Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса по образовательной системе «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы для начальной школы по образовательной системе «Школа 2100» «Окружающий мир» А.В.Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В.Тырина в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Книга 2. Москва, БАЛАСС 2011г. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Его цель - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми. Обществом и природой.

Задачи:

- социализация обучающихся;

-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитии личнгстных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);

- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие. Реализация программы основывается на деятельностном подходе, который предусматривает:

1. Постановка проблемы учащимися при рефлексии «знаю-не знаю».

2. Формулирование учебной задачи.

3. Планирование учебных действий.

4. Представление в виде схемы, таблицы, рисунка.

5. Применение в знакомой, новой ситуации.

6. Контроль, самопроверка.

7. Оценка, самооценка.

УМК:

  • Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2008. - 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.20110(Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.-
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010
  • Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ/ Под ред. Д.И.Фильдштейна. - М., Баласс, 2013.
  • Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А. Козлова, О.В.Чандилова Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. - М., Баласс, 2013.
  • А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010


Преобладающие методы обучения:
  • дедуктивный,
  • проблемно-поисковый и проблемно - диалогический метод обучения,
  • исследовательский,
  • учебные дискуссии.
Основные формы организации учебного процесса:
  • уроки исследования и экспериментальной проверки различных гипотез,
  • дидактические игры,
  • уроки - путешествия,
  • уроки - конференции, уроки - викторины
  • уроки-экскурсии.

Основные формы организации деятельности обучающихся на уроке:
  • учебный диалог;
  • групповая работа и работа в парах;
  • индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

При проведении уроков используются следующие формы контроля знаний:
  • проверочная работа
  • самостоятельная работа
  • тестирование
  • работа по карточкам
  • самостоятельная работа
  • самопроверка
  • взаимопроверка

Контроль УУД Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов. Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий.

Общая характеристика учебного предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе - слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру. Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами: 1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (12 кл.).Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). 2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать. Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ (12 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради - самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных) работ. Положительные оценки за задания самостоятельных (проверочных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть: 1) таблица требований по предмету; 2) портфель достижений школьника - папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Предмет «Окружающий мир» изучается в 1 в классе в качестве обязательного в общем объеме 66 учебных часов по 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом гимназии на 2012-2013 учебный год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,

  • уличного движения).


Планируемые результаты: Обучающиеся научатся

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться: • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
  • Познакомиться с учителем и одноклассниками
  • Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
  • Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
  • Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
  • Практическая работа: составить режим дня
  • Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
  • Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  • Называть окружающие предметы и их признаки
  • Различать предметы и выделять их признаки
  • Различать времена года по признакам
  • Характеризовать времена года
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  • Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  • Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  • Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями

  • Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками

  • Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных

  • Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  • Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  • Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  • Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  • Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  • Практическая работа по освоению правил поведения в доме
  • Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  • Различать времена года по признакам
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  • Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями

  • Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни

  • Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации

  • Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры

  • Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр

  • Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения

  • Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии

  • Характеризовать разные виды транспорта

  • Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону

  • Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни

  • Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей

  • Приводить примеры использования человеком богатств природы

  • Анализировать примеры использования человеком богатств природы

  • Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства

  • Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

  • Различать времена года по признакам

  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни

  • Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы

  • Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

  • Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

  • Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам

  • Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)

  • Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные -дикорастущие растения

  • Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)

  • Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности

  • Приводить примеры особенностей человека как разумного существа

  • Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире

  • Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)

  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе

  • Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере

  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Содержание учебного предмета

1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч) Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец - простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь - основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта - основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже». Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Как ты узнаёшь мир (4 ч) Органы чувств человека. Глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания. Память - хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия. Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство. Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий - основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар). Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Живые обитатели планеты (9 ч) Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения - «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» - «едоки». Охрана живых организмов в природе - важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни. Культурные растения и домашние животные - наши друзья. Забота человека о них. Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения - пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели - животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения - кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек - разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе. Экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Отчего и почему (2 ч) Последовательность событий и её причины. Причина и следствие. Времена года (12 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме. Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда. Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных. Экскурсия в парк «Осенняя природа». Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа». Повторение пройденного материала - 5 ч. Часы по усмотрению учителя - 4 ч.


График проведения проверочных и контрольных работ


№ урока

Вид работы

Темы

Страницы тетради «Самостоятельные и итоговые работы»

20

Самостоятельная работа № 1.

Наши помощники - органы чувств. Наши помощники - память и ум. Родители, учителя и книги.

Стр. 3-4

27

Самостоятельная работа № 2.

Ты и твоя семья. Учимся быть самостоятельными. Ты и твои друзья.

Стр. 5-6

31

Самостоятельная работа №3.

Осень: природа готовится к зиме. Зима: покой природы.

Стр. 7-8

32

Итоговая работа№1

Осень: природа готовится к зиме. Наши помощники - органы чувств. Наши помощники - память и ум. Родители, учителя и книги. Ты и твоя семья. Учимся быть самостоятельными. Ты и твои друзья. Зима: покой природы.

Стр. 15-18


40

Самостоятельная работа№4

Город, в котором мы живем. Учимся быть пешеходами. Путешествие Колобка. Хозяйство человека.

Стр.9-10

44

Самостоятельная работа № 5

Богатства природы. Твердые тела, жидкости и газы.

Стр.23-24

48

Самостоятельная работа №6.

Весна: природа пробуждается.

Стр25-26

49

Итоговая работа№2

Город, в котором мы живем. Учимся быть пешеходами. Путешествие Колобка. Хозяйство человека. Богатства природы. Твердые тела, жидкости и газы. Весна: природа пробуждается.

Стр. 13-14, 19-20

55

Самостоятельная работа №7

Живое и неживое. Растения и животные. Равновесие в природе. Домашние любимцы и комнатные растения. Наши помощники - домашние животные.

Стр. 27-28

58

Самостоятельная работа №8.

Человек - разумное существо. Природа и мы.

Стр. 29-30

63

Самостоятельная работа №9

Лето: природа цветет и плодоносит. Отчего и почему.

Стр.31-32

64

Итоговая работа № 3

Живое и неживое. Растения и животные. Равновесие в природе. Домашние любимцы и комнатные растения. Наши помощники - домашние животные. Человек - разумное существо. Природа и мы. Лето: природа цветет и плодоносит. Отчего и почему.

Стр. 11-12; 21-22


Количество часов программного материала

по курсу окружающего мира (по программе 66 часов)


раздела

Название раздела

Количество

часов

1. Как мы понимаем друг друга.

9

2. Как мы узнаём, что перед нами.

4

3. Времена года.

16

4. Как ты узнаёшь мир.

4

5. Твоя семья и друзья.

7

6. Что нас окружает.

11

7. Живые обитатели планеты.

9

8. Отчего и почему

6


Итого:

66


Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся


№ п/п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Как мы понимаем друг друга

9

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н). 1.


Как мы будем учиться.

1 2.


Я - школьник.

1 3.


Путешествуем, не выходя из класса.

1 4.


Ценный совет.

1 5.


Зачем нужен жизненный опыт.

1 Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). Практическая работа: составить режим дня (Н).

Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н).

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П). 6.


Где и куда.

1 7.


Где и куда

1 8.


Учимся определять верх и низ.

1 9.


Раньше и позже.

1

Как мы узнаём, что перед нами

4

Называть окружающие предметы и их признаки (Н).Различать предметы и выделять их признаки (Н.) 10.


Предметы и их признаки.

1 11.


Предметы и их признаки.

1 12.


Сочетания предметов.

1 13.


Сочетания предметов.

1

Времена года

3

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). 14.


Осенняя экскурсия.


1 15.


Осень - природа готовится к зиме.

1 16.


Осень - природа готовится к зиме.

1

Как ты узнаёшь мир

4

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н). 17.


Наши помощники - органы чувств.

1 18.


Наши помощники - память и ум.


1 19.


Родители, учителя и книги.

1 20.


Повторение и самостоятельная работа №1.


1

Твоя семья и друзья

7


21.


Ты и твоя семья.

1

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н). Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).

Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н). 22.


Ты и твоя семья.

1 23.


Учимся быть самостоятельными.

1 24.


Учимся быть самостоятельными.

1 25.


Ты и твои друзья.

1 26.


Ты и твои друзья.

1 27.


Повторение и самостоятельная работа №2.

1

Времена года

6


28.


Зима - покой природы.

1

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).


Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). 29.


Зима - покой природы.

1 30.


Зимняя экскурсия

1 31.


Повторение и самостоятельная работа №3.

1 32.


Итоговая работа №1.

1 33.


Учимся решать жизненные задачи.

1

Что нас окружает

11


34.


Город, в котором мы живём.

1

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).

Характеризовать разные виды транспорта (Н).

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П). 35.


Город, в котором мы живём.

1 36.


Учимся быть пешеходами.

1 37.


Учимся быть пешеходами.

1 38.


Путешествие Колобка.

1 39.


Хозяйство человека.

1 40.


Повторение и самостоятельная работа №4.

1 41.


Богатства природы.

1 42.


Твёрдые тела, жидкости и газы.

1 43.


Твёрдые тела, жидкости и газы.

1 44.


Повторение и самостоятельная работа №5.

1

Времена года

5


45.


Весна - пробуждение природы.

1

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). 46.


Весна - пробуждение природы.

1 47.


Весенняя экскурсия .

1 48.


Повторение и самостоятельная работа №6.

1 49.


Итоговая работа № 2.

1

Живые обитатели планеты

9


50.


Живое и неживое.



1

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные дикорастущие растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н). 51.


Растения и животные.

1 52.


Равновесие в природе.


1 53.


Домашние любимцы и комнатные растения.


1 54.


Наши помощники - домашние животные и культурные растения.


1 55.


Повторение и самостоятельная работ №7.

1 56.


Человек - разумное существо.


1

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). 57.


Природа и мы.


1 58.


Повторение и самостоятельная работа №8.

1

Времена года

2


59.


Лето - природа цветёт и плодоносит.

1

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). 60.


Лето - природа цветёт и плодоносит.

1


Отчего и почему 6 61.


Отчего и почему.

1

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

Оценивать совместно с учителем ли с одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы. 62.


Отчего и почему.

1 63.


Повторение и самостоятельная работа №9.

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Устанавливать причинно-следственные связи в описываемых явлениях и событиях.

Исследование предметов окружающего мира: сопоставление и сравнение по общим и отличительным признакам.


64.


Итоговая работа № 3.

1 65.


Учимся решать жизненные задачи.

1 66.


Учимся решать жизненные задачи.

1

Итого:

66




В течение учебного года допускается внесение корректировок в календарно-тематическое планирование при согласовании с администрацией школы.

Учебно-методическая литература для учителя




Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия


1

Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2008.


Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг».

Пособие для учителя

2

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник для 1 класса

3

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4 ВахрушевА. А..М.:Баласс.2009

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с.

Сборник программ

6.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с.


Сборник программ

7.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

9.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя



Учебная литература для учащихся




Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия


1

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010.


Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник для 1 класса

2

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

3.

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Специфическое сопровождение гербарии;



натуральные живые пособия - комнатные растения;



коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;



изобразительные наглядные пособия - таблицы;



географические карты;



энциклопедии для младших школьников.



Технические средства обучения

Сканер, ксерокс

1


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

14 комплектов

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

1

Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий , бумаги и детских работ.

1

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

1


© 2010-2022