- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как залог успешного обучения школьников в дальнейшем обучении
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как залог успешного обучения школьников в дальнейшем обучении
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глухова Е.А. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА В ОБУЧЕНИИ
Глухова Елена Александровна
КГУ «Гимназия №21» акимата г. Рудного
Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечит здоровье детей,
используя здоровьесберегающие
педагогические технологии
В последние 10-15 лет в научно-популярной и научной литературе достаточно широко представлены данные о здоровье детей и подростков в современных образовательных условиях. Ухудшение состояния здоровья младших школьников вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Поэтому важно сформировывать у детей правильное понимание здорового образа жизни. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья, привития навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальна. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Каждый учитель хочет видеть своего воспитанника благополучным, счастливым и успешным, и сегодня я взяла тему выступления связанную именно с успешностью ученика в его дальнейшем обучении и не для кого, ни секрет, что основной компонент залога успешности - здоровье. Как же помочь школьнику стать успешным? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Для решения данных вопросов выдвигаем гипотезу, в которой говорится что Внедрение системы эффективного использования здоровьесберегающих технологий приведет к снижению показателей заболеваемости детей, их успешности в дальнейшем, а образовательный процесс станет легче и интересней как для педагогов, так и для обучающихся. Вся система работы школы отражена в программе (приложение №1, разработана модель реализации этой программы, (см приложение№2), план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья. Наша цель сегодня: Создать систему мер по охране и укреплению здоровья как основного фактора успешности школьников через использование здоровьесберегающих технологий и методических приемов. Задачи:
- Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.
- Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.
- Распространение опыта работы педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся.
- Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий учителями начальных классов.
Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.
Опирается на - принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; положительной динамике учебных достижений и дальнейшей успешности ученика. Вернусь к эпиграфу своего выступления
Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечит здоровье детей
Чем отличается современная школа? Перегруженностью.. Попытки решить проблемы здоровья детей путём уменьшения учебных нагрузок неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества. Если ребёнок окончит такую школу, то он окажется невостребованным обществом, а следовательно,…попадет в категорию нездоровых и как результат неуспешных людей. К "школьным" заболеваниям ученые мира относят заболевания, приобретаемые детьми из-за нерационально организованного процесса обучения. Из общего числа заболеваний выделяются следующие:
- болезни органов пищеварения (I место)
- болезни костно-мышечной системы (II место) -
- болезни глаз и его придатков (III место)
- болезни нервной системы (IV место)
- болезни органов дыхания - не соблюдение гигиенических требований к учебным помещениям (проветриваемость), статическое напряжение, малая двигательная активность.
Среди школьников Казахстана 10% больны неврозами, у 8% отмечается задержка психического развития, 5% - страдают энурезами, у 3,1% отмечаются психические расстройства поведения. Факторами, разрушающими здоровье школьников, являются:
- а) факторы влияния закрытых помещений: воздействие на психику замкнутого пространства при традиционной кабинетной системе обучения;
- обедненная природными сенсорными стимулами среда обитания;
- воздействие на ребенка жестких форм излучения
- замена наклонной поверхности парт на горизонтальную поверхность столов.
Факторы, влияющие на здоровье детей
-
Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.
-
Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного. -
Педагогические.
К педагогическим факторам следует отнести:-
Факторы внешней среды
-
Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
-
Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
-
Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
-
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
-
Динамика хронической и общей заболеваемости;
-
Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
-
Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой
-
Санитарно - гигиенические условия
-
Двигательный режим детей
-
Рациональное питание (меню и режим питания);
-
Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
-
Стрессовая педагогическая тактика;
-
Интенсификация учебного процесса
-
Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
-
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
-
Функциональная неграмотность родителей
-
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
-
Межличностные отношения между сверстниками;
-
Правильная организация урока
-
Для повышения мотивации к обучению и сохранения здоровья детей учителя нашей школы применяют такие методы, которые позволяют более эффективно решать задачи здоровьесбережения учащихся. Методы здоровьесберегающих технологий В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогичаские (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение в нашей школе самими же учащимися специального дневника здоровья.
Дни, месяцы
Самочувствие
Боль Настроение
Сон
Аппетит
Примечание
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов
По музыкальным дисциплинам (т, к школа у нас специализированная, преподаватели также ведут диагностику здоровья учащихся, применяют ЗСТ, в декабре был зачитан доклад Логиновой Л.Н. по теме здоровьесбережение при игре на гитаре, в котором она ознакомила с программой исправления осанки при игре на инструменте, с профилактикой профессиональных заболеваний рук исполнителя, о развитии дыхательной выносливости и правильном распределении дыхания (духовики). Занятия по музыкальным дисциплинам хорошо помогают учителям в работе над мелкой моторикой рук.
Здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми, счастливым и успешными, будучи им достойным примером. Мы придерживаемся и выполняем рекомендации, данные нам Костанайским ИПК, приобщения педагогов к здоровьесберегающим технологиям Последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
- осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся (анкетирование родителей и уч-ся)
- признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников (Обсуждение на ШМО вопросов по данной проблеме и поиск путей их решения)
- овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (мастер-классы, доклады, самообразование, выход в Интернет, взаимообмен опытом)
- реализация полученной подготовки на практике.
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения. Заключение. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение должно быть основопологающим и наиболее значимым в учебно-воспитательном процессе. Здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровья учащихся. Для более эффективного их использования должна быть продолжена работа по совершенствованию материально-технического оснащения учебного процесса и систематическая работа по созданию условий для самовыражения учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.
Сегодня так важно донести до всех учителей, что
Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья больше чем врач!
В заключении своего выступления хочу всем пожелать ЗДОРОВЬЯ
Хочешь быть счастлив один день - сходи в гости
-
Хочешь быть счастлив неделю - женись
-
Хочешь быть счастлив месяц - купи себе машину
-
Хочешь быть счастлив всю жизнь - БУДЬ ЗДОРОВ!!!