Сообщение «Базовые технологии ФГОС как средство формирования компетентностей учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Базовые технологии ФГОС как средство формирования компетентностей учащихся. В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Перед школой стоит ряд задач, одна из которых формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей деятельности. Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, так как значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность позволяет человеку ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией;
  • обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. № компетенции формируемые умения 11. Ценностно-смысловые компетенции формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. 22. Общекультурные компетенции владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. 33. Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. 44. Информационные компетенции владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет; 55. Коммуникативные компетенции уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. 66. Социально-трудовые компетенции владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 77. Компетенции личностного самосовершенствования позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.Выделяют следующие ключевые компетенции: Для реализации компетентностного подхода в системе общего образования необходима подготовки и переподготовка учителей, способных в реальной жизненной и профессиональной деятельности применять усвоенные знания и умения. Это требует изменения традиционного учебного процесса, так как для формирования компетенций необходимо создание особых учебных ситуаций, играющих роль моделей реальных жизненных ситуаций, а также осуществление эффективного контроля за деятельностью обучаемого при работе с этими моделями. «Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с компетенциями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Меняется структура урока и технологии его проведения, деятельность учителя и ученика, характер взаимоотношений между учителем и учеником. Сама развивающая система предполагает использование различных современных технологий. Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Базовые технологии стандартов второго поколения:
  • технология, основанная на создании учебной ситуации
  • технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
  • технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • информационно - коммуникационные технологии
1.Обучение на основе «учебных ситуаций» Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
  • обнаруживают предмет своего действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание
  • частично - запоминают.
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
  • соревнования - командные и индивидуальные;
  • сюжетные - «поиск сокровищ» …
  • ролевые - «пишем инструкцию»
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
  • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
  • маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
  • проведение мини-исследований
  • описание и оценка
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
  • «Пишем книгу»;
  • «Готовим праздник»
  • «Делаем подарки»
2. Уровневая дифференциация Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней Основные принципы:
  • открытость системы требований,
  • предъявление образцов деятельности,
  • «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
  • посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
  • добровольность в освоении повышенных уровней требований,
  • работа с группами «подвижного» состава,
  • накопительная система оценивания.
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы. Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик - это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений. Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя - помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. 3. Проектная деятельность Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализуемость» 6. Выполнение 7. Презентация Формируемые универсальные учебные действия:
  • регулятивные УУД (определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации);
  • познавательные УУД (отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников).
  • коммуникативные УУД (организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее);
  • личностные УУД (в зависимости от выбранной темы).
4. Информационно - коммуникационные технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ:
  • открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
  • инструменты «взрослой» информационной деятельности,
  • среда информационной поддержки учебного процесса,
  • гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
  • современные системы управления учебным процессом
Формируемые универсальные учебные действия:
  • личностные УУД (критическое отношения к информации и избирательность её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей)
  • регулятивные УУД (оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  • познавательные УУД (поиск информации; фиксация информации с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, построение моделей объектов и процессов
  • коммуникативные УУД (создание гипермедиа-сообщений, общение в цифровой среде
Рассмотрим ещё несколько технологий деятельностного типа. 5. Проблемно-диалогическая технология Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке. 1. Создание «ситуации успеха». В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями. 2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). 3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение - в форме подводящего диалога. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию. 6.Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1 этап. Работа с текстом до чтения . Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста.Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.Перечитывание текста. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов ).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Технологий много, но приоритетными для достижения новых образовательных результатов, для формирования компетенций учащихся становятся все названные технологии деятельностного типа а также:
  • Технология исследовательской деятельности
  • Технологии проблемного обучения
  • Технология критического мышления
  • Технология оценивания
7. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципу здоровьесбережения: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. «Золотые правила» использования приемов технологий
  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй ученика.



Литература 1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004. - 381 с. 3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.
4.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm
6.. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.











© 2010-2022