Авторская разработка урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская разработка урока русского языка

Урок смотр - знаний

(групповая форма работы) по русскому языку в 3 классе

Гара Ю.В., учитель второй квалификационной категории Тема: Закрепление знаний о проверяемых безударных гласных в корне слова. Единообразное написание корней. Цель: формировать орфографические навыки правописания безударных гласных, проверяемых ударением; развивать коммуникативные навыки обучающихся при работе индивидуально и в группах; воспитывать чувства взаимопомощи, интереса к русскому языку, любви к природе, адекватность самооценки деятельности, рефлексию. Формы работы: самостоятельная работа в группах, дискуссии и диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи. Материалы: Тетрадные листы 5 шт., конверты с разрезанным правилом, альбомные листы 5 шт., клей, картинки с цветами, фломастеры: синий и зелёный для каждой группы, листы формата А-4 5 шт., напечатанные тесты формата А-4 5 шт., вырезанные цветы из белой бумаги.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.
Ребята рассаживаются по группам. Образуется 5 групп. В каждой группе выбирается капитан, докладчик, писарь и бодрила. - Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок. - Сегодня у нас смотр знаний. Ваша задача показать, как вы усвоили навыки правописания безударных гласных, проверяемых ударением, как умеете рассуждать, высказывать свою мысль и понимать товарища. II. Актуализация опорных знаний. На доске написано: «Приходи с мечом вечером, сыграем» - Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось. Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. - Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам придет. - Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования - длинный деревянный меч. - Почему так получилось? Надо знать, как проверить безударную гласную в корне слова. - Какие гласные буквы надо проверять? (а, о, и, е, я) III. Минутка чистописания - Пропишите эти буквы на тетрадном листе в алфавитном порядке, соединив их между собой. Каждый ученик в группе повторит эту цепочку. Сверьте с доской (аеиоя ) IY. Закрепление знаний по теме - Так как же проверить безударную гласную в корне слова? 1. Повторение правила проверки безударных гласных (используется стихотворение, которое записано на листе и разрезано на 10 частей). Если гласный вызвал сомнение, Ты его немедленно ставь под ударение. - Вы берёте из конвертов разрезанные листки бумаги, составляете правило и наклеиваете на альбомный лист. Чья группа справится, вывешивает правило на доску. Правило проверки безударных гласных еще раз хором проговаривается. 2. Словарная работа. Разгадывание кроссворда. Кроссворд помещён на доске. - Я сейчас каждой группе загадаю загадку, вам надо её отгадать, а отгадки записать в кроссворд. (Дети отгадывают загадки, а учитель прикрепляет картинку с цветком) 1) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш) 2) Во лугах сестрички - Золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка) 3) Золотой, молодой, за неделю стал седой. А денёчек через два облысела голова. (Одуванчик) 4) Эх, звоночек, синий цвет,- С язычком, а звону нет. (Колокольчик) 5) Растёт у ручья стебелёк, На нём голубенький глазок. (Незабудка) л а н д ы ш
е
з
р о м а ш к и
б
о д у в а н ч и к
д к о л о к о л ь ч и к а





-



Что объединяет все слова этой группы? (Слова с непроверяемыми гласными по теме «Цветы») - Какое правило друзей природы мы не должны забывать? 3. Подбор однокоренных слов. Потренируемся в подборе однокоренных слов. Каждой группе выданы ромашки с 4-5 лепестками. - У вас на столах лежат ромашки, возьмите их. В серединке ромашки напишите проверочное слово к слову цветы, а на лепестках однокоренные слова. Проверка: Цвет, цветник, цветочек, цветной, цветёт…… - Докажите, что слова однокоренные: (одно смысловое значение и общая часть) Выделите корень. -Какие гласные буквы вы написали в корнях однокоренных слов? Почему? (Гласные в однокоренных словах пишутся одинаково) 4. Упражнения в написании корня. Учитель читает сказку. Дети прикрепляют на доску листочки-слова. Сказка « Как растут слова » Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым - был он только словом. Это слово - слово-корень, разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно гулять в саду словесном. - Вот какое красивое дерево выросло. Назовите корни. Вам понятно, что означает это слово? Вывод: Такие словесные «деревья» в науке называют словообразовательными гнёздами. Подготовленный ученик читает стихотворение: Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова. - Вот и вы, ребята, сейчас в своих группах вырастите словесные «деревья» Посадите корень дом на листах, кто больше подберёт однокоренных слов, у того дерево окажется выше. Дом, домик, домище, домовой, домашний…….. Корни выделите. - Что мы должны помнить о написании корня? - Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Проверка у доски. (Листы со словесными деревьями вывешиваются, докладчики защищают работы) Семьи из слов живут на земле. По корню узнаешь о близком родстве. Не надо их сходства, дружок, нарушать. И корни - близняшки с ошибкой писать. Физкультминутка Сейчас проведем физкультминутку. - Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная и, то вы похлопаете в ладоши, если безударная гласная е, то потянитесь вверх. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и. Учитель называет слова: спина, земля, зерно, лицо, ведро, стена, игла, село, листы, звезда, число, слеза, следы, зима, река - Чья группа была самой внимательной? Кто из вас, ребята, не разу не ошибся? 5. Игра «Найди лишнее слово» Только ли корень должен быть одинаковым в однокоренных словах? - Корень и значение. - А сейчас задание для капитанов групп. Вам нужно из строчки вычеркнуть лишнее слово. Капитаны по очереди выходят к доске и вычёркивают лишнее слово. Гусь, гусеница, гусёнок. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный и песок. Y. Тест - Я вам раздаю тесты группам. Вам нужно дружно и правильно выполнить задание. 1). Вставь пропущенные слова. Чтобы проверить, безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать ------------------------------- так, чтобы безударный гласный стал -------------------------------------------------. 2). Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова. Н..чевать - ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь. 3).Найди и исправь ошибки там, где они есть. Казёл, коренной, сасать, лежать, паляна, пешеход, морской, островной. 4). Выбери правильный ответ и обведи его кружком. Однокоренными называются слова: а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом. После проведения теста проводится проверка. Учащиеся меняются работами и зачитывают правильные ответы. YI. Рефлексия. - Какое задание больше понравилось? - С каким настроением уходим с урока? На столе лежат цветы, раскрасьте цветок в соответствующий цвет. На доске запись: Жёлтый - мне всё понятно. Синий - всё понял, могу помочь товарищу. Красный - мне ещё нужна помощь. YII. Домашнее задание - Написать 12 слов с безударным гласным. Корни выделить.


© 2010-2022