- Преподавателю
- Начальные классы
- Сообщение «Базовые технологии ФГОС как средство формирования компетентностей учащихся
Сообщение «Базовые технологии ФГОС как средство формирования компетентностей учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зырянова Е.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Базовые технологии ФГОС как средство формирования компетентностей учащихся. В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Перед школой стоит ряд задач, одна из которых формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей деятельности. Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, так как значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность позволяет человеку ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией;
- обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
- технология, основанная на создании учебной ситуации
- технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
- технология, основанная на реализации проектной деятельности
- информационно - коммуникационные технологии
- обнаруживают предмет своего действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание
- частично - запоминают.
- соревнования - командные и индивидуальные;
- сюжетные - «поиск сокровищ» …
- ролевые - «пишем инструкцию»
- эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
- маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
- проведение мини-исследований
- описание и оценка
- «Пишем книгу»;
- «Готовим праздник»
- «Делаем подарки»
- открытость системы требований,
- предъявление образцов деятельности,
- «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
- добровольность в освоении повышенных уровней требований,
- работа с группами «подвижного» состава,
- накопительная система оценивания.
- регулятивные УУД (определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации);
- познавательные УУД (отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников).
- коммуникативные УУД (организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее);
- личностные УУД (в зависимости от выбранной темы).
- открытое (но контролируемое) пространство
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса,
- гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
- современные системы управления учебным процессом
- личностные УУД (критическое отношения к информации и избирательность её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей)
- регулятивные УУД (оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
- познавательные УУД (поиск информации; фиксация информации с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, построение моделей объектов и процессов
- коммуникативные УУД (создание гипермедиа-сообщений, общение в цифровой среде
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке. 1. Создание «ситуации успеха». В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями. 2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). 3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение - в форме подводящего диалога. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию. 6.Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1 этап. Работа с текстом до чтения . Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста.Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.Перечитывание текста. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов ).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Технологий много, но приоритетными для достижения новых образовательных результатов, для формирования компетенций учащихся становятся все названные технологии деятельностного типа а также:
- Технология исследовательской деятельности
- Технологии проблемного обучения
- Технология критического мышления
- Технология оценивания
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципу здоровьесбережения: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. «Золотые правила» использования приемов технологий
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ученика от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй ученика.
Литература 1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004. - 381 с. 3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.
4.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm
6.. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.