- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по чтению Серая шейка
Конспект урока по чтению Серая шейка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова Е.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения
3 «А» класс
Учитель: Ульянова Е.С.
Методист: Николаева А. Н.
Студенка: 741 гр., Горбунова Е.В.
Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: при изучении сказки Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.
Задачи:
Предметные:
- Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета;
- Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические;
- Учить детей находить в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам;
Метапредметные:
Регулятивные:
- Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
- Произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
Коммуникативные:
-Формулировать собственное мнение и позицию;
-Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;
-Уважать другую точку зрения.
Познавательные:
- Применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- Уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
Личностные:
-Основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Елена Владиславовна. Пожалуйста, садитесь. Приветствуют. Занимают свои места.
Определение темы урока
Беседа
Беседа+ демонстрация
Постановка цели и задач урока
-Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и частовстречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах».
-Посмотрите пожалуйста на экран, здесь вы видите картины разных художников. (на экране картины с изображением природы)
-Что изобразил художник на первой картине? (называют что изображено)
-Что изображено на второй?
-Как можно это назвать все одним словом? (природа)
-С помощью чего они это изобразили? (красок)
-Каких красок?
-А где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе?
(из личных наблюдений, из книг
Из каких жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок)
-Чем сказки отличаются от других жанров? (вымысел, всегда добро побеждает зло, чему то учит и т.д.)
-А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
-Как называются сказки, которые сочинил народ?
-А, которые сочинили поэты и писатели?
-Скажите, а больше описания природы будут в каких сказках? (авторских)
-Почему? ( в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему то учит или в народных- народ думал. а в авторских автор увидел.
-А какие вы уже читали сказки о природе?
-Кто догадался, с какой сказкой будем работать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
-Кто может сформулировать цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка", с биографией автора, отметим многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта
Слушают учителя
Рассматривают картины, называют что изображено на картине
-природа
-красок
Перечисляют краски
-из наблюдений, книг
-рассказов, стихов, сказок
-вымысел, добро побеждает зло, чему то учит
-волшебные, бытовые, о животных
-народные
-авторские
-авторских
Морозко; Белая уточка; Барсучий нос; Приключения муравьишки и др.
-о природе
Формулируют цель урока
Изучение новой темы
Рассказ учащегося
Беседа
Словарная работа
Прослушивание аудиозаписи
Беседа
Чтение сказки
Беседа
Работа с текстом
Беседа
Работа с учебником
Беседа
Чтение по ролям
Беседа
Закрепление нового материала
Тест
-Какие вы уже знаете произведения Д. Мамина-Сибиряка?
-А кто же был такой Д. Мамин-Сибиряк нам расскажет (ИМЯ).
Настоящая фамилия Мамин; годы жизни 1852-1912 - прозаик, драматург. В литературном наследстве - 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин - Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник "Аленушкины сказки" (1896 г.), созданный им для любимой дочери. Обобщение: -Так кто же был такой Д. Мамин-Сибиряк?
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина - Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.
Вёрст - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам.
Хлопотали- Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться. Нянчится-ухаживать, присматривать за ребенком. Чернозобик- вид птиц.
Черныши- изящные красивые птицы, оживляющие северный пейзаж.
Зуйки- род птиц семейства ржанковых, распространённых на всех материках кроме Антарктиды. Отмели- берег, прибережная, самое мелкое место, где плавание судов невозможно или не разрешено. Селезень-утка (мужского рода) Выводок- детеныш птиц.
Калека- (искалеченный) человек (реже животное), лишившийся какой-либо части тела или способности владеть ею.
Спесивый- гордый, важный, высокомерный.
-Сейчас мы послушаем аудиозапись сказки «Серая шейка»
-Понравилась вам сказка? Почему?
-Кто из героев вам запомнился и понравился?
-Перейдем к прочтению сказки. Я начну читать, вы следите за мной внимательно, затем, когда я остановлюсь, мы будем читать по предложениям по цепочке друг за другом.
- Какое настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое)
-Почему? (все собираются улетать в теплые края)
-Выберите в 1 части описания осенней природы. Перечитайте их. (стр 120)
-Как вы думаете, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. -Автор хороший психолог? Вспомните, кто такой психолог?
На слайде: психолог - человек, который умеет анализировать переживания других людей.
-Да, автор хороший психолог, потому что через описание природы показывает переживания главной героини. -Сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин - Сибиряк-писатель? О чем он писал? (очень хороший наблюдатель природы) -Какие персонажи в 1 части? (птицы, Утка, Селезень) -Что происходило в этой части?
- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?
-Почему старая утка не спала всю ночь?
-Где она посоветовала Серой Шейке держаться, чтоб не замерзнуть? Найдите в тексте и зачитайте. (стр. 121)
-Как вы считаете, какая была старая утка?
-Рассмотрим иллюстрацию на стр. 121. -Что вы видите на рисунке? -Подберите к данной иллюстрации слова из 1 части.
-С кем познакомилась Серая Шейка во второй части? -Что было у них общего?
-Сколько раз и для чего приходила лиса к утке?
-Зачитаем диалог по ролям лисы и Серой Шейки на стр 123. Кто будет читать слова лисы, Серой Шейки, автора? -Какая здесь представлена лиса?
-Почему лисе не удалось съесть Серую Шейку?
- Как в сказке представлена Серая Шейка?
-Вам понравился охотник? Какой это человек?
- Сказка "Серая Шейка" была написана Маминым - Сибиряком для своей дочери. История птицы довольно грустная.
-Как вы считаете чему учит нас эта сказка?
-Для закрепления сегодняшней темы мы выполним тест самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки. Получив подпишите их и, читая задания, отмечаем правильный вариант ответа. Время работы 5 мин. Приступаем к работе
1.Кем была Серая Шейка? -девочка -уточка -кошечка -курочка 2.Почему Серая Шейка не улетела? -Не умела летать -болела лапка -повреждено крылышко -не хотела улетать 3.Где зимовала Серая Шейка? -на реке -в лесу -в поле -на болоте 4.С кем подружилась Серая Шейка? -с зайцем -с ежом -с ужом -с детьми 5.Кто пытался съесть Серую Шейку? -волк -собака -лиса -охотник 6.На чём подкрался старичок охотник? -на лыжах -на машине -на лошади -на санях 7.Кого хотел застрелить охотник "на воротник"? -Серую Шейку -лису -ворону -волка 8.Куда забрал старичок Серую Шейку? -на прогулку -во двор -в лес -домой Называют произведения (Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко)
Слушают биографию
Отвечают на вопрос учителя
Чтения слов, объяснение значений слов
Слушают сказку
Ответы учащихся
Слушают учителя
-грустное, суетливое, хлопотливое
-все собираются улетать в теплые края
-холодное утро, пожелтели березки и покраснели осины, холодный осенний ветер отрывал засыхавшие листья и уносил их, осенние тяжелые облака, осенний дождь. и др. Ответы учащихся
Читают определение
-очень хороший наблюдатель природы
-птицы, утка, селезень
-Птицы собирались и полетели на юг -Не могла лететь со всеми, т.к. было надломлено крылышко
-потому что это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой -Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик,- советовала она.- Там вода не замерзает целую зиму.
Ответы учащихся
-Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.
- с зайчиком
-они оба боялись лису, были беззащитны
-2 раза, чтоб съесть Серую Шейку
-хитрая, коварная
-пришел охотник-старик хотел подстрелить лису на воротник, после выстрела лиса убежала, когда старик подошел к полыни то увидел утку и забрал ее к себе домой внучке
-в постоянном страхе, не могла наслаждаться жизнью, она одинока
-Добродушный. Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота
- состраданию, сочувствию и должны напоминать всем, кто живет на этой Земле о том, что природа - живая, что птицы, хоть и не говорят, но все понимают, что если мы будем бережно относиться к окружающему миру, то он ответит нам добром и улыбкой.
-2
-3
-1
-1
-3
-1
-2
-4
Подведение итогов
Беседа
Оценивание
-Д.Н. Мамин-Сибиряк обладал особенным почерком писателя, как вы думаете каким? О чем он писал?
- Что помогло нам сделать такой вывод? (чтение текста, разобрались в чувствах автора)
Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!
-Сегодня за работу на уроке получают оценки:…………. за …………..
-хороший наблюдатель природы, тонкий психолог
-чтение текста, разобрались в чувствах автора
Домашнее задание
Записываем домашнее задание:
Сказка «Серая Шейка» читать, подготовить пересказ близкий к тексту.
Записывают домашнее задание
Подпись учителя:__________
Подпись методиста:__________
13