- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Организация проектной деятельности в начальной школе
Статья Организация проектной деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зеленова С.В. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Организация проектной деятельности в начальной школе Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
- во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы он наиболее легко вписывается в учебный процесс.
- во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг другу;
- в-третьих, потому что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде.
Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо, потому, что помогает им раскрыть и развить свои творческие возможности, заложенные в них природой. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, так как вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает творческую направленность образования. Проектная деятельность строится на следующих основных принципах: актуальности;
- проблемности;
- объективности;
- системности;
- доступности;
- сотрудничества;
- самоопределения;
- самостоятельности, индивидуализации;
- теоретической и практической значимости исследования.
Типы проектов по продолжительности проведения
- Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты разрабатываются за период от нескольких часов до 3-4 занятий (уроков).
- Среднесрочные (от недели до месяца).
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). . В начальной школе проектная деятельность осуществляется как на уроках (когда обучающимся предлагается определённая тема проекта - коллективный проект), так и во внеурочное время. Необходимо стремиться к тому, чтобы результаты выполненных проектов были «осязаемыми», социально значимыми, актуальными для микросоциума и важными для ребёнка, заканчивались конкретным результатом, были готовы к внедрению (например, выявление безопасного и самого краткого пути от дома к школе; убеждённость во влиянии школьной формы на стиль поведения; ознакомление с правилами безопасного использования компьютера и т.д.).
В нашей школе, помимо проектов, организуемых в рамках школьной программы, введён специальный курс по проектной деятельности в 1-4-ых классах. Осуществляется он в виде клубных занятий и носит название «Юный исследователь». «Моя малая Родина», «В гостях у зубной феи», «Что нам дарит море?», «Моё любимое число», «Посмотри, как хорош город тот, где ты живёшь», «Весёлая азбука». Защита творческих проектов происходит перед учащимися класса и их родителями. Лучшие проекты выбираются для научно-практической конференции «Ступеньки», а наиболее успешные участвуют в научно-практической конференции «Ступени», где защищают свои проекты наравне со старшеклассниками. Возможность участвовать в научно-практической конференции «Ступени» - это почётная миссия для любого ученика нашей школы, а для младшего школьника особенно. У ребёнка появляется ощущение гордости за полученный результат. Традиция проводить научно-практическую конференцию учащихся «Ступени» позволяет:
- Выявить одаренных детей, развить их творческие способности, расширить их кругозор в различных областях науки.
- Оказать поддержку и помощь конкурсантам в приобретении ими уверенности в защите своих работ.
- Отобрать лучшие работы для участия в конференциях регионального и всероссийского уровней.
- Вовлечь более широкие массы учащихся в научно-исследовательскую работу.
- Подходить ко всему творчески.
- Ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
- Стремиться открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Оценивая, помнить - лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.
- Учить детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Учить добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Стараться обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
4