- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка внеурочного занятия
Методическая разработка внеурочного занятия
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Окинь Т.А. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка внеклассного занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
ЦЕЛИ:
- Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
- Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
- Уточнить значение некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.
- Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат с пословицами, карточки с пословицами для каждой группы.
У. Тема нашего занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
Пословица - это жанр фольклора, краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет. Пословица логически завершённое изречение: «Готовь телегу зимой, а сани - летом».
Поговорки - это особое выражение, характеризующее какое - то жизненное явление. Поговорка только придаёт сказанному эмоциональную окраску «Как с гуся вода», «Не в бровь, а в глаз». Поговорка - это часть фразы, они короткие и могут быть основанием для возникновения пословиц.
Разделим группу на пять пар. Каждая пара получит карточку, требуется стрелками соединить пословицу и её значение из правого и левого столбиков.
Конкурс 1.
Карточка 1.
- Рот не огород: не затворишь ворот. - Всё делай вовремя.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара. - Не берись за дела, которые не умеешь
делать.
- Плохому танцору и ноги мешают. - Другому человеку не запретишь гово-
рить.
Карточка 2.
- Рыбак рыбака видит издалека. - И маленькое существо может за себя
постоять.
- И Москва не вдруг строилась. - Люди, интересующиеся одним делом,
хорошо понимают друг друга.
- Мал ёрш, да колок. - В любом деле нужен опыт, который
приобретается не сразу.
Карточка 3.
- Конь корове не товарищ. - Разные люди друг друга не понимают.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. - Каждый желает получить то, чего у него
нет.
- Слепой всегда о глазах мечтает. - Чтобы чего - то достигнуть, надо сначала
потрудиться.
Карточка 4.
- За двумя зайцами погонишься, ни - Ища выход из сложной ситуации человек
одного не поймаешь. пробует разные варианты, даже самые
безнадёжные.
- Утопающий и за соломинку хвата- - Сделать одновременно два дела хорошо-
ется. не удаётся.
- На словах и так и сяк, а на деле никак. - Некоторые люди много говорят о деле,
но при этом ничего не делают.
Картоска 5.
- На языке мёд, а под языком лёд. - всё нужно делать вовремя.
- Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. - Двуличный человек говорит о ком - то
хорошо, а думает при этом плохо.
- Дорога ложка к обеду. - сам натворил беду, сам и ищи выход из
неё.
Конкурс 2. Чему учат пословицы.
- Когда я ем, я глух и нем. ( Когда ешь не отвлекайся: не разговаривай, не читай, не играй, не смотри телевизор).
- Семеро одного не ждут. ( Учит ответственности, приходить следует вовремя).
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Учит дружбе, друзья всегда дороже денег).
- Ум хорошо, а два лучше. (Решение будет правильнее, если подумать вместе с другом).
- Дарёному коню в зубы не смотрят. ( Надо радоваться любому подарку и благодарить за него).
Конкурс 3. Пословицы и поговорки о временах года.
- Девятый месяц на свет нарождается. ( Сентябрь, осень).
- В году двенадцать месяцев. ( Зима, весна, лето, осень).
- Хоть холодно, да не голодно. ( Осень).
- Стужа да мороз: на печи мужик замёрз. ( Зима).
- На дворе капель, так и у нас тепель. (Весна).
Конкурс 4. Вставь рисунок в пословицу.
Давно . . . умылась, а гостей нет. (Кошка).
Будто . . . языком слизнула. (Корова).
И . . . помнит, кто её кормит. ( Собака).
Всяк . . . своё болото хвалит. ( Кулик).
Сколько . . . не корми, а он всё в лес смотрит. ( Волк).
Конкурс 5. Собери части пословиц. - видно сорока в синица - птицу принесла - весть чем - не небе - журавль зная - по в - в на броду лезь полёту
- руке хвосте
- не беде здоровья друг
- воду в
- не
- купишь познаётся
Конкурс 7. Соотнеси рисунок и пословицу.
- всё полезно, что в рот полезло;
- на вкус и цвет товарищей нет;
- не велик мороз, да краснеет нос;
- весна красна цветами, а осень - пирогами;
- осенняя пора - птица со двора.
Конкурс 8. Отгадай пословицу.
Вы должны вспомнить и составить пословицу по двум ключевым словам.
- Дело - мастер. ( Дело - мастера боится).
- Трава - расти. ( После нас хоть трава не расти).
- Теснота - обида. ( В тесноте, да не в обиде).
- Утро - вечер. ( Утро вечера мудренее).
- Лес - щепки. ( лес рубят - щепки летят).
- Яблоко - яблоня. ( Яблоко от яблони не далеко падает).
- Деньги - куры. ( У кого денег куры не клюют).
- Конь - враг. ( Конь не выдаст, враг не съест).
- Волк - лес. ( Волков бояться, в лес не ходить).
- Слово - воробей. ( Слово не воробей, вылетит не поймаешь).
Подведение итогов занятия.