- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа
Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Апряткина З.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- Воспитывать у младших школьников интерес к родному языку, слову;
- Дать представление о слове с нравственно-эстетической точки зрения (слово как живое существо)
- Слово - единица речи.
- Слова друзья и враги.
- Душа родного слова.
- Слово - ключ сердца.
- Мультимедиа с презентацией
- Карточки со знаком «-» и «+»
- Предметные картинки
- Листы - поиски
Ход классного часа 1.Организационный момент.
В О Л
О С
У:-Посмотрите на экран и скажите, что зашифровано в этом рисунке. 10-й слайд
(Хором). Слово.
2. Вступительная беседа.
У: - Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово - самое точное обозначение любой вещи, любого действия. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать без него невозможна была бы мысль. Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть. Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота».
- Что же такое слово? В 4-х томном «Толковом словаре» под редакцией Д.Н.Ушакова дано определение слову:
«Слово - единица речи, предоставляющая собой звуковое выражение предмета»11-й слайд
У: - Почему единица? (Потому что язык состоит из слов)
3. Раскрытие темы. У: - Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: язык один и в будни, и в праздники. Послушайте мудрые слова Л.Н.Толстого: «Слово великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». У: - Как вы понимаете эти слова? У: - Да! Главное в нашей речи- слово. Но слова бывают добрыми и злыми, жестокими и коварными. Слова бывают друзья и враги. Сегодня на классном часе мы об этом и поговорим. Подумайте и скажите, почему слово в одном случае человеку - друг, а в другом- враг. Когда это происходит? (Ответы детей). У: - Послушайте поучительное предание. Оно подведёт нас к правильному ответу. Звучит аудиозапись «Магомет и Али встретили человека, который, считая, Али своим обидчиком, начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании довольно долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них. Когда Али опять подошёл к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?» Магомет ответил: «Когда человек бранил тебя, а ты молчал, я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать бранью, ангелы оставили тебя» У: - Слово для Али оказалось другом или врагом? Давайте обсудим смысл этого предания. Какая из этих пословиц помогла бы Али втом, чтобы слово не становилось его врагом.
Мудрость в коротком слове.
Слово - серебро, молчание - золото.12-й слайд
У: - Давайте представим, что слово - это живое существо, которое подобно человеку может радоваться, обижаться, ругаться. Как у людей, так и у слов свой характер. Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и слова злые .Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» и « - «. Игра «Слово «плюс» и слово «минус».
Высвечиваются слова . Дети обозначают их «минусом» или «плюсом».
или«плюсом»13-й слайд
У:- Вот с помощью знаков мы выяснили характер слов. И большую убедительность поможет придать вашим рассуждениям стихотворение Ф.Васильева, которое вы сегодня подготовили к классному часу. «Слово» (читают дети) 1.Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. 2.Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поёт, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полёт. 3.Им можно радости прибавить И радость ядом отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. 4.Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай как бы не ударить Того, кто слушает тебя.
- Работа в творческих тетрадях.
На словах и так и сяк…….покажи делом.
На словах города берёт……а на деле ни шагу.
Не храбрись словом….да скупа на деле.
Щедра на слова…..а на деле никак.
14-й слайд
8. Практическая работа. Напишите, пожалуйста, самые дорогие слова для вас и пополните нашу классную копилку «Самые дорогие слова». В конце года мы её вскроем и обогатим свой словарный запас, свой мир чувств. 9. Игра «Круглый стол». Дети произносят слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Учитель создаёт речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние. Например: Вам принесли подарок, выразите своё удовольствие. Вы на берегу реки6 окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость Вы видите котёнка, он ещё беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите свои чувства. 10. Творческая страничка. У: - Подумайте, какое слово вас больше всего обижает? Прослушиваю 2-3 рассказа. 11. Итог. У:-Заканчивая классный час, я предлагаю вампрочитать зашифрованную пословицу. У: - Верно «Слово - ключ к сердцу». Нет оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества. В писании, вы помните, сказано «…в начале было слово…» Посмотрите на это изображение, посчитайте до 40. 16-й слайд. А теперь посмотрите на чистый лист бумаги. Кого вы увидели? Совершенно верно. Наш Создатель. Он живёт в нашем сердце, душе, сознании. Помогает нам делать хорошие поступки и выражать свои мысли. Давайте завершим классный час словами, которые мы записали в тетради. У каждого из слов душа своя; На душу говорящего похожа.
17-й слайд