Русский язык Звук а, буква А (1 класс Перспективная начальная школа)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Осиповой Ольги Анатольевны

МБОУ Братовщинская СОШ

Учителя начальных классов

Литературное чтение

1 класс

Тема «Звук[а],буквы А, а. Урок 1

УМК «Перспективная начальная школа» Азбука 1класс, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [а],развития фонематического слуха и культуры звукопроизношения, воспитание культуры учебного труда.

Формировать личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознают роль речи в общении людей; поймут богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, выполнять установку на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: научатся обмениваться мнениями, учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Регулятивные УУД: научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать своей деятельности иллюстрации, фишки и звукобуквенные схемы.

Познавательные УУД: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ,делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Предметные УУД: научатся различать звук [а], определять в словах.

Тип урока

освоение новых знаний

Модель организации УПД младших школьников

фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, фишки, рисунки, шарики - смайлики, цветы астры

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



  1. Адаптационный

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите свое удивление. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей повернитесь к ним и улыбнитесь. (дети изображают удивление и радость).

Молодцы!

  1. Целеполагание.( Дать послушать загадку)

Черные птички

На каждой страничке,

молчат, ожидают.

Кто их прочитает? (буквы)

-Как вы думаете, почему я решила загадать вам такую загадку?( -Мы начнем изучать буквы.)

-Да, пора нам начать изучать буквы ,которые пришли на смену рисункам, чтобы помочь человеку. В чём буквы оказали помощь человеку? (Ответы)

Использование слайдов (картинки с изображением героев сказок, имена которых начинаются с буквы «А»).

-Кто изображен на первой картинке? Из какой сказки эти герои ? (Из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»?

- Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)

- А на второй картинке кто изображен? А эта сказка как называется?

- Какое имя у сестрицы Иванушки, который стал козленочком? (Аленушка)

- Чем же похожи эти слова? (Это имена сказочных героев, начинаются на букву «а»

- Подумайте, с какой буквой будем сегодня знакомиться?

- О каком звуке будет идти речь? («а»)

Тема нашего урока «Звук [а],буквы А, а»

Запомните ,звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.

Работа с учебником

Откройте учебник на той страничке, где мы работали на прошлом уроке, перенесите закладку на следующую страничку. Рассмотрите ее внимательно. Какие новые значки, модели есть на страничке учебника.

В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который просит вас произнести звук [а].

- Обратите внимание на форму открытого рта.

- Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть, и что ветерок (воздух) незаметен. Звуки, которые можно петь, называются гласными.

- Еще раз пропойте звук [а] . Какой это звук? ([а] - гласный звук)

Физкультминутка.

Зайцы взялись за бока ,

заплясали трепака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Вот какие чудеса ,

Заиграли в дудки.

Откройте последнюю страницу «Азбуки», на которой приводится русский алфавит. Рассмотрите его и подумайте, что такое алфавит. Обсудите свои мнения в парах. (Алфавит это домик для букв).А теперь выскажите свое мнение .

- Какое место в русском алфавите занимает буква А?

Поднимите фишечку с соответствующей цифрой. (1)

А теперь из фишек сконструируйте печатную большую букву «А». Один из учащихся находит букву «А» и выставляет на наборное полотно (Молодцы).

-На что похожа буква «А»?

- Откройте страничку учебника с закладкой (стр.13 или 1 и 3). Работа с электронным учебником

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (Арфа). Что обозначает слово арфа? (Щипковый музыкальный инструмент; слушаем звук арфы). Внимательно понаблюдайте, как я буду читать звуковую модель слова. Каждая буква имеет свой звук. И эти звуки нужно научиться слышать и записывать буквами. (Учитель медленно ведет указкой по клеточкам модели, выделяя интонационно звуки слова). Читаем теперь слово хором.

Что нарисовано на второй картинке? (Астра). Астра - травянистое декоративное растение с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха. В переводе с греческого «астра» означает «звезда».

(Детям предлагается выбрать из букета цветов астру и продемонстрировать его классу). Присмотритесь внимательно к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.

- Ставим пальчики на звуковую модель этого слова. Читаем ее вместе со мной.

- А теперь сами в парах по очереди произносим «читаем» звуковые модели в нашем учебнике. (Учитель проходит по классу и слушает и поощряет детей).

- Что обозначает каждая отдельная клеточка в модели? (Отдельная клеточка в модели - это отдельный звук).

- Как вы думайте, какой звук прячется в кружочке ([а]).

- Кто нарисован на следующем рисунке? (Аист).

- Может кто-то из вас знает что-нибудь об аистах? (Ответы детей).

Согласно народному поверью, аист приносит в дом мир и счастье.

Ставим пальчики на звуковую модель этого слова. Читаем ее вместе.

Физкультминутка :

Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова правою ногой,

Снова левою ногой

После правою ногой

После левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

А теперь в мы разделимся на три группы 1 группа -1ряд,2-2ряд,3-ряд 3 и сами в парах по очереди произносим «читаем» звуковые модели в нашем учебнике. (Представители каждого ряда « прочитают» модели)

- Что обозначает каждая отдельная клеточка в модели ? ( отдельная клеточка это отдельный звук)

-Давайте посмотрим, как образуется в органах речи звук [а]. Понаблюдайте за собой, расскажите, что вам приходится делать, чтобы произнести звук [а]. (Открыть рот и сказать «а»).

-Давайте с помощью эксперимента выясним, почему врачи предлагают нам сказать именно звук [а]. Вы будете работать в паре со своим соседом. Поочерёдно один будет говорить ,другой будет смотреть. Говорить будем про себя, не произнося вслух ничего - без слышимого голоса. Можно сказать, что мы будем «как будто говорить».(Вывод: Звук [а] заставляет нас открывать рот широко, врачам нужно видеть горло ,язык, зубы)

А сейчас мы с вами поиграем. Я вам показываю рисунок. Вы его про себя произносите и если в нём есть звук [а] то вы хлопаете в ладоши, столько раз сколько звуков вы услышали. Если нет то, молчим. ( мак, ананас, апельсин, )

Ребята посмотрите на наши шарики - смайлики. Чтобы узнать, у кого какое настроение надо будет подойти к шарику? Если у вас прекрасное настроение то подойдите к улыбающемуся шарику, а если плохое, то к грустному шарику.

А у меня очень хорошее настроение и я подойду к улыбающемуся шарику. А тем детям, которым сегодня грустно давайте им улыбнемся и пожелаем не отчаливаться, все у них будет хорошо. Давайте скажем нашем гостям большое спасибо, за то что они пришли к нам в гости.

На этом наш урок окончен.

6


© 2010-2022