Конспект урока по окружающему миру на тему «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»

Разработала учитель нач.классов:Рассохина Е.И.

Цель: формировать представления о звёздах, их формах и размерах

Задачи:

- дать детям представление о формах звёзд;

- обеспечить условия для формирования представлений о солнце - как источнике света;

- развивать интеллектуальные и практические умения детей;

-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;

- воспитывать у детей наблюдательность и развивать мышление;

- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки

Ожидаемые результаты урока: обучающиеся должны усвоить, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце - ближайшая к земле звезда.

Ход урока



  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, развернёмся к нашим гостям: вашим родителям и учителям, улыбнёмся им. Тихо садитесь.



  1. Подготовительный этап

Нас сегодня ожидает удивительное путешествие. Куда? Об этом чуть позже. А вначале вы должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. В этом нам поможет следующий сюжет.

  1. Смотрим на экран.

день Фильм о млечном пути. youtube.com/watch?v=6tqwko1TYig

Что увидели? Есть предположения, о чём мы сегодня будем говорить?

Давайте проверим ваши предположения, прочитав тему сегодняшнего урока в учебнике. (У. с.32)

3. Новый материал

Слайд 1 Итак, тема нашего урока: Почему Солнце светит днём, а (слайд 2 ) звёзды ночью?

Куда же мы должны отправиться, чтобы ответить на данный вопрос?

Конечно же, в космос. А каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Чудо-птица - алый хвост

Полетела в стаю звезд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд. (Ракета)

- Итак, приготовились. Спинки прямые, начинаем отсчет.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - ПУСК.

Готовы? Полетели (слайд ). Что же мы видим в космосе? (слайд ). А какой формы звёзды? (работа в группах - розданы карточки с формой круга, прямоугольника, звезды, треугольника; выберите нужную карточку и поднимите её.) Действительно, звёзды имеют форму круга, а точнее - шара. Звёзды - это пылающие шары. Приближаемся к первой из них.Загадка :

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук -

Станет вдруг светло вокруг. (СОЛНЦЕ)

youtube.com/watch?v=KyoE1lLq1us

(слайд ).

Слайд А что такое солнце? (предположения детей)

Конечно, солнце это тоже звезда. А почему тогда мы солнце видим днём , а остальные звёзды ночью? (предположения детей)

Давайте рассуждать.

Слайд 7 Посмотрите, как близко расположено солнце и как далеко остальные звёзды. Может, в этом всё и дело? Давайте проведём несложный эксперимент. Возьмите учебник и вытяните руки. Начинайте приближать учебник. Что видим? То же самое происходит и со звёздами. Чем предмет ближе, тем он и больше, чем дальше, тем меньше, даже если реальные размеры другие. А как размер влияет на то, что солнце мы видим днём, а звёзды ночью? Предполагаем.

Посмотрите вокруг. В нашем классе светло или темно? Можем сделать так, чтобы в классе было темнее? Закрываем шторы. Есть ли что-то в классе, что может сделать так, чтобы в классе стало снова светло? (фонарик, лампы). Давайте включим фонарик. Светлее? ( да, но не намного). Что нам напоминает свет фонарика? ( звёзды). Теперь включим лампы, а фонарик выключать не будем. Светлее стало? Что осветило помещение? Свет фонарика виден? ( нет ).

Какой вывод можем сделать? (Солнце создаёт день и мы не видим звёзды, а ночью, когда солнце не светит, мы звёзды видим).

Хорошо, мы ответили на вопрос, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. А как происходит смена дня и ночи? Мы же с вами выяснили, что Солнце - звезда и она светит всегда, тогда день должен быть всегда?

Программа перволого поможет нам дать ответ, как день сменяет ночь и наоборот. Но вначале отдохнём.

Физ. Минутка

Опыт с теллурием. Смотрим, что получилось. Всегда ли Солнце освещает всю поверхность Земли? (нет). Вывод - на той части Земли, которая освещается солнцем, день, а на другой - ночь . То есть, Солнце светит постоянно, но оно освещает только часть нашей планеты - на этой части ДЕНЬ, а на той части, которая отвернулась от солнышка, там НОЧЬ.

  1. Закрепление

Летим дальше (слайд ). Что видим? (слайд ). Правильно: мы видим созвездия . Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.

Смотрим в учебник. На рисунке представлены несколько звёзд. Опираясь на рисунок, скажите, чем отличаются звёзды? ( размером, цветом). Назовите звёзды. Какая самая большая? А маленькая? Оказывается, жёлтые звёзды - самые маленькие и Солнце в том числе, но из-за того, что это самая ближайшая звезда, она кажется такой огромной и затмевает другие звёзды. Чтобы наглядно представить, как звёзды отличаются друг от друга по размеру, Работаем в группах. На каждую группу выделен пластилин. Каждая группа должна воссоздать созвездия . Подумайте, кто какую звезду будет лепить, сколько пластилина понадобится. Участник каждой группы должен знать название своего созвездия.

Выходят дети. Складываем на доске созвездия в звездное небо.Все молодцы! С заданием вы справились.

Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Найдите его в учебнике. А теперь на звёздном небе (слайд 20). Трудно?
Чтобы легче находить созвездия учёные придумали соединять звёзды или дорисовывать реальные образы воображаемыми линиями. Слайд 21.

Опираясь на картинку в учебнике и на экране попробуйте создать созвездие льва в программе перволого. Создайте чёрное небо, в формах в самом низу найдите белый круг, по форме напоминающий звезду, и приступайте к работе. У всех получились замечательные созвездия.

  1. Итог

Давайте подведем итог нашего урока и посмотрим фильм

youtube.com/watch?v=yzuc6VcPlDU

Если останется время - работаем в тетради.

А у вас какое настроение? Урок понравился? Возвращаемся (слайд 22). Вы все молодцы, поднимаем правую руку вверх, опускаем на головку, похвалили себя. Урок окончен.



© 2010-2022