- Преподавателю
- Начальные классы
- Специальная методика дошкольного воспитания: Методика ознакомления детей с ТНР с растительным и животным миром
Специальная методика дошкольного воспитания: Методика ознакомления детей с ТНР с растительным и животным миром
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чигрецкая Н.Н. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ознакомление детей с природой - | это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. |
Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природойДля того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Интерес к природе:
- внешний вид животных
- внешний вид растений
- движения
- повадки
- отношения детей к ним
Умственное воспитание:
- знания о растениях
- знания о животных
Познавательные способности:
- логическое мышление
- внимание
- речь
- наблюдательность
- любознательность
Нравственное воспитание
Трудовое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
ПРИРОДА
Педагог должен:
-
обладать запасом знаний;
-
понимать закономерности развития природы;
-
уметь объяснять связи между предметами и явлениями.
Умения педагога:
-
организовать уголок живой природы;
-
создать для растений и животных условия;
-
овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных в уголке природы.
Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач:
единство воспитания и образования
наглядность
активность детей в познании
ведущая роль воспитателя
Методы ознакомления дошкольников с природой:
наблюдение
рассказ
чтение
художественной
литературы
беседы
игры
труд
эксперимент
-
на занятиях ?? воспитателя ролевые на огороде
-
на экскурсиях ответы детей дидактические в саду
-
в уголке природы с естественным в цветнике
-
на земельном участке материалом в уголке природы
-
во время прогулок
Приемы:самостоятельное наблюдение
эпизодические (несколько мин.)
длительные (несколько дней, недель)
показ, называние, рассматривание
предметов
игровые
опыты
выполнение действий с предметом и их комментирование
многократное инд. и хоровое проговаривание речевого материала
повторение слов, словосочетаний и предложений
пояснение
выполнение просьб и поручений
совместное выполнение действий
?? воспитателя о наблюдаемом объекте
Формы организации детей при ознакомлении их с природой:
занятия
экскурсии
прогулки
работа в уголке природы
работы на земельном участке
Главное - это усвоение всеми детьми программного материала.
Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях.
-
осмотры участка
-
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных
-
игры с использованием естественного материала
Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда.
Проводятся после дневного сна.
-
наблюдения
-
дид. игры
-
чтение худож. произведений
-
беседы
-
рассказы
рРабота с картинками
-
в лесу
-
на лугу
-
в саду
-
у водоема
Имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы.
-
наблюдают за раст. и животными
-
овладевают элементарными трудов.навыками
-
трудятся совместно со взрослыми, друг с другом и самостоятельно
-
наблюдение
-
накопление знаний о раст. и жив.
-
воспитание трудолюбия
Уголок живой природы
одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой!
-
комнатные растения
животные
катушки
лужанки
физы
лягушка, жаба
ящерица
черепаха
волнистые попугайчики
канарейки
ежи
морские свинки
хомяки
-
беспозвоночные
-
рыбы
-
земноводные и пресмыкающиеся
-
птицы
-
млекопитающие
-
Дети могут:
-
подходить к животным
-
подходить к растениям
-
рассматривать животных и растения
-
наблюдать за животными и растениями
Земельный участок:
цветочные растения
декоративные деревья и кустарники
фруктовые деревья
ягодные кустарники
овощные растения
трава
Животные на участке:
кролики
куры
привлечение птиц:
- искусственные гнездовья
- подкормка прилетающих на участок птиц
Животные:
домашние животные (живут в хозяйстве человека):
-
жизнь
-
размножение
-
условия
-
польза
дикие звери (живут в естественных условиях):
-
жилище
-
пища
Таким образом: В процессе ознакомления детей с ТНР с окружающим миром решаются следующие задачи:
- формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
- обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:
- расширение кругозора,
- обогащение чувственного и практического опыта детей,
- активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.
Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:
- специальных занятиях,
- в разных видах детской деятельности,
- во время режимных моментов,
- в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.
На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете. Развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающим миром осуществляют планомерно с учетом уровня развития коммуникативных навыков детей. Материал в рамках изучения лексической темы уточняется, расширяется и закрепляется из года в год, содержание педагогической работы усложняется. Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы с графическим изображением(цветные, черно-белые, силуэтные картинки), составлять предложения, рассказы об изучаемом объекте. Полученные знания закрепляются в процессе различных действий детей с натуральными предметами, практических работ, опытов, наблюдений, рассматривания картин, чтения художественных произведений, бесед, моделирования проблемных жизненных ситуаций. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром создается эмоционально благоприятная среда, поддерживается речевая активность детей и стремление применять полученные знания в повседневной жизни.