Программа Тренинг педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа



« Тренинг педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем»

Автор-составитель:

Ксенафонтова О.М,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №38







Сургут 2015

Пояснительная записка Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности ребёнка в установлении и поддержании контактов в общении. Для ребёнка важно умение общаться, использовать речь для установления контакта с другими людьми, умение вести диалог, разрешать споры и конфликты, договариваться и сотрудничать. Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения. Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности. Программа предназначена для учащихся 3 (4) классов. Программа рассчитана на 1 учебный год. Цель тренинга: развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность. Задачи тренинга:

  1. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  3. Овладение навыками эффективного слушания;
  4. Развитие навыков убедительной речи;
  5. Расширение диапазона творческих способностей;
  6. Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  7. Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
  8. Активизация процесса самопознания.
Продолжительность тренинга: 40 - 45 минут Методика оценки результативности тренинга:
  • Творческий экзамен;



Тематический блок тренинга « Тренинг педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем»


Тематический блок

Основное содержание упражнений

1

Формирование знаний о коммуникативных умениях

Дискуссии: «Что такое коммуникативные умения?», «Роль коммуникативных навыков и умений в нашей жизни»

2

Формирование активного игрового взаимодействия

«Рассмешить партнёра», «Подарок», «Я тебя понимаю», «Коллективный счёт», «Зеркало», «Да»

3

Развитие убедительной речи, выработка умения говорить и выслушивать

«Его сильная сторона», «Диспут», «Луноход», « Комплемент», «Гости с другой планеты»

4

Обучение исполнению социальных ролей, воспитание деликатности в общении

«Мафия», «Выход из контакта», «В самолёте», «Диалог», «Карусель»

5

Организационные моменты и психогимнастика

«Знакомство», «Мы похожи», «Я отличаюсь от тебя», «Переходы», «Печатная машинка», «Моль», «Вижу разницу»

Структура тренинга Первый этап - установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга. Второй этап - формирование знаний об эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей. Третий этап - развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность. Четвёртый этап - проработка ситуаций, требующих исполнения определённых, получаемых на тренинге, навыков (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т.д.). Пятый этап - завершение тренинга.

Основное содержание программы

«Тренинг педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем».

  1. 4 занятие


Цель: установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.

  1. Объяснения целей и задач тренинга
  2. Упражнение «Знакомство»
  3. Разработка правил тренинговой группы
  4. Дискуссия «Что такое общение?»
  5. Упражнение «Спутанные цепочки»
  6. Упражнение «Дар убеждения»
  7. Упражнение «Коллективный счёт»
  8. «Подарок»
  9. Завершение занятия.

5 - 8 занятие


Цель: Снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.

  1. Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
  2. Упражнение «Моль»
  3. Дискуссия «Роль коммуникативных навыков и умений в нашей жизни»
  4. Игра «Потерпевшие кораблекрушение»
  5. Упражнение «Зеркало»
  6. Упражнение «Я тебя понимаю»
  7. Упражнение «Рассмешить партнёра»
  8. Упражнение «Да»
  9. Подведение итогов дня.

9-12 занятие


Цель: Развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность.

  1. Необычное приветствие
  2. Упражнение «Переходы»
  3. Упражнение «Луноход»
  4. Упражнение «Его сильная сторона»
  5. Упражнение «Побег из тюрьмы»
  6. Упражнение «Выход из контакта»
  7. Упражнение «В самолёте»
  8. Итоги дня.

13-16 занятие


Цель: Завершение тренинга. Закрепление полученных навыков.

  1. Упражнение «Представление»
  2. Упражнение «Диспут»
  3. Упражнение «Вижу разницу»
  4. Упражнение «Мы похожи»
  5. Упражнение «Я отличаюсь от тебя»
  6. Дискуссия «Что дал мне тренинг?»
  7. Упражнение «Последняя встреча»
  8. «Скажем вместе: Прощай группа!»







Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Коммуникативные умения.

Метапредметные связи

1

Знакомство. Формат и его правила.

Монологическая речь.

Литературное чтение

2

Кто такой человек? Что такое общение?

Вести диалог, устанавливать контакт с собеседником.

Окружающий мир

3

Культура общения

Слушать и слышать. Воспринимать, а не оценивать.

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

4

Приветствие

Различать интонацию, мимику, телодвижение

Окружающий мир, литературное чтение

5

Доброжелательность. Равноправие

Разрешать споры и конфликты.

Литературное чтение

6

Дар убеждения

Договариваться, сотрудничать

Литературное чтение

7

Внимательный слушатель

Слушать и слышать, выделять главное, акцентировать внимание.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

8

Выбор главного.

Активность, выбор наиболее точного ключевого ответа.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

9

Мы разные - мы похожие.

Сотрудничество, совместный поиск решений.

Окружающий мир, русский язык

10

Обмен мнениями

Договариваться и сотрудничать. Чувство. Индивидуальные переживания.

Окружающий мир, русский язык

11

Доверие.

Доверие, открытость, уважение.

Окружающий мир

12

Дружба

Совместная групповая деятельность.

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение

13

Ответственность

Ответственность за своё поведение, принятие решения.

Окружающий мир

14

Поступки

Ответственность за своё поведение, принятие решения.

Окружающий мир

15

Самооценка

Самоанализ, вывод.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

16

Жизнь человека

Личностное самосознание, связь с духовной культурой народа.

Литературное чтение, русский язык

Упражнения:


  1. «Знакомство». Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. К примеру: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. То, что вы только что придумали. Просим вас. Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление.
  2. «Спутанные цепочки». Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
  3. «Дар убеждения». Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
  4. «Коллективный счет». Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
  5. «Подарок». - Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
  6. «Нетрадиционное приветствие». - Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног… Ваши варианты?
  7. «Моль». Упражнение направлено на снятие барьеров, поднятие настроения, движение. Необходимо всем встать и ловить «моль».
  8. «Зеркало». Необходимо сымитировать выполнение нескольких несложных заданий. Их всего четыре. Задания следующие:1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них участники будут выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Итак, начинаем представление.
  9. «Я тебя понимаю». Каждый член группы выбирает себе партнёра и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнёра вправе комментировать высказывания друг друга.
  10. «Рассмешить партнёра». Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен, во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее. Внимание! Начали! Спасибо, игра закончена.
  11. "Да" Назначение: - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
  12. «Переходы». Тренируем навыки рабочей собранности: Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа стоял участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним - потемнее, а крайним слева - был бы участник с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений!
  13. «Луноход». Участники должны встать в круг. Смотреть только в глаза друг другу. Тот кто засмеётся должен сесть в круг, и на корточках перебираться по кругу, говоря: «Я луноход 1». Следующий уже будет луноход 2 и т.д. Необходимо проделать это до того, как стоять останется только 1 человек. Он-то и есть самый выдержанный. Это упражнение хорошо развивает чувства стойкости, упорства и способствует снятию напряжения в группе.
  14. «Его сильная сторона». Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. - Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".
  15. «Выход из контакта». Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.
  16. «В самолёте». Группе предлагается разыграть следующую ситуацию «вы купили билет на самолёт Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полёта. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Как вы поступите, если вашим соседом окажется: пожилая женщина, читающий книгу, молодая девушка и т.д.» Все члены группы включаются в игру, - то в роли, желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.
  17. «Представление». Цель упражнения: - формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; - умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других, - это в породах собак и могу помочь выбрать питомца".
  18. «Диспут». Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхом, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой: «Да, именно это я и имел в виду»). Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения: «Да, вы меня поняли правильно».
  19. «Вижу разницу». Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники делятся на две группу по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.
  20. «Мы похожи». Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что... - Я отличаюсь от тебя тем, что...
  21. «Я отличаюсь от тебя» В парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
  22. «Последняя встреча». Цель: совершенствование коммуникативной культуры. Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

«Творческий экзамен»

Подготовка к «Творческому экзамену». Задание детям - к экзамену подготовить творческое задание (на материале программы русского языка и литературы начальной школы) по следующему плану: 1. Выбрать интересную для себя проблему по теме «Экология» или «Отношения» (в этих темах наиболее выражены проблемы взаимоотношений и коммуникации) 2. Нарисовать по ней рисунок (рисунок-девиз, рисунок-действие). 3. Подобрать по данной теме стихотворение или пословицу из программы начальной школы или предложить свои варианты. 4. Подобрать по данной теме литературное произведение из изученного материала в начальной школе. 5. Сделать свои выводы: для чего я все это создал, что я этим хотел сказать. Вывод должен звучать как короткая фраза или девиз, выражать главную мысль, содержащую личное ценностное отношение. Свое решение ученик должен «защитить», то есть рассказать, как он видит проблему и ее решение в своей работе.







© 2010-2022