Программа кружка «Школа безопасности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ п. Пятидорожное





«Утверждена»

Директор МБОУ п. Пятидорожное

_____________ Молчан Л.Ю.

Приказ №___ от «___» ___ 2013г.

Программа кружка


«Школа безопасности»


для учащихся начальных классов

(на 2 года реализации)

Программу разработала:

Чепелкина Наталья Викторовна





2013год



Актуализация проблемы:

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна.

Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья.

Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Пояснительная записка

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Программа кружка «Школа безопасности » посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Занятия включают в себя вопросы не только физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Программа ориентирует не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, практические занятия, работа с дидактическим материалом и пр.) необходимыми для развития навыков ребёнка.

Игровые технологии, видео-уроки, презентации, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

В конце каждого блока проводится обобщающий урок в форме праздника, игры, викторины.

Основными принципами программы являются:

  • Системность;

  • Доступность;

  • Целостность;

  • Рефлексивность;

  • Сотворчество;

  • Принцип возрастного соответствия;

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

Цель курса - создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:


  • обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

  • раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

  • прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Занятия кружка проводятся с периодичностью 1 час в неделю.

Количество учебных часов первого года занятий - 35 часов, второго года занятий - 35 часов. Продолжительность занятия - 45 минут




К концу прохождения курса учащиеся должны знать:


- правила здоровьесберегающей деятельности

-правила личной гигиены

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

- правила выживания при ЧС
уметь: - сохранить своё здоровье - ориентироваться в дорожных ситуациях; - оценивать своё поведение на улице, дома, в природе; - перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; - перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации.

Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • ведения личной гигиены
  • действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
  • -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • - элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

  • -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Содержание курса первого года занятий (35 часов).



№ раздела

Тема раздела

Количество часов

Твоё здоровье.

9 часов

    Личная гигиена

    5 часов

      Моё психологическое здоровье

      4 часа

        Безопасное поведение дома.

        5 часов

          Безопасное поведение в природе.

          5 часов

            Безопасное поведение на улице.

            7 часов

            Итого:

            35 часов











            Содержание курса второго года занятий (35 часов).



            № раздела

            Тема раздела

            Количество часов

            Твоё здоровье.

            5 часов

              Личная гигиена.

              3 часа

                Моё психологическое здоровье.

                4 часа

                  Безопасное поведение дома.

                  7 часов

                    Безопасное поведение в природе.

                    6 часов

                      Безопасное поведение на улице.

                      10 часов

                      Итого:

                      35 часов

                      Список литературы:


                      1. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», dddgazeta.ru/

                      2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 2008г.

                      3. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 2009.

                      4. Правила дорожного движения Российской Федерации, с изменениями от 20.11.10года, Москва, изд. «Мир автокниг» 2011г.
                      5. Обухова Л.А «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» ООО Вако, 2009 г.



                      Тематическое планирование на первый год занятий.


                      № п/п

                      Тема занятия/раздел

                      Раздел №1. Твоё здоровье - 9 часов.

                      Вводное занятие. Сказка о пирамиде здоровья. Инструктаж по т/б.

                        Здоровый образ жизни.

                          Что нужно знать о лекарствах.

                            О вкусной и здоровой пище.

                              Вредные привычки.

                                Как закаляться. Обтирание и обливание.

                                  Осанка- стройная спина.

                                    Почему мы болеем?

                                      КВН «Наше здоровье»

                                      Раздел №2. Личная гигиена - 5 часов.

                                        Дружи с водой.

                                          Забота о глазах.

                                            Забота о коже.

                                              Как сделать сон полезным.

                                                Своя игра «В гостях у Мойдодыра»

                                                Раздел №3. Моё психологическое здоровье- 4 часа

                                                  Умей сказать НЕТ.

                                                    2.Я умею выбирать. Тренинг безопасного поведения.

                                                      3.Волевое поведение.

                                                        4.Урок - праздник «Будем делать хорошо и не будем плохо»

                                                        Раздел №4.Безопасное поведение дома - 5 часов.

                                                          Опасность в нашем доме.

                                                            2. Как подружиться с электричеством.

                                                              3. Огонь - враг и друг.

                                                                4. Если кто-то звонит в твою дверь.

                                                                  5. Игра «Крестики- нолики»

                                                                  Раздел №5.Безопасное поведение в природе - 5 часов.

                                                                    Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

                                                                      Как не заблудиться в лесу.

                                                                        Ядовитые растения и грибы.

                                                                          Правила безопасности на воде.

                                                                            Безопасность при любой погоде.

                                                                            Раздел №6.Безопасное поведение на улице - 7часов.

                                                                              Вводное занятие. Как рождаются опасные события.

                                                                                Внимание, дорога! Светофор - наш друг и помощник.

                                                                                  Путешествие в страну дорожных знаков.

                                                                                    Опасные ситуации на дороге.

                                                                                      Мы - пассажиры.

                                                                                        Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

                                                                                          Своя игра «В гостях у Светофорика»

                                                                                          Тематическое планирование на второй год занятий.


                                                                                          № п/п

                                                                                          Тема занятия/раздел


                                                                                          Раздел №1. Твоё здоровье - 5часов.

                                                                                          Вводный урок. Инструктаж по т/б.

                                                                                          Здоровый образ жизни - залог долголетия.

                                                                                          Здоровое питание.

                                                                                          Злые волшебники Алкоголь, Никотин, Наркотик.

                                                                                          КВН «Наше здоровье»


                                                                                          Раздел №2. Личная гигиена - 3 часа.

                                                                                          Друзья Вода и Мыло.

                                                                                          Кожа - надёжная защита организма.

                                                                                          Как сделать сон полезным.


                                                                                          Раздел №3. Моё психологическое здоровье- 4 часа

                                                                                          Я отвечаю за своё решение.

                                                                                          Как воспитывать умение и бесстрашие.

                                                                                          Почему мы говорим неправду?

                                                                                          Праздник «Расти здоровым»


                                                                                          Раздел №4.Безопасное поведение дома - 7 часов.

                                                                                          Инфекционные болезни.

                                                                                          Чем опасен электрический ток?

                                                                                          Как вести себя при пожаре.

                                                                                          Разговор по телефону.

                                                                                          Если кто-то звонит в твою дверь.

                                                                                          Поговорим о домашней аптечке.

                                                                                          Интерактивная игра «Один дома»


                                                                                          Раздел №4.Безопасное поведение в природе - 6часов.

                                                                                          Как помочь при тепловом ударе и обморожении.

                                                                                          Если ты заблудился в лесу.

                                                                                          Правила безопасности на воде.

                                                                                          Оказание первой помощи при травмах.

                                                                                          Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в ЧС природного характера.

                                                                                          Развлекательная игра «Мы и животные»


                                                                                          Раздел №1.Безопасное поведение на улице - 10 часов.

                                                                                          Из истории правил дорожного движения.

                                                                                          Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки.

                                                                                          Знаки особого предписания и знаки сервиса..

                                                                                          Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?».

                                                                                          Про разметку на дороге. Перекрёсток.

                                                                                          Мы - велосипедисты. Правила для велосипедиста.

                                                                                          Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

                                                                                          Опасности улицы.

                                                                                          Терроризм в транспорте.

                                                                                          Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Тест - викторина по ПДД.


                                                                                          © 2010-2022