Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Классный час: «У каждого из слов душа своя…» (4 класс) Задачи:
  • Воспитывать у младших школьников интерес к родному языку, слову;
  • Дать представление о слове с нравственно-эстетической точки зрения (слово как живое существо)
Содержание.Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа
  1. Слово - единица речи.
  2. Слова друзья и враги.
  3. Душа родного слова.
  4. Слово - ключ сердца.
Оборудование:
  • Мультимедиа с презентацией
  • Карточки со знаком «-» и «+»
  • Предметные картинки
  • Листы - поиски

Ход классного часа 1.Организационный момент.

В О Л

О С



У:-Посмотрите на экран и скажите, что зашифровано в этом рисунке. 10-й слайд

(Хором). Слово.

2. Вступительная беседа.

У: - Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово - самое точное обозначение любой вещи, любого действия. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать без него невозможна была бы мысль. Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть. Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота».

- Что же такое слово? В 4-х томном «Толковом словаре» под редакцией Д.Н.Ушакова дано определение слову:

«Слово - единица речи, предоставляющая собой звуковое выражение предмета»11-й слайд

У: - Почему единица? (Потому что язык состоит из слов)

3. Раскрытие темы. У: - Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: язык один и в будни, и в праздники. Послушайте мудрые слова Л.Н.Толстого: «Слово великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». У: - Как вы понимаете эти слова? У: - Да! Главное в нашей речи- слово. Но слова бывают добрыми и злыми, жестокими и коварными. Слова бывают друзья и враги. Сегодня на классном часе мы об этом и поговорим. Подумайте и скажите, почему слово в одном случае человеку - друг, а в другом- враг. Когда это происходит? (Ответы детей). У: - Послушайте поучительное предание. Оно подведёт нас к правильному ответу. Звучит аудиозапись «Магомет и Али встретили человека, который, считая, Али своим обидчиком, начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании довольно долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них. Когда Али опять подошёл к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?» Магомет ответил: «Когда человек бранил тебя, а ты молчал, я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать бранью, ангелы оставили тебя» У: - Слово для Али оказалось другом или врагом? Давайте обсудим смысл этого предания. Какая из этих пословиц помогла бы Али втом, чтобы слово не становилось его врагом.

Мудрость в коротком слове.

Слово - серебро, молчание - золото.12-й слайд





У: - Давайте представим, что слово - это живое существо, которое подобно человеку может радоваться, обижаться, ругаться. Как у людей, так и у слов свой характер. Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и слова злые .Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» и « - «. Игра «Слово «плюс» и слово «минус».

Высвечиваются слова . Дети обозначают их «минусом» или «плюсом».

или«плюсом»13-й слайд





У:- Вот с помощью знаков мы выяснили характер слов. И большую убедительность поможет придать вашим рассуждениям стихотворение Ф.Васильева, которое вы сегодня подготовили к классному часу. «Слово» (читают дети) 1.Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай не спеши:Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. 2.Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поёт, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полёт. 3.Им можно радости прибавить И радость ядом отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. 4.Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай как бы не ударить Того, кто слушает тебя.

  1. Работа в творческих тетрадях.
У: - Послушайте стихотворение поэта Д.Кугультинова «Душа слова» и постарайтесь запомнить и записать последние две строки. Оттенков множество в себе тая, Звучание не больше, чем одежда… У каждого из слов душа своя; На душу говорящего похожа. У:- Как вы понимаете две строки, которые вы записали? У: - А сейчас прослушайте разговор двух невидимых, совсем незнакомых лиц. - Как живёшь? - спросили у него. - Живу? Ничего,- ответил он - Что ты делаешь? - спросили у него. - Я? Так, ничего, - ответил он. - Посмотри на себя в зеркало, - что за вид? - сказали ему. Он заглянул, а там ничего. У: - Какое из слов в речи говорящих показалось вам самым неприятным, обидным, даже оскорбительным? Почему? Есть ли душа у слова? Вывод. Да, плохо быть человеком, о котором другие говорят, что он из себя ничего не представляет. 5. Чтение вслух. Поучительная история, описанная Л.Н.Толстым в его книге «Путь жизни». «Было большое собрание людей, больше тысячи в большом театре. В середине представления один человек вздумал пошутить и крикнуть одно слово: «Пожар!». Народ бросился к дверям. Все столпились, давили друг друга, а когда опомнились, было раздавлено насмерть 20 человек, и больше 50 поранено. Такое великое зло может сделать одно слово». У: - Как же нужно обращаться со словом? (Бережно, осторожно нужно обращаться со своей речью, своим словом). А сей час нас ждёт поисковая работа. 7. Работа с пословицами. Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк…….покажи делом.

На словах города берёт……а на деле ни шагу.

Не храбрись словом….да скупа на деле.

Щедра на слова…..а на деле никак.



14-й слайд





8. Практическая работа. Напишите, пожалуйста, самые дорогие слова для вас и пополните нашу классную копилку «Самые дорогие слова». В конце года мы её вскроем и обогатим свой словарный запас, свой мир чувств. 9. Игра «Круглый стол». Дети произносят слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Учитель создаёт речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние. Например: Вам принесли подарок, выразите своё удовольствие. Вы на берегу реки6 окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость Вы видите котёнка, он ещё беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите свои чувства. 10. Творческая страничка. У: - Подумайте, какое слово вас больше всего обижает? Прослушиваю 2-3 рассказа. 11. Итог. У:-Заканчивая классный час, я предлагаю вампрочитать зашифрованную пословицу. Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа У: - Верно «Слово - ключ к сердцу». Нет оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества. В писании, вы помните, сказано «…в начале было слово…» Посмотрите на это изображение, посчитайте до 40. 16-й слайд. А теперь посмотрите на чистый лист бумаги. Кого вы увидели? Совершенно верно. Наш Создатель. Он живёт в нашем сердце, душе, сознании. Помогает нам делать хорошие поступки и выражать свои мысли. Давайте завершим классный час словами, которые мы записали в тетради. У каждого из слов душа своя; На душу говорящего похожа.



17-й слайд



Конспект занятия У каждого из слов своя душа на душу говорящего похожа







© 2010-2022