Буквы «Ж, ж», звук [ж] (с презентацией)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы «Ж, ж», звук [ж] (с презентацией).Буквы "Ж, ж", звук [ж].

Цели урока:

  • Познакомить с новыми буквами и звуком, формировать навык чтения.

  • Способствовать развитию мышления, фонематического слуха.

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе.

Задачи урока:

  • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.

  • Формировать навык чтения.

  • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

  • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

Оборудование: Учебник В.Г. Горецкий "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение. Слайд 1

  • Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно). Слайд 2

  • 1.Познакомиться с новым звуком и с новой буквой

  • 2.Научиться читать слоги и слова с этой буквой

  • 3.Научиться писать новую букву в тетради

  • 4 Знакомство с графической схемой слов и их

звуко-буквенным анализом

  • 5.Работа с предложением и текстом

2. Актуализация знаний.

"Солнце печет,

липа цветет,

рожь поспевает,

когда это бывает?"

Представьте себе, что сейчас лето. Кругом цветы, яркая зелень. Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 3.

Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные)

Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

3. Введение в новую тему.

Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Слайд 4

Давайте споем любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 5.

А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука в начале, середине или конце (Середине)

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек. (Журавль)

А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство. (Это многозначное слово)

Чёрен, да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук)

Где стоит звук [ж]? (в начале слова)

4. Физминутка

А теперь все дружно стали! Давайте немного разомнемся

Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Будьте внимательны

Итак, начнём:

кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

Молодцы, садитесь.

5. Характеристика звука.

Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд 6.

Давайте дадим характеристику звуку [Ж] , какой он: гласный или согласный? Почему?

Наденьте наушники, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

Значит, какой это звук: звонкий или глухой?

Какой он еще? (парный, его пара по звонкости глухости[ Ш]

Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 7.

Выполним его звуковой анализ.(на доске) (К доске Алина)

  • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом

  • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.

  • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

В этом слове 3 звука ,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным. Давайте проверим правильно ли мы выполнили разбор

Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. Запомните: звук [ж] - всегда твёрдый.

6. Ввод буквы Жж.

Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 8.

Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? (жук) Почему? ( Буква очень похожа на жука)

Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем. (читает Илья)

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук

(Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий) напечатайте букву Ж в тетрадях.

6. Физминутка для глаз. Слайд 9. Следите глазками за передвигающимися предметами

7. Работа с учебником.

Итак, давайте прочитаем рассказ «Чиж». Учебник страница 27. Будем читать по 1 предложению. Слайд 10.

- Как вы думаете, это сказка или история, которая могла произойти на самом деле? (Сказка)

- А чем сказка отличается от правдивой истории? (в сказке животные и птицы умеют говорить человеческим голосом)

А есть ли сказочный персонаж в этом тексте (Да, это чиж)

Почему вы решили, что чиж-это сказочный персонаж? (он умеет разговаривать)

Как вы думаете, почему чиж ни разу не пел, живя у Вари в клетке?(потому что он скучал по воле)

Ребята, как вы думаете, где чижу лучше жить на воле или в клетке. (Лучше жить на воле, потому что на воле он может свободно перелетать из одного места в другое, наслаждаться просторами вселенной. А в клетке пространство для полета очень ограничено. Неоткуда брать вдохновения для своих песен.)

9. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (раз, два, три),
Ручками похлопали (раз, два, три),
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

10. Чтение слогов. Слайд 11.

На слайде даны слоги. Давайте их прочитаем

жа

аж

жо

ож

жу

уж

жи

иж

Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

Но есть такое правило ЖИ-ШИ пиши с гласной И. Повторим хором. Подробнее мы будем с этим правилом разбираться на уроке письма

11. Игра «Доскажи словечко» Слайд 12.

Дополните, пожалуйста, строчку. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму.

Жу-жу-жу - я на веточке :…

Жа-жа-жа - есть иголки у :…

Жи-жи-жи - здесь живут : …

13 .Работа над предложением. Слайд13 .

Перед вами лежат карточки.. В них вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

(В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

Индивидуальное чтение. Прочитает Алина, Артём, Макар.

Какую карточку вы поставили первой?

Почему вы так решили? В живом уголке (написано с заглавной буквы)

Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

Сколько слов в этом предложении?(7)

Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

Скажите, а что такое живой уголок?

Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

14. Итог. Слайд 14.

  • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).

  • С какой буквой?

  • Кто её соседи по алфавиту?

Соедините по точкам в алфавитном порядке и поймете кто у вас получится

Буквы «Ж, ж», звук [ж] (с презентацией).



© 2010-2022