- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа с текстом 3 класс
Работа с текстом 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жолудева Д.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Е.А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую - Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты - не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса - бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему - не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса - хап-хап - схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет - проверяет, не идёт ли кто сзади, - не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет - и так шуму на земле много.
А Крикса - грох-грох! Прохожие - ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут - к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем - солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней - далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса - трень-брень - стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт - приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса - тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два - вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса - тяп-ляп - готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
- Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки - до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке - давка, гам, толчея.
- Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
- Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
- Ну, что - какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива - высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»