Конспект урока по чтению Серая шейка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения

3 «А» класс

Учитель: Ульянова Е.С.

Методист: Николаева А. Н.

Студенка: 741 гр., Горбунова Е.В.

Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: при изучении сказки Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Задачи:

Предметные:

- Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета;

- Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические;

- Учить детей находить в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам;

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

- Произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

Коммуникативные:

-Формулировать собственное мнение и позицию;

-Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

-Уважать другую точку зрения.

Познавательные:

- Применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- Уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Личностные:

-Основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению



Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Елена Владиславовна. Пожалуйста, садитесь. Приветствуют. Занимают свои места.

Определение темы урока



Беседа









Беседа+ демонстрация



































































































Постановка цели и задач урока

-Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и частовстречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах».

-Посмотрите пожалуйста на экран, здесь вы видите картины разных художников. (на экране картины с изображением природы)

-Что изобразил художник на первой картине? (называют что изображено)

-Что изображено на второй?

-Как можно это назвать все одним словом? (природа)

-С помощью чего они это изобразили? (красок)

-Каких красок?

-А где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе?

(из личных наблюдений, из книг

Из каких жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок)

-Чем сказки отличаются от других жанров? (вымысел, всегда добро побеждает зло, чему то учит и т.д.)

-А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)

-Как называются сказки, которые сочинил народ?

-А, которые сочинили поэты и писатели?

-Скажите, а больше описания природы будут в каких сказках? (авторских)

-Почему? ( в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему то учит или в народных- народ думал. а в авторских автор увидел.

-А какие вы уже читали сказки о природе?

-Кто догадался, с какой сказкой будем работать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

-Кто может сформулировать цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка", с биографией автора, отметим многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта

Слушают учителя

Рассматривают картины, называют что изображено на картине

-природа

-красок

Перечисляют краски

-из наблюдений, книг

-рассказов, стихов, сказок

-вымысел, добро побеждает зло, чему то учит

-волшебные, бытовые, о животных

-народные

-авторские

-авторских

Морозко; Белая уточка; Барсучий нос; Приключения муравьишки и др.

-о природе

Формулируют цель урока

Изучение новой темы









Рассказ учащегося











































Беседа













Словарная работа























































Прослушивание аудиозаписи



Беседа









Чтение сказки











Беседа













Работа с текстом



















Беседа

































































































Работа с учебником































Беседа

















Чтение по ролям









Беседа















































































Закрепление нового материала















Тест
































































-Какие вы уже знаете произведения Д. Мамина-Сибиряка?





-А кто же был такой Д. Мамин-Сибиряк нам расскажет (ИМЯ).

Настоящая фамилия Мамин; годы жизни 1852-1912 - прозаик, драматург. В литературном наследстве - 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин - Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник "Аленушкины сказки" (1896 г.), созданный им для любимой дочери. Обобщение: -Так кто же был такой Д. Мамин-Сибиряк?

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина - Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.

Вёрст - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам.

Хлопотали- Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться. Нянчится-ухаживать, присматривать за ребенком. Чернозобик- вид птиц.

Черныши- изящные красивые птицы, оживляющие северный пейзаж.

Зуйки- род птиц семейства ржанковых, распространённых на всех материках кроме Антарктиды. Отмели- берег, прибережная, самое мелкое место, где плавание судов невозможно или не разрешено. Селезень-утка (мужского рода) Выводок- детеныш птиц.

Калека- (искалеченный) человек (реже животное), лишившийся какой-либо части тела или способности владеть ею.

Спесивый- гордый, важный, высокомерный.

-Сейчас мы послушаем аудиозапись сказки «Серая шейка»

-Понравилась вам сказка? Почему?

-Кто из героев вам запомнился и понравился?

-Перейдем к прочтению сказки. Я начну читать, вы следите за мной внимательно, затем, когда я остановлюсь, мы будем читать по предложениям по цепочке друг за другом.

- Какое настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое)

-Почему? (все собираются улетать в теплые края)

-Выберите в 1 части описания осенней природы. Перечитайте их. (стр 120)









-Как вы думаете, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. -Автор хороший психолог? Вспомните, кто такой психолог?

На слайде: психолог - человек, который умеет анализировать переживания других людей.

-Да, автор хороший психолог, потому что через описание природы показывает переживания главной героини. -Сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин - Сибиряк-писатель? О чем он писал? (очень хороший наблюдатель природы) -Какие персонажи в 1 части? (птицы, Утка, Селезень) -Что происходило в этой части?

- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?







-Почему старая утка не спала всю ночь?







-Где она посоветовала Серой Шейке держаться, чтоб не замерзнуть? Найдите в тексте и зачитайте. (стр. 121)







-Как вы считаете, какая была старая утка?

-Рассмотрим иллюстрацию на стр. 121. -Что вы видите на рисунке? -Подберите к данной иллюстрации слова из 1 части.





















-С кем познакомилась Серая Шейка во второй части? -Что было у них общего?

-Сколько раз и для чего приходила лиса к утке?

-Зачитаем диалог по ролям лисы и Серой Шейки на стр 123. Кто будет читать слова лисы, Серой Шейки, автора? -Какая здесь представлена лиса?

-Почему лисе не удалось съесть Серую Шейку?













- Как в сказке представлена Серая Шейка?





-Вам понравился охотник? Какой это человек?





- Сказка "Серая Шейка" была написана Маминым - Сибиряком для своей дочери. История птицы довольно грустная.

-Как вы считаете чему учит нас эта сказка?

























-Для закрепления сегодняшней темы мы выполним тест самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки. Получив подпишите их и, читая задания, отмечаем правильный вариант ответа. Время работы 5 мин. Приступаем к работе

1.Кем была Серая Шейка? -девочка -уточка -кошечка -курочка 2.Почему Серая Шейка не улетела? -Не умела летать -болела лапка -повреждено крылышко -не хотела улетать 3.Где зимовала Серая Шейка? -на реке -в лесу -в поле -на болоте 4.С кем подружилась Серая Шейка? -с зайцем -с ежом -с ужом -с детьми 5.Кто пытался съесть Серую Шейку? -волк -собака -лиса -охотник 6.На чём подкрался старичок охотник? -на лыжах -на машине -на лошади -на санях 7.Кого хотел застрелить охотник "на воротник"? -Серую Шейку -лису -ворону -волка 8.Куда забрал старичок Серую Шейку? -на прогулку -во двор -в лес -домой Называют произведения (Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко)



Слушают биографию



































Отвечают на вопрос учителя



Чтения слов, объяснение значений слов











































Слушают сказку



Ответы учащихся





Слушают учителя







-грустное, суетливое, хлопотливое

-все собираются улетать в теплые края

-холодное утро, пожелтели березки и покраснели осины, холодный осенний ветер отрывал засыхавшие листья и уносил их, осенние тяжелые облака, осенний дождь. и др. Ответы учащихся













Читают определение











-очень хороший наблюдатель природы



-птицы, утка, селезень

-Птицы собирались и полетели на юг -Не могла лететь со всеми, т.к. было надломлено крылышко

-потому что это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой -Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик,- советовала она.- Там вода не замерзает целую зиму.

Ответы учащихся





-Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

- с зайчиком

-они оба боялись лису, были беззащитны

-2 раза, чтоб съесть Серую Шейку

-хитрая, коварная

-пришел охотник-старик хотел подстрелить лису на воротник, после выстрела лиса убежала, когда старик подошел к полыни то увидел утку и забрал ее к себе домой внучке

-в постоянном страхе, не могла наслаждаться жизнью, она одинока

-Добродушный. Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота

- состраданию, сочувствию и должны напоминать всем, кто живет на этой Земле о том, что природа - живая, что птицы, хоть и не говорят, но все понимают, что если мы будем бережно относиться к окружающему миру, то он ответит нам добром и улыбкой.



-2

-3

-1

-1

-3

-1

-2

-4

Подведение итогов



Беседа

























Оценивание

-Д.Н. Мамин-Сибиряк обладал особенным почерком писателя, как вы думаете каким? О чем он писал?

- Что помогло нам сделать такой вывод? (чтение текста, разобрались в чувствах автора)

Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!

-Сегодня за работу на уроке получают оценки:…………. за …………..

-хороший наблюдатель природы, тонкий психолог

-чтение текста, разобрались в чувствах автора

Домашнее задание

Записываем домашнее задание:

Сказка «Серая Шейка» читать, подготовить пересказ близкий к тексту.

Записывают домашнее задание

Подпись учителя:__________

Подпись методиста:__________

13


© 2010-2022