- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока русского языка во
Методическая разработка урока русского языка во
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козарезова Е.А. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Республика Адыгея Кошехабльский район село Вольное
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
2 класс
Учитель начальных классов
козарезова елена александровна
цель урока. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико-грамматическими признаками существительных. Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
- Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
- Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.
Литература
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
- А.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
- Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
- 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// CD BOOM.COM.
- Организационный момент. Сообщение темы, целей урока
- Здравствуйте, ребята! - Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов. - Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?
- Упражнения в чистописании (слайд 3)
Прилетели галки в поле И уселись на снегу. Стану я учиться в школе - Разобраться в них смогу (буквы).
- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.
Пп п п Помидор, капуста, огурец, петух - Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец - нет буквы П, петух - не овощ) - Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.
- Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4 - 7 )
- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения?
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.
арбуз солнце медведь собака
весёлый большой хороший золотой
думать играть бежать рисовать
- Что обозначают слова каждой группы? ( 1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия)
- Физминутка
- Введение новых знаний (слайды 8 - 19)
1. Лексико - грамматические признаки имен существительных
- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы) - Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите. - Приведите свои примеры имен существительных.
Упражнение 1. В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Явления природы: что? мороз, …. События: что? праздник, …. Состояние: что? обида, ….
2. Одушевленные - неодушевленные имена существительные
Упражнение 2. Разделите слова на группы. Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка. По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.
врач голубь воробей стрижи девочка чайка
свеча кувшин пальто карандаш встреча класс - На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные - отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные - Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках. - Приведите свои примеры.
Упражнение 3.
Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение
У _________ высокий рост, У _________ пушистый хвост, У _________ крепки рожки, У _________ тонки ножки. У _________ толсты губы, А у _______ остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа! цыплёнок слон волк мартышка козлёнок лиса
(А.Бродский)
Подчеркните имена существительные. Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)
3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.
- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один - много) - Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Упражнение 4. Запишите слова в два столбика.
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
По каким признакам вы делили слова? Почему?
дерево девочка завод ученик язык
травы корзины города, сороки деревни - Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 - ед.ч., 2 - мн.ч.)
Упражнение 5. Запишите слова во множественном числе.
ед.ч. волна ягода яблоня сова воробей бревно помидор чиж
мн.ч. волны ягоды яблони совы воробьи брёвна помидоры чижи
- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)
Имена существительные изменяются по числам
- Гимнастика для глаз
- Повторение. Занимательный материал.
1 2
3 4 5
6 7
8
9
10
- Рефлексия. Итог урока (слайд 22)
- Что называется именем существительным? (слайд 8) - Какие бывают имена существительные? (слайд 14) - Как изменяются имена существительные? (слайд 19)
- Домашнее задание
1 ряд - записать одушевленные существительные ед.ч. 2 ряд - неодушевленные существительные ед.ч. 3 ряд - имена существительные мн.ч.
Методические рекомендации для учителя
Данный урок можно провести как на одном уроке, так и поделить его на фрагменты, поскольку по санитарным правилам и нормам учащиеся начальной школы должны просматривать видео, кино (а в нашем случае мультимедиа) в течение 7 - 10 мин. 1 фрагмент - введение понятия об имени существительном 2 фрагмент - одушевленные - неодушевленные имена существительные 3 фрагмент - число имен существительных Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.). Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.