Урок познания мира в малокомплектном классе 1 кл «Где работают люди», 3 кл «Фермерские хозяйства»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Направление: Начальная школа Современность не даёт учителю стоять на месте, заставляет его искать способы заинтересовать ученика, привлечь его к своему предмету. Своим уроком я хочу показать, что используя такие формы, как работа в паре и группе, составление презентаций, кластеров, а также создание коллаборативной среды, из простого, стандартного урока освоение новых знаний, можно превратить в увлекательное времяпровождение, где время пролетает не заметно, и ребята с нетерпением будут ждать следующего урока. Урок познания мира 1-3 класс. Тема урока в первом классе «Где работают люди», тесно переплетается с темой третьего класса «Фермерские хозяйства» Начиная работу с учащимися, нужно помнить: перед учеником должна ставиться простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет и то учебное действие, которое вы планируете. И здесь уже важно правильно оценить работу ученика. Прежде чем поставить цели урока, я постаралась учесть возрастные особенности детей. Для 1-го класса я определила цель: дать понятие о профессиях в городской и сельской местности, развивать навык групповой и парной работы, воспитывать уважение к людям труда. В 3-м классе я должна была дать понятие о труде фермера, использовать ранее полученные знания, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. В каждом классе по 3 ученика, дети в основном неуспевающие. В 3-м кл. один мальчик, который учится на 4 и 5, в 1-м кл. одна девочка. В первом классе у всех троих детей проявляются лидерские способности, в 3-м же наоборот, самым инициативным является только один ученик. На стадии вызова я проводила тренинг «Передай другому», где мы мысленно клали на правую ладошку наше хорошее настроение, работоспособность, и передавали друг другу по кругу, не забывая улыбаться. Такие упражнения на создание благоприятной атмосферы, помогают детям настроиться на работу, поднять себе настроение. А работоспособная атмосфера позволяет выполнять всё запланированное на уроке и обеспечивает активное усвоение необходимого материала. Для определения темы и целей урока, мной была создана презентация, в которую я поместила загадки о профессиях и дети должны были, отгадывая их, определить тему. Я часто пользуюсь такой формой работы, что позволяет мне использовать ИКТ, и разнообразить урок.( При подготовке к любой теме мне просто необходимо использование компьютера, принтера, интернета, что позволяет получить много новой, интересной информации и донести её до ребят). Так как в нашей школе нет компьютерного оснащения, приходиться придумывать задания, в которых можно использовать телефоны, фотоаппараты. Так, например, для выполнения домашнего задания данного урока, ребятам необходимо будет записать на диктофон телефона рассказы родителей о своих профессиях. Используя идеи технологии развития критического мышления, я определяла уже имеющиеся знания детей. Эту работу каждый класс проделывал в своей группе, но задание выполнял каждый индивидуально. Ребята 3 класса должны были продолжить предложения, в которых описывались действия людей разных профессий. Группе 1 класса я предложила выбрать карточки с названиями профессий, и вклеить их в таблицу соотнеся с действиями. После выполнения ребята обменялись работами и оценили друг друга. Первый класс наклеивал стикеры разного цвета, которые означали правильно и исправить ошибки. А вот третьему классу я предложила указать на ошибку цветным фломастером, не исправляя её, что бы дать возможность осмыслить свои ошибки и исправить их самому, что даст больший эффект. На этапе осмысления работа в группе продолжилась. Здесь я чередовала самостоятельную работу и совместную работу с учителем. Ребята третьего класса на первом этапе осмысления, самостоятельно читали разделённый на три части текст, рассказывая друг другу то, о чём прочитали и отвечали на вопросы разного уровня, что позволяет детям выбрать работу по своим силам. Используя метод групповой работы, я прививаю ребятам навык самоорганизации, а также учу их взаимопомощи, ответственности. После наблюдений я поняла, что работа в группе, а далее ещё и в паре, помогает мне определить лидерство и затем воспользоваться этим при составлении заданий для последующих уроков. Работая с первым классом, я сама читала им первую часть текста в учебнике и проведя беседу, предложила вписать в кластер те профессии о которых они услышали. Далее группы поменялись ролями. Учащиеся первого самостоятельно выполняли задание и проводили взаимопроверку (справился, исправить). С третьим классом я решила в ходе диалога определить степень их понимания темы, задавая вопросы высокого порядка. После мы работали по рисунку, где ребята описывали работу фермера - животновода. После моего вопроса, а назовите другие виды сельскохозяйственного труда, у ребят возник спор, что позволило мне использовать побуждающие вопросы, которые я стараюсь использовать на своих уроках. Мне нравится, что они возникают спонтанно и заставляют ребёнка думать и рассуждать над сложившейся проблемой, что развивает их критическое мышление, и позволяет мне формативно оценивать каждый этап урока и делать для себя выводы. Также в течение всего урока я попыталась сформировать коммуникативные умения работать в группе, и в паре учитывая позицию собеседника, слушать и понимать друг друга, объяснять свой выбор и отвечать на поставленные вопросы с аргументированием, что формировало умение оформлять свои мысли в устной форме. Следующим этапом на уроке была рефлексия, на этом этапе я использовала работу в парах, что позволило мне понаблюдать за диалогом, и оценить на сколько ребята усвоили материал. Для того чтобы разделить детей на пары, я провела игру «Найди свою половинку», чтобы психологически настроить учащихся, и дать им возможность отдохнуть. Каждая пара, в которую входили дети разного возраста, создавали презентацию в которой должны были представить сельскохозяйственную профессию, которая им досталась по жребию. Чтобы такой процесс был более эффективным, я подробно проинструктировала ребят и объяснила, для чего мы это делаем. А также были определены критерии оценивания, которые помогли ребятам правильно оформить свою работу. В данном случае это задание способствует критическому мышлению ребят, развивает навык саморегуляции, а также я могу проследить лидерские качества детей, при этом каждый ребёнок может проявить себя, выполняя ту работу, с которой справиться, красиво оформить презентацию, придумать слова для защиты и тд Оценивание проходило в форме «Тура по галерее», где ребята должны были отдать один свой голос за понравившуюся им презентацию, кроме своей. Во время этой работы класс оживился, ребята спорили, некоторые обижались. Но после обсуждения сделанного выбора, проследив каждый критерий, все вопросы были сняты. В заключение урока я выслушивала мнения детей по поводу их работы, что понравилось, что вызвало затруднения. Благодаря этому постаралась сформировать у учащихся способность к самооценке, и умение определить значение результатов своей деятельности. В процессе такой рефлексии можно увидеть скрытые способности детей, и, наоборот, от кого ожидаешь чётких и грамотных ответов, могут не проявить себя. На уроках в малокомплектных классах просто необходимо научить ребёнка саморегуляции, что позволит ему быстро и без труда сориентироваться в самостоятельной работе. На уроке давая задания детям в группе, я позволила им побыть на моём месте и оценить работы друг друга, что добавило им ответственности.

Урок познания мира 1-3 класс

1 класс

3 класс

Тема урока

Где работают люди

Фермерские хозяйства

Цели урока

Дать понятие о профессиях в городской и сельской местности; развивать навык работы к группе и паре; воспитывать уважение к людям труда

Дать понятие о труде фермера; воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду; использовать в работе ранее полученные знания

Ход урока

Психологический настрой Учащиеся встают в кружок, я предлагаю каждому мысленно положить на правую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж хорошего настроения, мыслей, знаний, опыта, и поделиться с ним со всеми, для этого вы должны пожать правую руку рядом стоящего и улыбнуться ему, так по кругу.

- Ну как, настроение? Прибавилось? Сегодня вам понадобится поддержка друг друга, нас ждёт работа в группах и в парах, также мы будем много работать совместно. (рассаживаются по местам )

Вызов

Постановка темы и целей урока

- о чём мы говорили на предыдущих уроках?

- назовите основные отличия между городом и селом?

- где работают люди в городе? - где на селе?

- а сейчас я хочу предложить вам отгадать мои загадки, и пока вы будите отгадывать попробуйте ответить на вопрос: какая тема будет у нашего урока? И чему вы должны будите научиться? (используется компьютер, для демонстрации презентации с загадками)

Выявление уже имеющихся знаний

Ребята делятся на 2 группы (1группа - 1класс, 2 группа - 3класс) и выполняют задания.

Соотнеси профессию и действия (работа в группе)

Продолжи предложение (работа в группе)

  1. Разведение кур, уток, гусей и индеек это…

  2. Доктор животных - это…

  3. Коневодство - это…

  4. Человек, который доит коров, - …

  5. Человек, который ухаживает за пчёлами, - это…

  6. Люди которые выращивают хлеб - …

Осмысление

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Чтение учителем первой части текста в учебнике

- О каких профессиях вы узнали?

Составление кластера профессии (Коллективно)

чтение текста в учебнике о фермерском хозяйстве.

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Чтение второй части текста в учебнике

- После чтения выпишите каждый самостоятельно профессии сельской местности, о которых вы узнали

(самопроверка, оценивание с помощью стикеров: красный - справился, голубой - не справился)

Ответить на вопросы в конце текста

Рассказ о профессии фермер.

Работа по рисунку

- чем занимается фермер в данном случае?

- каким сельскохозяйственным трудом он занимается?

- назовите другие виды сельского труда

- Давайте опишем путь фермера, который выращивает зерновые культуры, расставив картинки в правильном порядке.
(более успевающие записывают краткое описание)

Создание презентации ( работа в парах)

Игра «Найди свою половинку» ребята третьего класса работают с первым классом

Три полученные пары готовят свою презентацию по защите фермерской или сельской профессии, которую выбирают путём жребия (птицеводы, хлеборобы, животноводы, пчеловоды)

Основные критерии:

  • Коротко рассказать о профессии

  • Какую продукцию вы производите

  • Чем полезна ваша продукция

  • Подобрать пословицы или стихи

(весь материал готовится заранее - вырезки картинок, высказывания, пословицы и тд)

Оценивание презентаций с помощью дескрипторов (объяснение что понравилось, а что нет)

Рефлексия

Ответь быстро:

Кем работают люди на селе?

Какую продукцию выпускают?

Кем работают люди в городе?

Какую продукцию выпускают?

Как бы вы оценили сегодня свою работу?

Что такое фермерское хозяйство? (мини - тест)

Как называют владельца фермерского хозяйства?

Что нового вы узнали на уроке?

Как бы вы оценили сегодня свою работу? - В заключении я хочу вас позвать опять к себе и встать в кружок. Как и в начале урока давайте мысленно положим на правую руку все, то чем мы уже делились сегодня, свой багаж хорошего настроения, мыслей, знаний, опыта,(я надеюсь всё это у вас осталось) а на левую руку - то, что получили на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопаем в ладоши и кричим - СПАСИБО! - И все брызги от хлопка разлетятся в нашем кабинете, а когда мы придём завтра, они помогут нам настроиться на нужный лад

Домашнее задание

Подготовить рассказ о профессиях ваших родителей, какую пользу они приносят людям. (Записать на диктофон)

Нарисовать плакат: «Береги хлеб»



© 2010-2022