Рабочая программа кружка Уроки нравственности 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников». За основу программы взята программа Л.В.Мищенкова «Уроки нравственности,или «Что такое хорошо и что такое плохо». Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса. Цель: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  2. Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
  3. Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Организация образовательного процесса Программа состоит из разделов:

  • Правила поведения в школе.

  • О добром отношении к людям.

  • Как стать трудолюбивым.

  • Правила опрятности и аккуратности.

  • Правила поведения на улице и дома.

  • Школьный этикет.

  • Культура общения.

  • Общечеловеческие нормы нравственности.

  • Дружеские отношения.

  • Понять другого.


За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.

  • Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
  • Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
  • Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий. Методы обучения:
  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
  • Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
  • Практические (упражнения)
Формы занятий:
  • Беседа
  • Деловая игра
  • Ролевая игра
  • Практические занятия
  • Дискуссия
  • Работа творческой группы
  • Обсуждение литературных произведений
  • КВН
  • Литературный конкурс
  • Конкурс сочинений
  • Конкурс стихотворений
  • Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода. Для реализации программы созданы условия:
  1. В кабинете имеется интерактивная доска.
  2. Рабочее место учителя оснащено компьютером.
  3. Есть выход в интернет, имеется медиатека.
  4. Разработана рабочая программа.
  5. Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».


Объем программы: На реализацию кружковой работы «Уроки нравственноста» в 1 классе отводится 33 часов в год (1 час в неделю) Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности: В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся знают: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. 4. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями. 5. Заповеди и правила этикета. 6. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 7. Афоризмы. Умеют: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. 10. Исполнять заповеди. 11. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 12. Выполнять общение. 13. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки. 14. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании. Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


  1. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем.

Раздел № 1

Правила поведения в школе 1. Правила поведения на уроке и на перемене. 2. Правила поведения в общественных местах. 3. Вот и стали мы учениками. 4. Профессий много есть на свете. 5. Правила поведения в библио­теке.


Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям 6. Что такое «добро и зло». 7. «Ежели вы вежливы». 8. Добрые и не добрые дела. 9. Ты и твои друзья. 10. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел № 3 Как стать трудолюбивым 11. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 12. Наш труд в классе. 13. Мой труд каждый день дома.

Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности. 14. Культура внешнего вида. 15. Каждой вещи своё место. 16. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел №5 Правила поведения на ули­це и дома. 17. Как вести себя на улице и до­ма. 18. Познакомьтесь: это я!

Раздел №6 Школьный этикет. 19.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 20. Учимся приходить на помощь.

Раздел № 7 Культура общения 21. Этикет. 22. Устное и письменное пригла­шение на день рождения. 23. Учимся дружить.

Раздел №8

Общечеловеческие нормы нрав­ственности 24. В царстве Мойдодыра». 25. Дал слово держи. 26.

Учимся быть добрыми.

Раздел №9

Дружеские отношения 27. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 28. Преданный друг. 29. О доброте и бессердечии. 30.

Об уважительном отношении к старшим. 31. Спешим на помощь. 32. В городе лекарственных растений. 33. Отправляемся в путешествие.

























  1. Описание содержание разделов

Раздел 1: Правила поведения в школе Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям. Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым. «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома. Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет. Раздел 7: Культура общения. Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности. Заповеди. Дал слово держи. Раздел 9: Дружеские отношения. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
  1. Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.

































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица

Фалёнского района Кировской области

«Рассмотрено на педагогическом

совете». Протокол №______ от

«____» _____________2014 года

«Согласовано». Заместитель

директора по УВР МКОУ СОШс. Талица

________________ Бельтюкова О.В.

«____» _____________ 2014 года

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ с. Талица

________________ Чиркова Т.В.

«____» ___________ 2014 года




Рабочая программа кружка внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Уроки нравственности »

для 1 класса начального общего образования





Составитель: Н.Н. Анисимова учитель начальных классов 1 категория

2014 - 2015 учебный год













© 2010-2022