- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Уроки нравственности 1 класс
Рабочая программа кружка Уроки нравственности 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анисимова Н.Н. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников». За основу программы взята программа Л.В.Мищенкова «Уроки нравственности,или «Что такое хорошо и что такое плохо». Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса. Цель: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
- Вырабатывать навыки самоанализа.
Организация образовательного процесса Программа состоит из разделов:
-
Правила поведения в школе.
-
О добром отношении к людям.
-
Как стать трудолюбивым.
-
Правила опрятности и аккуратности.
-
Правила поведения на улице и дома.
-
Школьный этикет.
-
Культура общения.
-
Общечеловеческие нормы нравственности.
-
Дружеские отношения.
-
Понять другого.
За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.
- Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
- Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
- Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
- Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
- Практические (упражнения)
- Беседа
- Деловая игра
- Ролевая игра
- Практические занятия
- Дискуссия
- Работа творческой группы
- Обсуждение литературных произведений
- КВН
- Литературный конкурс
- Конкурс сочинений
- Конкурс стихотворений
- Конкурс рисунков
- В кабинете имеется интерактивная доска.
- Рабочее место учителя оснащено компьютером.
- Есть выход в интернет, имеется медиатека.
- Разработана рабочая программа.
- Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».
Объем программы: На реализацию кружковой работы «Уроки нравственноста» в 1 классе отводится 33 часов в год (1 час в неделю) Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности: В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся знают: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. 4. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 5. Заповеди и правила этикета. 6. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 7. Афоризмы. Умеют: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. 10. Исполнять заповеди. 11. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 12. Выполнять общение. 13. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 14. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- Познавательные универсальные учебные действия:
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Раздел № 1
Правила поведения в школе 1. Правила поведения на уроке и на перемене. 2. Правила поведения в общественных местах. 3. Вот и стали мы учениками. 4. Профессий много есть на свете. 5. Правила поведения в библиотеке.
Раздел № 2
О добром отношении к людям 6. Что такое «добро и зло». 7. «Ежели вы вежливы». 8. Добрые и не добрые дела. 9. Ты и твои друзья. 10. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым 11. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 12. Наш труд в классе. 13. Мой труд каждый день дома.
Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности. 14. Культура внешнего вида. 15. Каждой вещи своё место. 16. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. 17. Как вести себя на улице и дома. 18. Познакомьтесь: это я!
Раздел №6 Школьный этикет. 19.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 20. Учимся приходить на помощь.
Раздел № 7 Культура общения 21. Этикет. 22. Устное и письменное приглашение на день рождения. 23. Учимся дружить.
Раздел №8
Общечеловеческие нормы нравственности 24. В царстве Мойдодыра». 25. Дал слово держи. 26.
Учимся быть добрыми.
Раздел №9
Дружеские отношения 27. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 28. Преданный друг. 29. О доброте и бессердечии. 30.
Об уважительном отношении к старшим. 31. Спешим на помощь. 32. В городе лекарственных растений. 33. Отправляемся в путешествие.
-
Описание содержание разделов
-
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица
Фалёнского района Кировской области
«Рассмотрено на педагогическом
совете». Протокол №______ от
«____» _____________2014 года
«Согласовано». Заместитель
директора по УВР МКОУ СОШс. Талица
________________ Бельтюкова О.В.
«____» _____________ 2014 года
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ с. Талица
________________ Чиркова Т.В.
«____» ___________ 2014 года
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Уроки нравственности »
для 1 класса начального общего образования
Составитель: Н.Н. Анисимова учитель начальных классов 1 категория
2014 - 2015 учебный год