Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карагандинская область, город Абай . Школа- лицей № 14 Учитель высшей категории Трубникова Надежда Александровна Пояснительная записка.
Урок литературного чтения направлен на формирование коммуникативно-речевых умений. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность использовать личный опыт и знания. На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик - активный участник сюжетной линии урока. Приёмы обратной связи разнообразны и динамичны. Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполнения изложения, позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья. Представленная разработка направлена на воспитание любви к поэзии как высшему проявлению человеческих эмоций.
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур. Тип урока: комбинированный. Цель урока: прочитать и сравнить содержание и художественные достоинства стихотворений о весне поэтов А.С. Пушкина («Гонимы вешними лучами») и Абая Кунанбаева («Весна»). Задачи: 1. Совершенствовать навык работы с поэтическим текстом. 2. Расширить представление о творчестве А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева. 3. Развивать искусство выразительного чтения. 4. Воспитывать любовь к поэзии как высшему проявлению человеческих эмоций. 5. Приобщать обучающихся к культурному достоянию русского и казахского народов. Ход урока: I.Орг. момент. 1) Знакомство: - здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Александровна. Надеюсь, что наш урок мы проведем интересно и с пользой. 2) Игра: «Давайте познакомимся». Заполнение 4-х кругов. Поднимите руку, кто…
  1. ЛКонспект урока по литературному чтению для 3 класса «Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур»Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур»Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур»юбит читать.
  2. Хочет проявить на уроке активность.

II. Включение в деятельность. 1) Дыхательная гимнастика: руки вперед - выдох, руки в стороны - вдох 2) Скороговорка: Чтобы жить с друзьями дружно Обижать других не нужно. Проговаривание хором, с простукиванием, с прихлопами. - Какой звук больше слышим? - ж - Кто считает, что дружба в классе - успех в учебе? Вывод: Вы дети любознательные и сможете справиться со всеми заданиями урока. III. Ввод в тему. а)- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Века проходят - слово лишь нетленно». - Что будет являться предметом разговора? -Определим ключевое слово урока. «Ручеёк». -Прочитайте только слоги, пропуская буквы. (чтение слогов на ускорение). -А теперь, соединив буквы этого ребуса, вы узнаете слово. - «Весна». б) Актуализация опорных знаний. -Закройте глаза. Вспомните день, когда вы любовались весной. Чем вас заворожила картина? - Как люди славят природу? IV. Опрос домашнего задания. - Какие стихи о весне вы знаете? - Какое настроение постараетесь передать при чтении? (сигнальные кружки). Выставление оценок, комментарий учителя. V. Постановка проблемы. - Как вы думаете, могут ли люди, которые никогда не видели друг друга, даже жили в разное время, видеть , чувствовать и передавать мысли одинаково. -Предлагаю исследовать эту проблему на примере творчества русского поэта Пушкина и казахского поэта Абая. Читаем тему урока. Кого называют гением? VI. Реализация темы урока. 1)Коррекция опорных знаний. - Что вы знаете об этих двух поэтах? (+ дополнительные сведения). Портреты писателей: Абай и Пушкин! Светочи поэзии, наша слава и гордость, непревзойденное достижение русской и казахской культуры. Пушкин родился в Москве в 1799г. Абай родился в 1845г. В Чингисских горах Семипалатинской области. Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел его стихи на казахский язык. 2)Рабата с текстами. Первичное восприятие. - Сегодня мы прочитаем стихи А.С. Пушкина («Гонимы вешними лучами») и Абая Кунанбаева («Весна»). А) Чтобы при чтении было лучше понять смысл, надо вспомнить секреты выразительного чтения: 1.Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство надо передать. 2.Следи за правильным дыханием и четким произношением. 3.Выделяй голосом важные мысли, слова (логическое ударение). 4.Соблюдай паузы (длинная, короткая). 5.Подбирай правильно интонацию в зависимости от знака препинания в конце предложения (. ? !) 6.Владей силой голоса (понижение, повышение) 7.Старайся заинтересовать слушателей чтением. Б) Я читаю, а вы догадайтесь, о чем стихотворение Пушкина. Определите тему одним словом. - Как догадались, что стихотворение о весне? В) Чтение стихотворения Абая «Весна». - Что взволновало вас в этом стихотворении? Побуждение к деятельности. - Давайте, попробуем почувствовать ту весну, которую описали нам поэты, с помощью исследовательского анализа побываем в мастерской их творчества. Г) Словарная работа. Чтение и толкование смысла слов: весенние лучи, окрестные горы, потопленные луга, восковая келья, безмолвие, шатер, осока Д) Чтение стихотворений про себя с заданиями: определить, как поэты сами относятся к весне. 3) Анализ стихотворения Пушкина. Составление диаграмм Венна. (раздаточный материал) А) чтение и анализ 1 части стихотворения. - Как понимаете выражение «снега сбежали»? Как называется этот прием? (олицетворение). Найдите еще олицетворение. - Какие интересные речевые обороты встретились? (улыбка природы, утро года, улыбкой ясной, сквозь сон) - Найдите эпитет к слову «улыбка». Б) 2 часть. Чтение, анализ, подготовка к выразительному чтению. - Найдите эпитет к слову «лес». - Как выглядит лес? Почему так говорит поэт? - Найдите сравнение. Почему с пухом сравнивается молодая листва? - Какие еще картины весенней природы нарисовал поэт? (пчела летит, долины пестреют, стада шумят) -Какие звуки повторяются? -л. Для чего? - передать красоту. - Какие части речи передают описание весенней природы? (глаголы). Почему именно глаголы? - стремительность, быстрота действий. Вывод: эти быстрые перемены в природе поэт передает и с помощью цветовой весенней гаммы. Работа в парах (заполнение кластера «Краски весны») Контроль выполенеия. В) Выразительное чтение стихотворения. Темп чтения - умеренный, настроение- радости. Начал предложения - вдох, в конце предложения голос понижается. - Представьте, что мы вместе с автором стоим на горе, смотрим вокруг и видим, как стремительно меняется природа весной. Г) Итог анализа. - Какое чувство передал в стихотворении нам поэт? Сравните начало и конец стихотворения. В чем выразилась гениальность Пушкина? (сумел описать весь весенний цикл). - Кому понравилось стихотворение? Вы можете дома выучить его наизусть. VII. Физминутка. - Давайте спустимся с горы на травку и отдохнем немного на весенней лужайке.(Во поле береза стояла) - А теперь вместе с Абаем отправимся по родным казахским просторам. (танец под народную музыку) VIII. Анализ стихотворения Абая. Заполнение диаграммы. А) Чтение 1 строфы. Начало сразу привлекает внимание. Чем? (воскл. предложение). Как читаем? - Найдите олицетворение (ходит ветер, обласкано солнцем). - Почему ветер не бежит, не летит, а ходит? (он теплый, трудится вместе с солнцем) - Как понимаете выражение «все живое обласкано солнцем»? Б) 2 строфа - Как думаете, почему в описании природы появляются девушки? (весна -вечный символ молодости, красоты). В) ) 3 строфа. Философское размышление Абая о солнце. - Как начинается стихотворение? (все обласкано солнцем) - Найдите эпитет солнца к 3 строфе (великая теплота) - Как относится Абай к солнцу? (солнце -символ жизни, поэт преклоняется перед ним, благодарит за великое тепло, большое добро к людям) - А как Пушкин написал о солнце? (улыбка природы, пробуждающаяся весна еще ранняя). У Абая солнце - это святыня, великая тайна вечности, это светило, которое дает всему жизнь продолжает её. Г) Я хочу вам напомнить, ребята, что великий Абай - это тоже Солнце казахской поэзии. Свои стихи он писал на своем родном языке. (отрывок стих-я на каз.яз). -Кому понравилось стихотворение Абая? Почему? Вы можете дома приготовить партитуру выразительного чтения на каз. или рус.языках. IX. Творческая работа. - Благодаря таланту гениев Пушкина и Абая, их мастерству, мы с вами впустили много волнующих чувств в душу. И все это можно еще раз почувствовать только не в словах, а в картинах. - Где по вашему мнению иллюстрация стих-я Пушкина, а где Абая? Разные иллюстрации? А можно их дополнить, используя общие описания весенней природы? (цветы, деревья, солнце). Дети зачитывают общие по смыслу и описанию строки. Поют соловьи. Только у Пушкина в безмолвии ночей - робко. А у Абая гремят, вступают в диалог с кукушкой. - Есть слова весны, есть краски весны. А что еще есть у весны? - звуки («Птичьи голоса» в записи. Теперь полная картина весеннего счастья? Передадим его с помощью выразительного чтения. X. Результат исследования. Рефлексия. Составление диаграммы Венны. - Прочитайте слова: поэты, талант, радость, любовь к природе, грусть. Какое из них не использовалось при анализе? Оно лишнее, зачеркните.- А что можно сказать о других словах, что общее? Выберите и запишите в общее пространство то, что сближает поэтов в теме «Весна». - любовь к природе. XI. Итог урока. - Мы с вами сегодня очень много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (Весна. Великая природа) -Кто открыл сердце нашим чувствам? (Великие гении - Пушкин и Абай) -Что вдохновило их? (Великая красота чарующей матери - природы). Время…оно бежит, как песок. И только великие люди оставляют свое имя в веках, связывают духовной связью прошлое, настоящее и будущее всех народов. Имена Пушкина и Абая известны на всех континентах, золотыми буквами вписаны в историю мировой литературы. Не угасает интерес к творчеству великих поэтов, как не иссякает дружба казахского и русского народов. И сколько бы не проходило времени - не исчезнет желание возвращаться к произведениям двух гениев, ведь каждый из них «чувства добрые … лирой пробуждал». И пусть «следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений» - (классическая музыка). XII. Самооценка деятельности. - Я хочу поблагодарить вас за литературные исследования на уроке, интересные мысли, творческую деятельность. - Еще раз посмотрите на нашу творческую работу. - Где находились ваши мысли сегодня на уроке? (внизу на травке, на уровне деревьев, выше деревьев, там, где птицы, рядом с солнцем). Желаем вам, чтобы мысли ваши всегда устремлялись ввысь.
© 2010-2022