3 класс, русский язык. Тема: Закрепление щнаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Казимировская средняя общеобразовательная школа



Русский язык

3 класс

Тема:

«Закрепление знаний

о суффиксах и приставках

как значимых

частях слова»






Подготовила и провела учитель начальных классов:

Прудникова Наталья Валентиновна









22 октября 2014 года.

- 2- Цель урока: развивать умение разбирать слова по составу, Уточнить знания о суффиксах и приставках.

Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учитель: Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на стол и представьте «солнечную поляну, много цветов». Молодцы, а теперь повторим наш девиз:

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ.
« Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун - Буква К!»
- В каких случаях пишется заглавная буква К?




Коля Катя Киев Кто первый в труде - тому слава везде.


- Прочитаем скороговорку: Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.


- 3 -
3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1.Индивидуальна работа по карточкам. Два ученика разбирают слова по составу.
  1. ый ученик: Столик, кормушка, поделка, переезд, листок, подарок.
  2. ой ученик: Берёзка, подготовка, выход, переход, походка.



2.Фронтальная работа.
Игра «Колесо приставок». - За 3 минуты вы должны образовать как можно больше слов с помощью приставок от слова бег. Выделите приставки.
Учащиеся проверяют задание своих товарищей, которые работали у доски, задают им вопросы Почемучки.


- Я читаю слова, а вы должны с помощью суффикса -тель образовать новые, записать и выделить суффикс (один учащийся работает у доски):
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова? (обозначают людей по роду их занятий)
- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (суффикс)
- Вопрос Почемучки: Что такое суффикс? Расскажите правило, приведите примеры.
- Вопрос Почемучки: Что такое приставка? Расскажите правило, приведите примеры.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ: картинный диктант по теме «Россия». Россия, Москва, столица, Кремль, Красная площадь, народ, родина.

- 4 - 4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1.Аналитический контроль над смысловым значением суффиксов и их ролью в языке.
- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну Суффиксов русского языка, их очень много, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них (одновременно с рассказом на доску выставляются картинки - домики с суффиксами). Послушайте сказку.
Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого замка, живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение (появляется дом с суффиксами ИН, ИЩ).
-Прочитайте эти суффиксы.
-Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как эти предметы и явления вмиг становятся большими и могущественными, и мы их называем не ветер, а …(ответы детей: ветрище).
- А под крышей другого замка живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно - ласкательное значение ( появляется домик с суффиксами К, ОК, ИК, ИНК, ЧИК, ИШК, ЫШК, УШК, ЮШК, ЕНЬК, ОНЬК).
- Прочитайте эти суффиксы.
-Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и станут эти предметы и явления сразу поменьше, а характером добрее и ласковее; и мы называем их так: не «ветер», а ….(ответы детей: ветерок), не трава, а ….(травушка).
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: запись слов в тетрадях/ на доске, выделение суффиксов.
-Итак, продолжаем сказку дальше. Жили - были суффиксы ИК, ИШК, ИЩК. Жили они за корнем, как и все остальные. ИК был очень ласковый, ИШК всегда говорил обо всех с насмешкой, ИЩ был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. А работали они в тетрадях, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. ИК написал: …(ответы детей: домик). Большой дом. ИЩ написал: …( ответы детей: домище). Старый, дряхлый дом. ИШК написал: …(ответы детей: домишко).

- 5 -
Но вдруг они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. К общей радости им на помощь пришёл суффикс ЩИК и написал ….(ответы детей: каменщик).
Суффиксы ИК, ИШК, ИЩ, ЩИК были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. ИК закричал: ….(тортик), ИШК промолвил: ….(тортишко), ИЩ сказал: …(тортище).
- Вот мы и побывали в сказочной стране Суффиксов - волшебников.
- Вы все прекрасно знаете русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, не Алёна? (в сказке с любовью рассказывается о брате и сестре, поэтому называт их ласково.) -С помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение?
Учитель записывает слова на доске, а учащиеся в тетрадях: Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите эти суффиксы.
- Запишите ещё по 2 слова с суффиксами -УШК-. (бабушка, дедушка, избушка, …)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ РУК: «Апельсин».

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобрят.

А для волка … кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.


- 6 - РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. - Упражнение 151, стр. 68-69. - Прочитайте текст.
- Где Миша жил летом? - Какой подарок ему сделали? - Почему он решил написать маме? - Как он обращается в письме к ней? - Как Миша относится к щенку? - Какие слова об этом говорят? Найдите их в тексте. - Спишите выделенные слова, разберите их по составу (обозначьте окончание, корень, суффикс).
«ИГРА С ПРИСТАВКАМИ». - Выпишите только слова с приставками (слова записаны на доске) :
Дождливый, дописать, осиновый, обереги.
- Какие слова вы выписали? (дописать, обереги) - Докажите, почему вы не записали слова дождливый, осиновый?
- Ребята, вы заметили, что одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Ведь если отделить до от слова дождливый, получилось бы бессмысленное ждливый. Значит, здесь до- не приставка.
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ: Класс делится на две группы (по вариантам), каждая группа получает своё задание с использованием «Колеса приставок».

  1. я группа:
от слов: нёс, вёс, полз при помощи приставок при-, по-, от-, под-, про- образуйте новые слова.
2 - я группа: от слов: ломал, копал, писал при помощи приставок на-, за-, над-, пере-, вы- образуйте новые слова.






-7 -
ФИЗМИНУТКА «ПРИСТАВКА»:
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз. Вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕНРИАЛА.

1.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ И ИХ РАЗБОР: упражнение 152, страница 69. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Выполняем.
Проверка: проверка тетрадей в парах.
- Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?


2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
Каждый ученик получает карточку с заданием:

Приписать подходящие по смыслу приставки: …плыть от берега, …лететь на хищника, …писать в тетрадь, …резать хлеб, …жарить картофель, …ехать с горы, …шёл за водой, …шёл до школы.

- Выборочная проверка тетрадей.




-8-
3. ШАРАДЫ.

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале (оценка).



Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же - в космос проник (спутник).



6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнение 154.
7.ИТОГ УРОКА: -Что нового узнали на уроке? - Чему учились на уроке?
Выставление оценок за урок.


© 2010-2022