Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как залог успешного обучения школьников в дальнейшем обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА В ОБУЧЕНИИ


Глухова Елена Александровна

КГУ «Гимназия №21» акимата г. Рудного


Успешной и востребованной будет та школа,

которая обеспечит здоровье детей,

используя здоровьесберегающие

педагогические технологии


В последние 10-15 лет в научно-популярной и научной литературе достаточно широко представлены данные о здоровье детей и подростков в современных образовательных условиях. Ухудшение состояния здоровья младших школьников вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Поэтому важно сформировывать у детей правильное понимание здорового образа жизни. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья, привития навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальна. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Каждый учитель хочет видеть своего воспитанника благополучным, счастливым и успешным, и сегодня я взяла тему выступления связанную именно с успешностью ученика в его дальнейшем обучении и не для кого, ни секрет, что основной компонент залога успешности - здоровье. Как же помочь школьнику стать успешным? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Для решения данных вопросов выдвигаем гипотезу, в которой говорится что Внедрение системы эффективного использования здоровьесберегающих технологий приведет к снижению показателей заболеваемости детей, их успешности в дальнейшем, а образовательный процесс станет легче и интересней как для педагогов, так и для обучающихся. Вся система работы школы отражена в программе (приложение №1, разработана модель реализации этой программы, (см приложение№2), план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья. Наша цель сегодня: Создать систему мер по охране и укреплению здоровья как основного фактора успешности школьников через использование здоровьесберегающих технологий и методических приемов. Задачи:

  • Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.
  • Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.
И как предполагаемый результат деятельности:
  • Распространение опыта работы педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся.
  • Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий учителями начальных классов.
Здоровьесберегающее обучение

Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.

Опирается на - принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; положительной динамике учебных достижений и дальнейшей успешности ученика. Вернусь к эпиграфу своего выступления

Успешной и востребованной будет та школа,

которая обеспечит здоровье детей

Чем отличается современная школа? Перегруженностью.. Попытки решить пробле­мы здоровья детей путём уменьшения учебных нагрузок неизбежно приведут к неадек­ватности педагогических ре­зультатов социальному запросу общества. Если ребёнок окон­чит такую школу, то он окажется невостребованным обществом, а следовательно,…попадет в ка­тегорию нездоровых и как результат неуспешных людей. К "школьным" заболеваниям ученые мира относят заболевания, приобретаемые детьми из-за нерационально организованно­го процесса обучения. Из общего числа за­болеваний выделяются следующие:

  • болезни органов пищеварения (I место)
- в системе школы проявляется отсут­ствие сбалансированного питания;
  • болезни костно-мышечной системы (II место) -
отсутствует достаточная двига­тельная активность в учебном процессе, уроков лечебной физической культуры, характеризуется низким уровнем охвата спортивными секциями;
  • болезни глаз и его придатков (III место)
- нарушение гигиенических норм, не соблюдение фаз урока, не включение в урок физкультминуток, валеопауз;
  • болезни нервной системы (IV место)
не учет психофизиологических особенно­стей и возможностей школьников, нару­шение валеологических требований к учебному расписанию, стрессовые ситу­ации;
  • болезни органов дыхания - не соблюде­ние гигиенических требований к учебным помещениям (проветриваемость), стати­ческое напряжение, малая двигательная активность.
Традиционное построение уроков приводит к чрезмерной физической нагрузке. Так, 5-6 часовое пребывание за партами в школе и за домашним заданием в одной позе способствует снижению активности детей, мешает здоровому развитию.
Среди школьников Казахстана 10% боль­ны неврозами, у 8% отмечается задержка психического развития, 5% - страдают энурезами, у 3,1% отмечаются психические рас­стройства поведения. Факторами, разрушаю­щими здоровье школьников, являются:
  • а) факторы влияния закрытых помеще­ний: воздействие на психику замкнутого пространства при традиционной кабинетной системе обучения;
  • обедненная природными сенсорными стимулами среда обитания;
  • воздействие на ребенка жестких форм излучения
  • замена наклонной поверхности парт на горизонтальную поверхность столов.
Фактор сидения отнесен к базовым факторам риска.

Факторы, влияющие на здоровье детей

  • Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

  • Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
    Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

  • Педагогические.
    К педагогическим факторам следует отнести:

    • Факторы внешней среды

    • Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

    • Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;

    • Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

    • Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

    • Динамика хронической и общей заболеваемости;

    • Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

    • Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой

    • Санитарно - гигиенические условия

    • Двигательный режим детей

    • Рациональное питание (меню и режим питания);

    • Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;

    • Стрессовая педагогическая тактика;

    • Интенсификация учебного процесса

    • Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

    • Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);

    • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья

    • Функциональная неграмотность родителей

    • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    • Межличностные отношения между сверстниками;

    • Правильная организация урока

Для предотвращения данных проблем немаловажной является правильная организация урока, эстетическое оформление кабинетов, создание здоровьесберегающей и предметно-развивающей среды, использование эффективных методов и приёмов здоровьесбережения, как условий, способствующих формированию и саморазвитию здоровой, творческой и успешной личности ( См. Приложение). Разработан анализ урока с позиций здоровьесбережения Разработана структурно-содержательная модель ЗСО в виде Дома Здоровья. (см Приложение Одним из важных признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника - утрата интереса ребенка к учебе. Интерес к учебе - прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьника, используемый здоровьесберегающих технологиях.

Для повышения мотивации к обучению и сохранения здоровья детей учителя нашей школы применяют такие методы, которые позволяют более эффективно решать задачи здоровьесбережения учащихся. Методы здоровьесберегающих технологий В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогичаские (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение в нашей школе самими же учащимися специального дневника здоровья.

Дни, месяцы

Самочувствие

Боль Настроение

Сон

Аппетит

Примечание


Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов

По музыкальным дисциплинам (т, к школа у нас специализированная, преподаватели также ведут диагностику здоровья учащихся, применяют ЗСТ, в декабре был зачитан доклад Логиновой Л.Н. по теме здоровьесбережение при игре на гитаре, в котором она ознакомила с программой исправления осанки при игре на инструменте, с профилактикой профессиональных заболеваний рук исполнителя, о развитии дыхательной выносливости и правильном распределении дыхания (духовики). Занятия по музыкальным дисциплинам хорошо помогают учителям в работе над мелкой моторикой рук.


Здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми, счастливым и успешными, будучи им достойным примером. Мы придерживаемся и выполняем рекомендации, данные нам Костанайским ИПК, приобщения педагогов к здоровьесберегающим технологиям Последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

  • осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся (анкетирование родителей и уч-ся)
  • признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников (Обсуждение на ШМО вопросов по данной проблеме и поиск путей их решения)

  • овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (мастер-классы, доклады, самообразование, выход в Интернет, взаимообмен опытом)
  • реализация полученной подготовки на практике.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения. Заключение. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение должно быть основопологающим и наиболее значимым в учебно-воспитательном процессе. Здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровья учащихся. Для более эффективного их использования должна быть продолжена работа по совершенствованию материально-технического оснащения учебного процесса и систематическая работа по созданию условий для самовыражения учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.

Сегодня так важно донести до всех учителей, что

Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья больше чем врач!

В заключении своего выступления хочу всем пожелать ЗДОРОВЬЯ

Хочешь быть счастлив один день - сходи в гости

  • Хочешь быть счастлив неделю - женись

  • Хочешь быть счастлив месяц - купи себе машину

  • Хочешь быть счастлив всю жизнь - БУДЬ ЗДОРОВ!!!



© 2010-2022