научиться добывать полезную информацию?

Тогда вам повезло. На уроке мы совершим увлекательную экскурсию в мир природы.

-На какие вопросы мы сегодня ответим, вы узнаете позже.

Включаются в учебную деятельность.






Да


Да


Нет


Да

Личностные

- самоопределение

3 мин. II. Актуализация знаний.

Цель:

повторить изученный материал.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? --Что такое почва?


-Назовите свойства почвы.






-Вы нарисовали плакаты «Берегите почву» Расскажите, как надо беречь почву.














-Почему это важно знать?






- Мы говорили о почве.


-Почва-это верхний плодородный слой земли. -В почве есть воздух, вода. -В почве есть перегной. Он образуется из остатков растений или животных. -В почве есть песок и глина. -В почве есть соли, необходимые для роста и развития растений.
-Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Чтобы защитить почву на полях, надо сажать леса. -Почва боится ядохимикатов. Если их больше нормы, они загрязняют почву. Погибнут черви, микробы, без которых почва теряет плодородие. -Если в почву вносят много удобрений, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений. -Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см - за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

-Почва - кормилица человека. -Чтобы получать хороший урожай. -Почва нужна растениям.

Личностные

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

Познавательные

- «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков

Коммуникативные

- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- аргументировать свою точку зрения.

-слушать и понимать речь других.

Регулятивные

-определять наиболее эффективные способы достижения результата


7 мин.


III. Постановка проблемы. Цель: детьми определяется тема урока и задачи из поставленного затруднения.

- Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях. -Обратите внимание на иллюстрации на доске. Назовите, что вы видите. Даны следующие иллюстрации: водоросли, мох, папоротник, ель, малина.


-На какие группы можно разделить эти растения?


Учитель оформляет первую версию на доске в виде схемы:

Растения

культурные дикорастущие

-Другая версия




Учитель оформляет вторую версию на доске:

Растения

Деревья кустарники травы ?

Учитель оформляет третью версию на доске

Растения

водные наземные

Учитель оформляет четвертую версию на доске

Растения

Сад лес вода


- Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось четыре версии, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится. -Вы несколько раз употребили слово "разные". - Кто сможет назвать тему урока?
-Какая формулировка точнее? Где можно посмотреть? -Вы правы. Посмотрите в учебнике на стр. 69, как называется тема нашего урока. -Назовите цель нашего урока.


-Итак, у нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас.


-А я хочу предложить вам свою версию. Учитель оформляет пятую схему на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры.

Растения

? ? ? ? ? Водоросли мох папоротник ель малина


-Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась? -Я вам помогу На доске появляется схема "Части растений" -Что вы видите на схеме? -Кто выйдет и назовет части растений?


-Теперь вы догадались, какой признак я использовала.


-Вы сказали, что у всех растений есть части, но ведь в моей версии 5 групп. -Что вас удивило? Какой вопрос у вас возникает?

- На какой вопрос мы должны ответить в ходе изучения данной темы?




-Растения.


-Учащиеся перечисляют названия растений

-Растения можно разделить на 2 группы: культурные - малина и дикорастущие - все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами.







-Деревья - ель; кустарники - малина; травы - папоротник, а мох и водоросли не входят ни в одну из этих групп.



-Растения можно разделить на две группы по признаку - среда обитания: вода или суша

-Растения можно разделить по среде обитания: в саду, в лесу, в воде



- Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп




-Разные растения -Разнообразие растений - В учебнике

-Разнообразие растений -Познакомиться с разнообразными растениями.

-



-Затрудняются ответить




-Части растений -Стебель, корень, листья, цветки, плоды. -У всех растений есть части, вы разделили растения на группы по их частям


-Почему, по признаку части растений вы разделили на пять групп, ведь у всех растений есть части. -Чем отличаются растения в группах?

Личностные

- воспринимать одноклассников как членов своей команды;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Познавательные

-постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения


Регулятивные

- принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, постановке задач


7 мин.

IV. Поиск решения проблемы

Цель: на основе личного опыта и с опорой на информацию в тексте узнать отличительные признаки групп растений.



-Открыть учебник стр.70. - Какая наука изучает растения?

-Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп.


-- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников.


- На стр.70 самостоятельно прочитайте текст и проверим свои гипотезы.


-Почему ученые разделили растения на 5 групп?





-На какой вопрос мы должны были ответить?


-Сделаем вывод.



-Мы ответили на вопрос?













- Наука о растениях называется ботаникой.







Работают с информацией в учебнике.



-Части растений есть не у всех.

-Водоросли не имеют частей.

-Мхи имеют только стебель и лист.

-Только цветковые растения имеют все части.


-Чем отличаются растения в группах? -Растения разные, части растений есть не у всех.
-Да.












Личностные

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

- «читать» и объяснять информацию

Коммуникативные

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

Предметные знания - познакомить с отличительными признаками основных групп растений.


8 мин

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали-

Великанами мы стали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.


Ученики выполняют задания учителя.


3 мин

IV. Закрепление знаний.

Цель: применение новых знаний в группах.


-Каждой группе надо заполнить таблицу определенной группы растений, а затем познакомить всех нас.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания. Прочитайте.

Инструкция для групп 1. Используйте материал из учебника с.70. 2.Заполните таблицу, отметив какие части имеют растения - представители этой группы. 3.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).


-. Как настоящие ученые, составим план

работы.

Группа 1.

Водоросли.

Группа 2.

Мхи.

Группа 3.

Папоротники.

Группа 4.

Хвойные растения.

Группа 5.

Цветковые растения.


На доске появилась таблица.

Стебли листья цветы корни плоды и семена

цветковые + + + + +

водоросли

мхи + +

папоротники + + +

хвойные + + + +














- Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?




Работа в группах.
















Личностные

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

- «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков

8 мин.



- Прочитать в учебнике текст.

-Обсудить в группе.

-Заполнить таблицу.

- Подготовить выступающего.


Каждая группа выбрала представителя, который зачитывал ответ.







-Водоросли не имеют частей.

- Мхи имеют только стебель и лист. -Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. -Хвойные растения имеют корень, стебель, лист - хвою и семена, которые созревают в шишках. --Цветковые растения имеют все части.





-Царство растений разнообразно.

- В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.



-Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

-Мы заполняли таблицу групп растений и увидели, что не все растения имеют части растений.

-Поэтому растения разделили на 5 групп.







- уметь находить в тексте значимую информацию;

Коммуникативные

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- слушать и понимать речь других.

- умение работать в группе.

Регулятивные

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять работу в группе, помогая друг другу;

- участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

Предметные знания - познакомить с отличительными признаками основных групп растений.


V.Самостоятельная работа.

Цель: применение новых знаний в самостоятельной деятельности. Работа в тетради. №2 стр.29 -Зачеркни лишнее название в каждом ряду. -Проверка. Самооценка.














-лишнее морская капуста, т.к. остальные цветковые Растения -лишнее липа ( остальные хвойные

растения)








Личностные

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Коммуникативные

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4 мин

V1. Подведение итогов урока.

Цель:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

-оценить свою деятельность и деятельность класса.













-Как вы считаете, тема урока важна для нас?



-Давайте вернёмся к задачам урока, которые мы поставили в самом начале.

Справились мы с поставленными задачами?












-На уроке узнали то, чего раньше не знали.

-Интересно было узнать группы растений, чем они отличаются.




-Да. Справились.

-Мы очень подробно поговорили о растениях.


Познавательные

- умение обобщать знания

Коммуникативные

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные

- участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

- оценивать свой вклад в работу класса.


3 мин

Домашнее задание.





- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше - дополнительное задание - подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр.69-70

Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы.






© 2010-2022