- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка «Школа безопасности»
Программа кружка «Школа безопасности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чепелкина Н.В. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ п. Пятидорожное
«Утверждена»
Директор МБОУ п. Пятидорожное
_____________ Молчан Л.Ю.
Приказ №___ от «___» ___ 2013г.
Программа кружка
«Школа безопасности»
для учащихся начальных классов
(на 2 года реализации)
Программу разработала:
Чепелкина Наталья Викторовна
2013год
Актуализация проблемы:
Если вы думаете на год вперед - сейте зерна.
Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья.
Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)
Пояснительная записка
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.
Программа кружка «Школа безопасности » посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Занятия включают в себя вопросы не только физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Программа ориентирует не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, практические занятия, работа с дидактическим материалом и пр.) необходимыми для развития навыков ребёнка.
Игровые технологии, видео-уроки, презентации, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
В конце каждого блока проводится обобщающий урок в форме праздника, игры, викторины.
Основными принципами программы являются:
-
Системность;
-
Доступность;
-
Целостность;
-
Рефлексивность;
-
Сотворчество;
-
Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
Цель курса - создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
-
обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
-
раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
-
прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
-
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Занятия кружка проводятся с периодичностью 1 час в неделю.
Количество учебных часов первого года занятий - 35 часов, второго года занятий - 35 часов. Продолжительность занятия - 45 минут
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- правила здоровьесберегающей деятельности
-правила личной гигиены
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
- правила выживания при ЧС
уметь: - сохранить своё здоровье - ориентироваться в дорожных ситуациях; - оценивать своё поведение на улице, дома, в природе; - перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; - перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации.
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- ведения личной гигиены
- действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
-
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Содержание курса первого года занятий (35 часов).
-
№ раздела
Тема раздела
Количество часов
Твоё здоровье.
9 часов
Личная гигиена
5 часов
Моё психологическое здоровье
4 часа
Безопасное поведение дома.
5 часов
Безопасное поведение в природе.
5 часов
Безопасное поведение на улице.
7 часов
Итого:
35 часов
Содержание курса второго года занятий (35 часов).
-
№ раздела
Тема раздела
Количество часов
Твоё здоровье.
5 часов
Личная гигиена.
3 часа
Моё психологическое здоровье.
4 часа
Безопасное поведение дома.
7 часов
Безопасное поведение в природе.
6 часов
Безопасное поведение на улице.
10 часов
Итого:
35 часов
Список литературы:
-
Всероссийская газета «Добрая дорога детства», dddgazeta.ru/
-
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 2008г.
-
Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 2009.
- Правила дорожного движения Российской Федерации, с изменениями от 20.11.10года, Москва, изд. «Мир автокниг» 2011г.
-
Обухова Л.А «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» ООО Вако, 2009 г.
Тематическое планирование на первый год занятий.
№ п/п
Тема занятия/раздел
Раздел №1. Твоё здоровье - 9 часов.
Вводное занятие. Сказка о пирамиде здоровья. Инструктаж по т/б.
Здоровый образ жизни.
Что нужно знать о лекарствах.
О вкусной и здоровой пище.
Вредные привычки.
Как закаляться. Обтирание и обливание.
Осанка- стройная спина.
Почему мы болеем?
КВН «Наше здоровье»
Раздел №2. Личная гигиена - 5 часов.
Дружи с водой.
Забота о глазах.
Забота о коже.
Как сделать сон полезным.
Своя игра «В гостях у Мойдодыра»
Раздел №3. Моё психологическое здоровье- 4 часа
Умей сказать НЕТ.
2.Я умею выбирать. Тренинг безопасного поведения.
3.Волевое поведение.
4.Урок - праздник «Будем делать хорошо и не будем плохо»
Раздел №4.Безопасное поведение дома - 5 часов.
Опасность в нашем доме.
2. Как подружиться с электричеством.
3. Огонь - враг и друг.
4. Если кто-то звонит в твою дверь.
5. Игра «Крестики- нолики»
Раздел №5.Безопасное поведение в природе - 5 часов.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Как не заблудиться в лесу.
Ядовитые растения и грибы.
Правила безопасности на воде.
Безопасность при любой погоде.
Раздел №6.Безопасное поведение на улице - 7часов.
Вводное занятие. Как рождаются опасные события.
Внимание, дорога! Светофор - наш друг и помощник.
Путешествие в страну дорожных знаков.
Опасные ситуации на дороге.
Мы - пассажиры.
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
Своя игра «В гостях у Светофорика»
Тематическое планирование на второй год занятий.
№ п/п
Тема занятия/раздел
Раздел №1. Твоё здоровье - 5часов.
Вводный урок. Инструктаж по т/б.
Здоровый образ жизни - залог долголетия.
Здоровое питание.
Злые волшебники Алкоголь, Никотин, Наркотик.
КВН «Наше здоровье»
Раздел №2. Личная гигиена - 3 часа.
Друзья Вода и Мыло.
Кожа - надёжная защита организма.
Как сделать сон полезным.
Раздел №3. Моё психологическое здоровье- 4 часа
Я отвечаю за своё решение.
Как воспитывать умение и бесстрашие.
Почему мы говорим неправду?
Праздник «Расти здоровым»
Раздел №4.Безопасное поведение дома - 7 часов.
Инфекционные болезни.
Чем опасен электрический ток?
Как вести себя при пожаре.
Разговор по телефону.
Если кто-то звонит в твою дверь.
Поговорим о домашней аптечке.
Интерактивная игра «Один дома»
Раздел №4.Безопасное поведение в природе - 6часов.
Как помочь при тепловом ударе и обморожении.
Если ты заблудился в лесу.
Правила безопасности на воде.
Оказание первой помощи при травмах.
Развлекательная игра «Мы и животные»
Раздел №1.Безопасное поведение на улице - 10 часов.
Из истории правил дорожного движения.
Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки.
Знаки особого предписания и знаки сервиса..
Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?».
Про разметку на дороге. Перекрёсток.
Мы - велосипедисты. Правила для велосипедиста.
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
Опасности улицы.
Терроризм в транспорте.
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Тест - викторина по ПДД.