Урок окружающего мира во2 классе Значение воды для всего живого на Земле

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Окружающий мир

УМК «Гармония»

Класс : второй

Тема: «Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, знание об экологических проблемах на водоемах.

Задачи:

Образовательная:

- выявить знания детей по теме; формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного поведения на водоемах; продолжить формировать умения сравнивать, обобщать знания, работать со схемами.

Развивающая:

Развитие познавательных УУД

- развивать умение осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные на уроке; развивать умение выделять главное, в учебном материале, делать выводы, переносить раннее полученные знания на новый учебный материал, способствовать развитию творческой активности;

развивать умение работать со схемой

Развитие коммуникативных УУД

- развивать умение принимать активное участие в работе в парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;

- развивать способность контролировать свои действия в коллективной работе; проявлять иннициативу в учебно-познавательной деятельности, осуществлять взаимный контроль;

Развитие регулятивных УУД

- развивать умение принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя; планировать свои действия с учебными задачами и инструкцией учителя;

- развивать умение понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

Воспитательная:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира, интерес к различным видам деятельности; воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту водоемов

- формировать интерес к познанию окружающего мира, зависимостей в нем

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа в парах

Методы и приемы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, проблемный метод, частично поисковый метод

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, презентация по теме урока, стаканы с водой, соль, трехлитровый баллон с водой , карточки для работы в парах и индивидуальной работы

Формируемые УУД

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

- Уметь определять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учиться формулировать собственное мнение

Познавательные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

Личностные :

Формировать внутреннюю позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- формировать интерес к познанию окружающего мира; представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром

Метапредметные:

- научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- научатся строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- научатся выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Настроить учащихся на учебную деятельность.

Включение детей в деятельность.

Звучит музыка

-Здравствуйте. Меня зовут Елена Владимировна.

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше с вами сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю вам удачи и успеха.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Постановка темы

Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, листья опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

(Музыку выключить)

- А чему вы удивляетесь в окружающем мире?

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, я думаю, вы скажите, угадав загадку.

Много ее-беда!

Мало ее - беда!

Нужна нам всегда

Больше, чем еда!

- Итак, мы сегодня будем с вами говорить о…воде

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Актуализация знаний и постановка целей

Всю работу на уроке мы будем фиксировать с вами в таблице

Раз речь пойдет о воде, давайте, пользуясь опорными словами постараемся поставить задачи на сегодняшний урок.

Мы уже много знаем о воде. Давайте вспомним, что нам известно?

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Значение воды

Почему нужно охранять воду?

- В каких водоемах на планете содержится вода?

- Назовите части реки .

Отметьте части реки на интерактивной доске. (Активные точки)

На какие две группы можно разбить все водоемы?

Распределите водоемы на две группы. (перетащите картинки на облачко)

Давайте подведем итоги повторения, заполним первую колонку нашей таблицы,. И начнем заполнять вторую колонку.

- Где на планете мы сталкиваемся с водой? Где вода сосредоточена?

Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе, в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах Земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.

- Не слишком ли много воды на Земле? Зачем столько воды?

- Нужна ли воде охрана, ведь ее так много? Почему нужна? Можем ли мы привести сильные аргументы?

Постановка познавательной задачи:

Зачем на Земле вода?

Почему нужно беречь и охранять воду?



Работают на интерактивной доске

Называют части реки: устье, исток, приток

Разбивают водоемы на две группы

Естественные: река, океан, озеро, море, болото

Искусственные: пруд, канал, водохранилище

Отвечают на вопросы



Открытие новых знаний







Физминутка

- Вы уже многое знаете о значении воды для растений и животных. Рассмотрите слайд и расскажите о значении воды для растений и животных.

Сделайте вывод

- А человеку для жизни необходима вода? Зачем?

Опыт: приглашается учащийся учитель ставит 2 стакана воды. В один стакан с водой насыпаю ложку соли.

- Какой стакан выберешь напиться? Почему?

Значит человеку нужна какая вода?

- В каких водоемах находится пресная вода?

- Много ли на планете пресной воды?

Если представить себе, что вся вода на планете уместится в трехлитровой банке, то пресная занимает меньше, чем пол стакана. (Показать)

- А вы пробовали пить воду прямо из реки, без кипячения на костре? Почему?

- А как вода из реки попадает к нам в дом?

- Можно ли пить воду прямо из под крана? Почему?

- Вода, которая течет из-под крана хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду ( из нее не успевают улетучиваться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

Показать носовой платок на который попали капли хлора.

- Вот как опасно это вещество.

- Сделаем вывод - какую нужно пить воду?

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,.

Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз - это брасс

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Работа с текстом учебника. Стр 50

- Давайте прочитаем стихотворение в учебнике и выясним, какое еще значение имеет вода для жизни на Земле? О чем мы еще не сказали?

- Озаглавьте стихотворение.

- В какой строчке выражена главная мысль.

- Может ли без воды обойтись автомобиль? Велосипед? Фабрика игрушек?

- Подведем итог и заполним первую строчку третьего столбика нашей таблицы

-Если ни один живой организм не может обойтись без воды, значит вода - это сама ….(жизнь), а соблюдая гигиену мы сохраняем свое - … (здоровье), свою ….(красоту)

- Посмотрите видеофрагмент и скажите, к чему он призывает людей?

Почему нужно охранять воду?

- Пресной воды на планете становится все меньше и меньше. И не потому, что запасы ее заканчиваются. Над водой нависла угроза. Какая? Рассмотрите слайды

- Чем это опасно? Что может случиться?

Заводы, фабрики и города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью всему живому, дожди смывают удобрения с полей, химикаты, в воду попадают бытовые отходы.

- Что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы?

- Как помочь сберечь воду?

- Какую помощь можем оказать мы?

- С каким призывом мы можем обратиться к людям чтобы сохранить воду чистой?

Заполним третий столбик нашей таблицы

Работают со слайдом презентации

Цветок вянет без воды, животные пьют, купаются, живут у воды, значит, вода необходима для жизни растений и животных

Наблюдают

- Пресная

- Пресная вода в реках, озерах, прудах, а в морях и океанах соленая.

- Нет, она грязная

- Через фильтры



- Воду нужно пить отстоянную.





Заполняют третий столбик таблицы.

Вода - это жизнь, здоровье, красота,

А для многих растений и животных вода - это дом



- Нужно охранять воду

Потому что пресной воды мало.

- Не останется пресной воды

- Перерабатывать мусор. Не засорять мусором пляжи, берега водоемов, на заводах и фабриках ставить фильтры и очистные сооружения.

- Закрывать краны, бережно использовать воду, убирать за собой места отдыха.

Берегите воду!

Сохраним водоемы чистыми!

Обобщение и систематизация знаний.

Первичный контроль

Работа в парах

Разложите картинки в 2 группы как можно вести себя и как нельзя.

Несколько пар вызвать к доске. Один прикрепляет картинку, другой комментирует

А сейчас поиграем с вами в игру «Согласен - не согласен» Если вы согласны с тем, что я говорю, хлопаете в ладоши, если не согласны - топаете ногами.

- Нельзя мыть машину на берегу водоема

- Для питья годится и пресная и соленая вода

- При помощи воды добывают электрический ток

- Без воды погибнет все живое

- Воду полезно пить из под крана

- Без воды нет жизни

Работают в парах



Хлопают в ладоши

Топают

Хлопают

Хлопают

Топают

Хлопают

Подведение итогов рефлексия.

- Какие цели ставили? Справились? Что узнали? Пригодятся нам полученные сегодня знания? Где?

Если мы с вами и все люди на планете будем бережно относиться к воде, мы с вами сможем сохранить жизнь и красоту на нашей планете.

У вас на столе лежат капельки воды. Выберите одну из них голубая - на уроке вам было легко, вы чувствовали себя комфортно. Это капелька из теплого летнего дождика.

Синяя - на уроке было не совсем комфортно, не все было понятно. Это капелька из прохладного осеннего дождя.

И если вам было неинтересно, вы ничего нового не узнали на уроке, было не уютно - выберите зимнюю фиолетовую каплю.

Давайте прикрепим капельки на доску. Какой дождик у нас получился.

Вы все сегодня молодцы! Спасибо за урок!

Формировать самоконтроль и самооценку успеха работы на уроке,

14


© 2010-2022