- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса для выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе учреждений профессионального образования
Программа курса для выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе учреждений профессионального образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грушевская Г.Н. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Социально-технологический техникум»
Программа курса для выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе учреждений профессионального образования
Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни
(содержание и методические рекомендации)
г.о. Орехово-Зуево
2014 год
Содержание
1. Основы государства и права.
2. Преступления и наказания.
3. Права выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
4.Обязанности выпускников детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
5. Социально-психологический тренинг для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
6. Этика и психология семейной жизни.
7. Гигиенические аспекты охраны здоровья.
Составитель Грушевская Галина Николаевна - методист ГБПОУ МО «СТТ»
Пояснительная записка Обобщая опыт работы в должности директора в школе интернате, в детском-доме школе, проводя психологические исследования в Профессиональном лицее № 114, техникуме в рамках психологической службы, я пришла к выводу, что учащиеся, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие учащихся, которые воспитывались до поступления в учреждение начального профессионального образования, в детских государственных учреждениях отличаются от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у учащихся ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позже и хуже формируется у них умение управлять своим поведением, отсутствуют навыки самоконтроля. Учитывая все выше сказанное, основными задачами данного курса были определены:
- подготовка выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей;
- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
- овладение учащимися основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей;
- вооружить учащихся знаниями, навыками эффективного поведения.
Данная программа включает разделы
- Основы государства и права.
- Преступления и наказания.
- Права выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
- Обязанности выпускников детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
- Социально-психологический тренинг для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования.
- Этика и психология семейной жизни.
- Гигиенические аспекты охраны здоровья.
Учебный план
курса «Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе учреждений профессионального образования»
№ раздела
Разделы и темы
Количество часов (теор./практ.) 1. Основы государства и права 1. Государство и право. 2. Конституционные права гражданина в Российской Федерации.
4 часа (3/1) 2. Преступления и наказания 1. Административные правонарушения и преступления. 2. Уголовная ответственность. 3. Что необходимо знать о судебном процессе и его участниках. 4. Права обвиняемого. 5.Право на получение квалифицированной юридической помощи. 6. Каждый имеет право на жизнь. 7. Достоинство личности охраняется государством. 8. Судебная защита своих прав и свобод. 9. Необходимая оборона. 10. Основные понятия Уголовно-процессуального кодекса РФ (задержание подозреваемого, права подозреваемого, порядок задержания подозреваемого, основания освобождения подозреваемого, заключение под стражу, сроки содержания под стражей). 13 часов (11/2) 3. Права выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 3. Жилищные права выпускника. 4. Право на неприкосновенность жилища и частной жизни. 5. Право на пользование родным языком. 6. Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 7. Право на частную собственность. 8. Право наследования. 9. Право на труд. 10. Основные права в области образования. 11.Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12.Право на получение пенсии по потери кормильца. 13. Право на уважение личности. 14 часов (12/2) 4. Обязанности выпускников детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования 1.Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. 2.Обязанность сохранять природу и окружающую среду. 3. Защита Отечества. 5 часов (3/2) 5. Социально-психологический тренинг для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования 1.Качественные составляющие полноценного общения. Рефлексия. 2. Невербальные средства общения. 3.Вербальные средства общения. Обратная связь. 4.Основы конфликтологии. Способы разрешения конфликтов. 5. Индивидуальные техники общения. 6. Проектирование общения. Эмпатия. 7. Правила эффективного общения. 20 часов (10/10) 6. Этика и психология семейной жизни
- Брак и семья:
- Основы семейных отношений:
- Семья и дети:
- Здоровье человека и способы его сохранения. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Гигиена зрения. Личная гигиена.
- Влияние вредных привычек на генитальное, соматическое и сексуальное здоровье.
- Заболевания, передающиеся половым путем.
- Профилактика нежелательной беременности.
- Аборты и их последствия.
- Неотложная помощь при травмах и несчастных случаях.
8 часов (6/2) Итого 72 часа (50/22)
Программа может реализоваться через лекционные, дискуссионные, практические и игровые занятия.
Раздел 1
Основы государства и права
4 часа (3/1)
1. Государство и право
- Понятие государства. Основные признаки государства. Разделение властей в государстве.
- Понятие «право». Понятие «норма права». Деление права на отрасли. Защита прав граждан отраслевым законодательством. Понятие «закон».
Отрасли права: Конституционное (или государственное) право Его нормы регулируют основы государственного устройства страны, закрепляют основные права и обязанности граждан, определяют порядок формирования и деятельности органов власти и управления, устанавливают систему правосудия. Нормативными актами конституционного права являются Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы краев и областей, законы о выборах органов власти и самоуправления и др. Административное право Нормы этой отрасли регулируют отношения, возникшие между органами управления, а также отношения органов управления с гражданами и их объединениями. Особенность административно-правовых отношений состоит в том, что одной из сторон в них является государственный орган или должностное лицо, который имеет властные полномочия по отношению к тому, с кем вступает в отношения. Законодательные акты административного права: закон о Совете Министров, закон о милиции, кодекс об административных правонарушениях. Уголовное право Устанавливает, какие деяния людей являются преступлениями и, каким наказаниям подвергаются те, кто совершил эти деяния. Нормы уголовного права сосредоточены в Уголовном кодексе (УК). Процессуальное право. Оно подразделяется на уголовный процесс и гражданский процесс. Уголовный процесс регулирует порядок расследования и рассмотрения уголовных дел органами следствия и суда. Его нормы изложены в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК). Гражданский процесс регулирует порядок рассмотрения в суде гражданских споров. Имеется Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Гражданское право. Является самым «рыночным» правом. Оно регулирует имущественные отношения, собственность, договоры и обязательства в гражданском обороте, другие имущественные отношения. В Гражданском кодексе (ГК) сосредоточено большинство норм гражданского права. Трудовое право. Регулирует отношения между работодателями - собственниками средств производства и наемными работниками. Эти отношения регулируются как государством, так и соглашением между работодателем и работником. Нормы трудового права объединены в Кодекс законов о труде (КЗоТ). Семейное право. Регулирует порядок вступления в брак, имущественные отношения супругов, отношения родителей и детей, а также порядок развода. Имеется специальный Кодекс законов о браке и семье (КЗоБС). Международное право. Регулирует межгосударственные отношения на основе договоров, уставов международных организаций (Устав ООН) и конвенций, заключаемых государствами. Помимо этих основных отраслей есть еще отрасли, производные от основных, или комбинированные. Это - финансовое, лесное, водное, земельное, природоохранное, уголовно-исполнительное право и т.д. Понятие «закон» имеет два смысловых значения в русском юридическом языке. Закон в широком смысле слова - это любой акт государственной власти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон - это высший нормативный акт государственной власти. 2. Конституционные права гражданина в Российской Федерации
- Конституция РФ - закон, гарантирующий основные права и свободы гражданина в РФ.
- Права и свободы человека и гражданина. Государство и права человека (Конституция РФ статья17,18).
Вопросы к теме:
-
Как связаны государство, право и общество?
-
Каково соотношение права и морали?
-
Кому мешают разумные законы?
-
Как называется основной закон государства?
-
Кто является главой государства в Российской Федерации?
-
Почему возникли нормы общественного поведения?
-
Почему возникла потребность в формировании норм права?
- В чем состоит чувство ответственности, зачем оно необходимо человеку?
- Согласны ли Вы, что человек ответственный - это человек свободный? Объясните почему.
- Кто такой «гражданин» в вашем понимании, какими чертами он должен обладать?
- Каким образом использование свободы одним человеком, может ущемить права другого?
- Почему следует различать права человека и права гражданина.
- Почему права гражданина называются политическими?
2 Раздел
Преступления и наказания
13 часов (11/2) 1. Административные правонарушения и преступления (Уголовно-процессуальный кодекс РФ статья 14)
- Понятия административные правонарушения и преступления. Различия между понятиями «правонарушение» и «преступление».
- умысел;
- неосторожность.
- Виды административных правонарушений и преступлений
- против гражданских прав граждан;
- против политических прав граждан;
- против экономических прав граждан;
- против социальных прав граждан.
- Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Освобождение от ответственности. Отягчающие обстоятельства.
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по воинской службе;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
- неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
- наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
- совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
- особо активная роль в совершении преступления;
- привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
- совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
- совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
- совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
- совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ. Лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического и психического принуждения;
- совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного бедствия, а также при массовых беспорядках;
- совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения и договора;
- совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
- Государственные органы, осуществляющие охрану правопорядка. Понятие правопорядка. Государственные органы: милиция, суд, прокуратура. Их цели, задачи и функции. Порядок обращения.
- обеспечение общественного порядка во всех общественных местах;
- предупреждение и пресечение различных антиобщественных действий, прежде всего преступлений;
- раскрытие преступлений, задержание подозреваемых, розыск обвиняемых, скрывшихся от следствия;
- организация вневедомственной охраны различных учреждений и предприятий, а также квартир граждан;
- государственная инспекция автомобильного транспорта, надзор за его техническим состоянием с целью предупреждения аварий и несчастных случаев, регулирование дорожного движения;
- контроль над приобретением и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия и др.
2. Уголовная ответственность К уголовной ответственности люди могут привлекаться с определенного возраста - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровью, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, - с 14 лет. К уголовной ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к уголовной ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным душевным расстройством, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
3. Что необходимо знать о судебном процессе и его участниках
- Кто считается участником судебного процесса. Понятия: потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, следователь.
- Кто признается потерпевшим. Право на подачу заявления о совершенном преступлении.
- Порядок возбуждения уголовного дела. Органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие. Их цели и задачи. Права и обязанности потерпевшего.
- Кто признается подозреваемым (обвиняемым, подсудимым). Принцип презумпции невиновности и иные принципы осуществления правосудия. Возникновение прав и обязанностей подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).
- Права и обязанности защитника.
- Права и обязанности свидетеля. Обстоятельства, подлежащие установлению по делу. Обязанности и обязательства свидетеля.
5.Право на получение квалифицированной юридической помощи (Конституция РФ статья 48) Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
6. Каждый имеет право на жизнь (Конституция РФ статья 20). Человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и бесспорности этого права человека. Этапы признания право человека на жизнь:
- запрет людоедства;
- отказ от человеческих жертвоприношений;
- запрет кровной мести.
7. Достоинство личности охраняется государством (Конституция РФ статья 21). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам. 8. Судебная защита своих прав и свобод (Конституция РФ статьи 45, 46, 47). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. 9. Необходимая оборона - это защита от противоправного нападения, от посягательства на жизнь, здоровье или имущество того, кто обороняется, или других лиц, а также организаций. Необходимая оборона остается правомерной до тех пор, пока не отражено преступное нападение и не задержан преступник. Однако при этом средства защиты должны соответствовать характеру и опасности нападения. Типичным превышением пределов необходимой обороны является минирование фруктового сада или применение огнестрельного оружия против мальчишек, ворующих яблоки. Вместе с тем в РФ в настоящее время разрешено использование газовых баллончиков. И пистолетов для самозащиты от хулиганских и бандитских нападений.
10. Основные понятия Уголовно-процессуального кодекса РФ
Задержание подозреваемого, права подозреваемого, порядок задержания подозреваемого, основания освобождения подозреваемого, заключение под стражу, сроки содержания под стражей (Уголовно-процессуальный кодекс статьи 5, 46, 92, 94, 108, 109, 423). Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Подозреваемый вправе:
- знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
- давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;
- пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- пользоваться переводчиком бесплатно;
- знакомится с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
- приносить жалобы на действия (бездействия) и решения суда, прокурора, следователя, дознавателя;
- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными Уголовно-процессуальным кодексом.
- об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
Вопросы к теме:
- Приведите примеры административных правонарушений.
- Назовите виды административных взысканий.
- Назовите государственные органы, осуществляющие охрану правопорядка.
- Какие виды наказаний Вы знаете?
- Какие обстоятельства являются отягчающими наказание?
- Какова эволюция права на жизнь?
- Ваше отношение к смертной казни?
3 раздел
Права выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений профессионального образования
14 часов (12/2) 1. Право на свободу и личную неприкосновенность (Конституция РФ статьи 17,18,22; Декларация прав человека и гражданина). Ограничить свободу человека, тем более арестовать его, можно только по решению суда. До судебного решения об аресте человек может быть задержан на срок не более 48 часов. При этом ограничение свободы допускается только по тем основаниям, которые прямо предусмотрены в законе,- это задержание на месте преступления от его возможных сообщников, чтобы они не могли сговориться. Все эти основания перечислены в законе, который называется Уголовно-процессуальным кодексом, сокращенно УПК. Статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит не только о праве на жизнь, но и о праве на свободу и личную неприкосновенность. Такое соединение этих трех прав в одной статье не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность - первой предпосылкой свободы. Два условия осуществления свободы:
- свободный человек отвечает за себя сам - и никто иной. Поэтому свобода неотделима от ответственности. Свобода без ответственности - это произвол, не имеющий оправдания.
- свобода одного не должна вредить свободе другого и интересам других людей.
- Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (Конституция РФ статья 27).
- Жилищные права выпускника (Конституция РФ статья 40).
- Право на частную собственность (Конституция РФ статья 35, 36).
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
11.Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 07. 08 2000 № 122 - ФЗ; Статья 6. «Дополнительные гарантии права на образование»).
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее и среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Дети данной категории при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием по нормативу. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении. Кроме того, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием по нормативу. По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы. 12.Право на получение пенсии по потери кормильца (Конституция РФ ст.50, 108, 113, 114, 117, 118, 119). Круг членов семьи, имеющих право на пенсию по потери кормильца. Исчисление пенсии. Условия, определяющие право на социальную пенсию. Размеры социальных пенсий. Органы осуществляющие, пенсионное обеспечение. Срок, с которого назначается пенсия. Назначение пенсии ранее для обращения за ней. Документы необходимые для назначения пенсии. 13. Право на уважение личности Впервые в конституции нашей страны появилось «достоинство личности». Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Обратим внимание на категорический характер этого утверждения. Ничто, никакие соображения пользы или добра не могут оправдать унижения личности. Конституция категорически запрещает применение пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Вопросы к теме: 1. Возможно ли установление испытательного срока при приеме на работу лица в возрасте до 16 лет? До 18 лет? 2.Какой порядок получения жилой площади? 3. В чьей собственности может находиться жилище? 4. Какие органы осуществляют защиту прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? 5. Какие документы необходимы для назначения пенсии по потери кормильца? Практические занятия: Деловая игра: «Реши проблемную ситуацию» (2 часа).
4 раздел
Обязанности выпускников детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений профессионального образования
5 часов (3/2) 1.Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (Конституция РФ статья 57). Понятие «налог». Виды налога. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 2.Обязанность сохранять природу и окружающую среду (Конституция РФ статья 58). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества (Конституция РФ статья 59).
5 раздел
Социально-психологический тренинг для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений профессионального образования
20 часов (10/10) 1. Качественные составляющие полноценного общения. Рефлексия. 2. Невербальные средства общения. 3. Вербальные средства общения. Обратная связь. 4. Основы конфликтологии. Способы разрешения конфликтов. 5. Индивидуальные техники общения. 6. Проектирование общения. Эмпатия. 7. Правила эффективного общения. Целями настоящего тренинга являются:
- вооружение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений профессионального образования системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций;
- познание своих сильных и слабых сторон во взаимоотношении с другими людьми;
- понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;
- формирование умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации;
- развитие навыков рефлексии и обратной связи.
Программа тренинга Программа тренинга основывается на принципах постепенности, поэтапности.
- «Кто я?» Знакомство.
- «Планета людей» Умение слушать, понимать, адекватно воспринимать другого человека. Невербальные средства общения.
- «Я глазами мира» Обратная связь. Правила обратной связи. Вербальные средства общения.
- «Взаимодействие миров» - первое занятие конфликтология.
- «Взаимодействие миров» - второе занятие. Навыки бесконфликтного общения.
- «Встреча» - первое занятие. Стили общения.
- «Встреча» - второе занятие. Отработка индивидуальных техник общения. Проектирование общения.
- «Кто есть кто?» Характер, темперамент.
- Создание психологических портретов участников и прогнозирование будущего.
- «Четырехцветный человек» дополнительное занятие.
Ход занятий Перед началом занятий, а также по ходу тренинга проводятся диагностические процедуры с целью выявления индивидуальных психологических особенностей членов группы, их состояния в момент занятия, степени усталости, интереса, активности и результативности работы. Основной метод диагностики - беседа. Кроме того, используется ряд личностных методик (проективные тесты и опросники). Занятию предшествует «разогревающая процедура», в которую включаются коммуникативные упражнения, способствующие созданию атмосферы эмоциональной открытости и чувства психологической безопасности. Каждая встреча начинается с выяснения настроения выпускников, их желания продолжать работу. Далее обсуждается «домашнее задание» и сложности, возникшие при его выполнении. В зависимости от сложности и значимости вопросов, задаваемых выпускниками, первая часть занятия может продолжаться от 10 минут до получаса. После объявления темы и целей данной встречи начинается основная содержательная часть, включающая в себя разминку, получение информации, индивидуальные и коллективные задания. Продолжительность данной части до полутора часов. Используемые в ней задания способствуют раскрепощению и активизации самопознания, структурированию образа собственного «Я» и постановке задач саморазвития. В конце каждого занятия руководитель тренинга подводит итоги и дает участникам задания для самостоятельного выполнения. В качестве обучающих средств используются дискуссии, ведение дневниковых записей, написание сочинений, ролевые психологические игры, психогимнастика.
Встреча № 1
(2 часа) Цели:
- создание условий для лучшего знакомства;
- определение личностных особенностей каждого участника;
- создание климата психологической безопасности;
- выявление ожиданий каждого члена группы;
- начало освоения активного стиля общения;
- принятие правил работы в группе.
Процедура знакомства Знакомство - это основная процедура первого занятия тренинга. Несмотря на то, что выпускники обучаются в одном учебном заведении, процедура знакомства необходима, поскольку она отвечает сразу нескольким целям руководителя группы. Учитывая приведенные выше личностные особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно с большей вероятностью предположить, что члены группы знакомы лишь поверхностно. Гораздо большее внимание уделяется ими своим собственным проблемам, чем проблемам окружающих их людей. Поэтому, процедура знакомства позволяет вовлечь участников группы в несколько новые, чуть необычные для них размышления о себе и об окружающих людях. Кроме того, знакомство позволяет дать выход внутренней тревожности подростков, которые с опасением относятся ко всему новому, что предлагается им взрослыми. При проведении процедуры знакомства мы предлагаем использовать следующие приемы: - все участники группы называют свои имена. Причем каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, называет все предыдущие; - каждый участник называет свое имя и определение (например: Лена - веселая; Дима - общительный и т.д.). Перед тем как рассказать о себе, необходимо повторить то, что рассказал о себе сосед; Кроме имени каждый участник может назвать свою отрицательную и свою положительную черту. Далее - как в предыдущем приеме. Данные варианты знакомства позволят обратить внимание участников на то, как они слушают друг друга, наглядно продемонстрировать выпускникам характерные ошибки, допускаемые ими в общении, а также позволяют с первых минут организовать работу в соответствии с общими целями тренинга. Необходимо обсудить с участниками те ощущения, которые они испытали в процессе выполнения задания. Продолжением процедуры знакомства является и упражнение «Кто я?», после выполнения которого, участникам группы можно предложить заново представиться - рассказать о себе с учетом результатов, полученных в ходе его обсуждения. Хотя упражнение «Кто я?» неоднократно в литературе, посвященной тренингам, нам хотелось бы напомнить Вам, как оно проводится. «Кто я?» Участники группы делятся на пары. В каждой паре происходит следующий диалог:
- Скажите, пожалуйста, кто Вы?
- Я … (ответ второго участника)
- Спасибо! Скажите, пожалуйста, кто Вы? (и т.д.)
- В течение, какого времени формируется первоначальное представление о собеседнике?
- Что такое «поглаживание» или «психологический плюс»?
- Какие виды «психологических плюсов» Вы знаете?
- Как правильно делать комплименты?
- Вы впервые пришли на прием к директору предприятия, куда хотите устроиться на работу. Что вы должны сделать перед тем, как войти в кабинет? Как вы начнете беседу?
Встреча № 2
(2 часа) Цели:
- сформировать у членов группы установку на взаимопонимание;
- определить ведущую модальность каждого члена группы;
- помочь участникам развить свое умение видеть, чувствовать и адекватно воспринимать других людей, их поведение и ситуации, возникающие в процессе общения;
- формировать внимательное отношение к невербальным средствам общения;
- развивать паралингвистические (неязыковые) средства общения членов группы.
- На какие группы можно условно разделить людей, в зависимости от ведущей модальности?
- По каким признакам мы можем определить отношение человека к происходящему, если он молчит?
- Зависит ли поза человека от содержания разговора? Назовите отличия в позах уверенного и неуверенного в себе человека.
- Назовите виды межличностных дистанций. Какое расстояние между людьми приемлемо в дружеской беседе? В официальном разговоре?
- Покажите, как необходимо сидеть, стоять во время разговора с директором предприятия, куда Вы хотите устроиться на работу.
Встреча № 3
(2 часа) Цели:
- представить участникам возможность увидеть себя со стороны глазами других людей, соотнести самооценку с оценкой окружающих;
- формировать умение слушать других и давать обратную связь;
- корректировать восприятие окружающих и самовосприятие;
- развивать навыки вербального и невербального общения.
- Назовите наиболее часто встречающиеся ошибки при передаче сообщений.
- Что такое обратная связь?
- Какие приемы обратной связи вы знаете?
- Каким образом мы можем ранжировать поступающую информацию? Для чего необходимо такое ранжирование?
Встречи № 4 и 5
(4 часа) Цели:
- помочь участникам в овладении способами и приемами продуктивного общения, реагирования в сложных ситуациях, в умении регулировать процесс общения;
- отработка навыков вербального и невербального общения;
- обучение проектированию общения;
- обучить приемам разрешения конфликтных ситуаций;
- ознакомить с основами конфликтологии.
- Какие виды конфликтов вы знаете?
- К каким последствиям может привести конфликт?
- Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?
- Назовите известные вам приемы поведения в конфликтной ситуации.
- Вас вызывают к директору училища, чтобы сделать выговор за опоздание. Как вы будете себя вести? О чем говорить?
- Приятель пытается вас уговорить прогулять занятия в училище. Как вы ему ответите, чтобы ваш отказ его не обидел?
Встречи 6 и 7
(4 часа) Цель:
- Выявление индивидуальных проблем, не позволяющих участникам группы эффективно участвовать в групповом взаимодействии;
- Отработка умений, необходимых для преодоления трудностей в общении.
- Что такое «стиль общения»? Какие стили общения вы знаете?
- Зависит ли характер разговора от его цели? Если «да», то каким образом?
- Что такое «интеракция»?
- Можем ли мы предвидеть результат будущей беседы? Как мы можем на него повлиять?
Встреча 8
(2 часа) Цель:
- диагностика и коррекция индивидуального стиля общения;
- развитие аналитических коммуникативных умений;
- формирование адекватного представления о себе и окружающих людях.
- Что такое «темперамент»?
- Какие виды темперамента вы знаете?
- Опишите различные виды темперамента.
- Каким образом нам могут пригодиться знания о видах темперамента.
- У вашего друга флегматический темперамент. Куда вы можете с ним пойти в свободное время? Какой подарок вы можете сделать ему на день рождения?
- Как вы считаете, каким образом отреагирует холерик на ваше сообщение о том, что сегодня неожиданно назначили контрольную работу. Какой будет реакция флегматика на подобное сообщение?
- Можно ли пригласить флегматика на вечеринку, где он никого не будет знать? Человек, с каким темпераментом будет чувствовать себя лучше на этой вечеринке?
- Что такое характер?
Встреча №9
(2 часа) Цели:
- создание психологических портретов членов группы;
- отработка умения анализировать собственные особенности и индивидуальность остальных людей;
- формирование адекватного представления о себе и других членах группы.
Встреча № 10
(2 часа) Цели:
- формировать внимательное отношение к внешнему виду других людей;
- формировать умение правильно использовать цвета в оформлении дома и в одежде.
- Связан ли выбор человеком любимого цвета с особенностями его личности?
- Какие цвета предпочтительны при выборе одежды для делового визита? Для похода на дискотеку?
- Зависит ли выбор любимого цвета от темперамента человека?
- Как вы оденетесь, если вам предстоит собеседование по поводу приема на работу?
6 раздел
Этика и психология семейной жизни
8 часов (5/3) Брак и семья: Основы семейного права.
- Семейное законодательство. Заключение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение брака, признание брака недействительным). Права и обязанности супругов (личные права и обязанности, законный режим имущества супругов, договорной режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам).
- Алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, других членов семьи, соглашение об оплате алиментов).
- Брак - санкционированный обществом союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, к родителям, к обществу.
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для создания семьи - важный аспект развития личности.
- Понятие «готовность к браку». Физическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Брачный возраст.
- Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Завершение обязательного образования, приобретение профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, гражданская и психологическая зрелость - важнейшие показатели готовности человека создать семью.
Понимание нравственной и правовой основы брака - одно из существенных условий здоровой и счастливой семьи. Психологическая готовность молодежи к семейной жизни. Наличие у будущих супругов глубоко проверенного чувства любви, уважения, доверия к избраннику, общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейной жизни и счастья, планирование развития семьи, распределение обязанностей в семье. Осознание необходимости сочетать семейные и общественные обязанности, совместным трудом, обеспечить экономическую сторону жизни своей семьи. Умения понять окружающих их людей, учитывать их интересы, желания, привычки, вкусы, настроения, способность стойко и спокойно переносить трудности - необходимые компоненты готовности к будущей семейной жизни. Основания для прекращения брака. Семейный кодекс РФ статья 16. Особенности молодой семьи. Вступление в брак - важный этап жизни человека. Начальный период супружества. Изменения привычного образа жизни, сложившегося до брака. Период приспособления. Возникновение чувства «МЫ». Проблемы учебы, повышения квалификации и проведения свободного времени в первые годы супружества. Условия гармонии в супружеских отношениях: сходство ценностных ориентаций супругов, нравственная и психологическая готовность к семейной жизни; гармония мужественности и женственности; самодисциплина, самоконтроль, самоограничение, самокритичность, проявление супругами обоюдной терпимости; ответственность за организацию семейной жизни; взаимопонимание; заботливое отношение к сохранению чувства любви в браке; взаимоуважение к индивидуальным интересам, вкусам, привычкам, к особенностям свойств личности другого. Причины возможных трудностей адаптации молодых супругов к новым условиям жизни: болезненная ломка привычных устоев, динамических стереотипов, индивидуальность чувств и различие форм их проявления; различие позиций супругов в семье; недостаточная подготовленность к семейной жизни; возможные несовпадения интенсивности чувств супругов. Вынужденная разлука (командировка, учеба, призыв в армию). Наиболее типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбия,»притирка» характеров, борьба за главенство в семье). Планирование развития семьи. Регулирование времени рождения ребенка. Обеспечение оптимальных условий его воспитания. Отрицательное последствия чрезмерной отсрочки рождения детей. Основы семейных отношений: Нравственные основы семьи. Психологический климат в семье 1.Семья как воспроизводительница и носительница идейных ценностей. Проявление у членов семьи идейной зрелости в отношении к труду, в верности семейному дому, в отношении к людям. Влияние идейных устоев и политической культуры семьи на формирование устойчивого интереса к политической жизни, любви и преданности к родной земле, своему отечеству, чувства гражданской гордости и национального достоинства, уважения к государственным законам, необходимости их выполнять. Высоконравственные отношения между членами семьи: равенство между мужчиной и женщиной, взаимное уважение, любовь, долг, ответственность друг за друга, внутри семейная солидарность, трудолюбие, откровенность, сочувствие, отзывчивость, тактичность, самообладание, жизненный оптимизм. Нравственная ценность супружеской, родительской, сыновней (дочерней) любви. Семейный долг и его разновидности. Значение семейных традиций, семейных праздников. 2. Сущность психологического климата. Характер межличностных отношений, психологическая совместимость супругов - важные факторы, определяющие психологический климат в семье. Психологическая совместимость особенностей темперамента, характера. Возможные проявления импульсивности, вспыльчивости, раздражительности. Различная глубина и длительность переживания конфликтных ситуаций. Возможность создания благоприятного климата в семье при наличии не только сходства, но и различия в психологических особенностях. Преувеличение роли сексуальной совместимости в создании благоприятного психологического климата. Проявление терпимости супругов в отношении «мелочей быта» (режима дня, распределение бытовых обязанностей, расходования средств, организации и форм проведения досуга и т.д.). Хозяйство и бюджет семьи Трудолюбие как ведущее качество личности. Значение правильного отношения к выбору профессии. Постоянные обязанности. Поочередное выполнение семейных дел. Совместные дела. Генеральные и сезонные уборки. Бюджет семьи. Источники доходов семьи: заработная плата, поступления из общественных фондов (пособия, пенсии, стипендии и т.д.), доходы с личного приусадебного хозяйства. Распределение бюджета: постоянные ежемесячные расходы (питание, квартплата, транспортные и хозяйственные расходы, культурный фонд и т.д.); карманные деньги, затраты на лечение и сохранение здоровья; расходы на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и т.д. Соотношение доходов и расходов. Накопление средств для организации отдыха и крупных приобретений. Необходимость воспитания аккуратного отношения к домашним вещам. Бюджет и мода. Семья и дети Мать и отец - первые воспитатели Преемственность поколений: передача идейно-нравственных ценностей, лучших традиций, достижений науки и культуры, социального опыта. Уважение к отчему дому, родному краю, Родине. Семейный Кодекс РФ об обязанности родителей заботиться, о воспитании детей. Родители - первые воспитатели детей. Личный пример и авторитет родителей. Материнство - высшая социальная ценность, естественная потребность в продлении человеческого рода, великое предназначение женщины. Благородство, бескорыстие, стойкость и мудрость материнства. Великая миссия материнства - вырастить детей физически и морально здоровыми, духовно богатыми, привить им трудолюбие, патриотизм. Способность матери сочетать любовь с требовательностью, мужеством, несгибаемостью, непримиримостью к злу и пороку. Умение матери понимать ребенка, быть его задушевным другом. Отцовство как благородная и ответственная миссия мужчины. Особенности отцовской любви к детям. Ответственность отца за детей перед своей совестью, женой, ребенком, обществом. Счастье отцовства - в неустанном бескорыстном труде по формированию личности ребенка, в чувстве исполненного долга. Необходимость влияния отца на детей с момента их рождения. Умение сочетать с детьми доверительность, близость с определенной дистанцией. Способность трезво оценивать их возможности, сильные и слабые стороны. Безупречность, справедливость, честность отца в отношении в отношениях с детьми. Отношение между отцом и матерью. Единство их жизненных позиций, повышение педагогической культуры родителей - важнейшие условия успеха в воспитании детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Ребенок в молодой семье Роль домашнего микроклимата в создании благоприятных условий для развития ребенка. Забота о ребенке - обязанность отца и матери. Ребенок раннего возраста. Влияние взрослых на развитие ребенка с первых месяцев его жизни. Семья и детские учреждения (ясли, детский сад). Необходимость контактов родителей с воспитателями и медицинскими работниками. Вопросы к теме: 1. Назовите условия и порядок заключения брака? 2. Как Вы понимаете словосочетание «готовность к браку»? 3. Какие существуют основания для прекращения брака? 4. Что такое бюджет семьи? 5. Как влияют взрослые на воспитание ребенка? Практические занятия: экскурсии в ЗАГС (1час) и в ясли-сад (2часа).
7 раздел
Гигиенические аспекты охраны здоровья
8 часов (6/2)
- Здоровье человека и способы его сохранения. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Личная гигиена
- наследственность;
- здравоохранение;
- окружающая среда;
- образ жизни.
- двигательная активность;
- закаливание;
- рациональное питание;
- режим дня;
- личная гигиена;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек;
- безопасное поведение.
- Влияние вредных привычек на генитальное, соматическое и сексуальное здоровье
- новые формы наркоманий токсикоманий;
- увеличение количества наркотиков, поступающих контрабандными путями из других стран;
- увеличение «ассортимента» наркотиков;
- злоупотребление средствами бытовой химии, которые являются легкодоступными.
- препараты опия;
- снотворные и седативные средства;
- кокаин;
- препараты индийской конопли;
- психостимуляторы;
- галлюциногены.
- зуд половых органов;
- неприятные ощущения в области промежности;
- необычные выделения из половых путей;
- покраснения половых органов.
- хроническое течение заболевания;
- бесплодие;
- невынашивание плода;
- преждевременные роды;
- заражение плода.
- половые контакты;
- бытовой путь;
- внутриутробное заражение плода.
- инкубационный;
- первичный;
- вторичный;
- третичный или гуммозный.
- длительная лихорадка;
- потеря массы тела (более 10 %);
- увеличение всех лимфо-узлов;
- слабость;
- ночная потливость.
- пневмония;
- сепсис;
- менингит;
- энцефалит;
- опухоли;
- саркома Капоши
- Профилактика нежелательной беременности
- Химические противозачаточные средства (пасты, свечи, таблетки);
- Влагалищные колпачки.
- Метод прерванного полового акта.
- Использование презерватива.
- Аборты и их последствия
- Неотложная помощь при травмах и несчастных случаях (кровотечения, раны, ожоги, отравления, утопление, электротравмы)
- устранение воздействия на организм пострадавшего опасных и вредных факторов;
- оценка состояния пострадавшего;
- определение характера травмы и последовательность действий по его спасению;
- выполнение необходимых мероприятий в порядке срочности;
- поддержание основных жизненных функций пострадавшего до прибытия медицинского персонала;
- вызов скорой медицинской помощи или врача, либо принятие мер для транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.
Литература
- Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права. Государство и право. - М.-1994
- Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М.- 1991
- Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М. RISC, 1998
- Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки (Государство и право) - 1993
- Вайзманн. Реабилитационная педагогика. - М. -1996
- Возрастная и педагогическая психология. - М. - 1979
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. - М.- Издательский центр «Академия», 1998.
- Жилищный кодекс РСФСР принятому 24. 06.1983 года.
- Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль. - 1992
- КЗоТ РФ
- Конституция РФ.- М.- 1993
- Комментарии к Семейному кодексу РФ. (Кузнецова И.М. - ответственный редактор), - М. 1996
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 июня 1999 года № 244/26 - 5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»
- Программа курса для выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни». - Владимир- 2000г. Составители: Караченцева В.В., Лапина О.А., Останина Е.В., Хромушина Л.В.
- Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.-: Издательский центр «Академия», 1999
- Теория государства и права. - М.- 1996
- Уголовный кодекс РФ. - М. - 1997
- ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» 21 июля 1997 года № 119-ФЗ
- ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 07. 08. 2000 № 122-ФЗ).
- Ходаков Н.М. Молодым супругам. - М. - 1989
- Что нужно знать о праве, о преступлении, об уголовном процессе (в помощь выпускнику детского дома). - М. - 1998
- Шаталов А.А. Твои права (памятка для выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Орехово-Зуево. 2002