- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема. Внимательное и бережное отношение писателя, художника к миру
Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема. Внимательное и бережное отношение писателя, художника к миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселева Е.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Литературное чтение
3 класс
Тема. Внимательное и бережное отношение писателя, художника к миру.
М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава».
С. 133-134;с. 185-186
Планируемые результаты (УУД)
Личностные
- мотивация к самовыражению в выразительном чтении, пересказе
Регулятивные
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла
Познавательные
- читать текст, понимать фактическое содержание текста,
- находить в тексте ответ на заданный вопрос
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения
Коммуникативные
- участвовать в выразительном чтении
- уважать мнение собеседников
Предметные результаты: Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. Уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте. Выявление в тексте приема олицетворения, использованного автором. Воспринимать литературу как вид искусства, наряду с живописью. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.
Оборудование: выставка книг по теме, портрет М.М. Пришвина, мультимедийное пособие, презентация по теме «Внимательное и бережное отношение писателя, художника к миру», дидактический материал (карточки с упражнениями на расширение поля зрения), толковый словарь
Ход урока
Примечание
Аннотация к уроку
Орг. момент
ІІ Разминка (3-6минут)
1. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения. 1. Назови одним словом. Чиж, грач, ласточка, сова, стриж. Липа, береза, ель, сосна.
2. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Найди пропущенные слова
Песня - композитор, картина- …, рассказ - …
2. Упражнение на развитие беглости чтения, на расширение поля зрения.
- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
·
ягода
берёза
аромат
черёмуха
весна
·
шёпот
горст
прозрачный
капля
смола
- Дети читают слова, а глазами следят за буквами, над которыми стоит точка. (слова: дерево, почка)
III Проверка домашнего задания
- Презентация учащимися отзыва о
прочитанном литературном произведении (шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа»)
Только войдя в мир природы, взглянув на него изнутри, другими глазами, начинаешь бережно относиться к его хрупкой красоте, внутренне растёшь, а не уменьшаешься, как Нильс.
IV Актуализация опорных знаний
1. Тренировка навыка чтения.
Дети читают по слогам хором по указке учителя, а затем плавно словами.
че-рё-му-хо-ву-ю
бле-стя-щи-ми
пе-ре-кли-ка-ют-ся
ра-скры-ва-ют-ся
- Молодцы, продолжаем работать.
ІІІ Чтение произведения.
Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Пришвина «Разговор деревьев»
Работа с заголовком « Разговор деревьев»
(о деревьях, о природе, о лесе)
Сейчас мы увидим глазами гениального писателя М.М. Пришвина приход весны».
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом.
а) Чтение сказки по частям (прием - диалог с текстом)
1-ая часть
Диалог с текстом
- Как раскрываются почки?
- Что ты чувствуешь, растирая почку между пальцами?
2-ая часть
Диалог с текстом (вопросы задают сами дети)
- Что ты вспоминаешь, когда растираешь почку?
3-ая часть
Диалог с текстом (вопросы задают сами дети)
- Как начинают шептаться между собой деревья?
физминутка
- Мы взглянули на мир глазами писателя, теперь посмотрим глазами художника
Рассмотрите картину И. Шишкина «Сныть-трава»,
А. Дюрер «Трава».
- Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом.
- Работаем со словарём
Слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...
Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины.
- Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.
Дюрер родился в семье ювелира. Первым его учителем в искусстве был родной отец, золотых и серебряных дел мастер. Именно поэтому в картинах Альбрехта Дюрера всегда с ювелирной точностью выписана каждая деталь. Посмотрите с какой тонкостью прорисована каждая травинка в картине «Куст травы» (или каждая шерстинка, а особенно усики в изображении зайчика).
Кажется, что трава вот-вот зашелестит под лёгким дуновением ветра. Художник очень любил внимательно всматриваться в природу отмечали его современники.
І V Контроль качества восприятия и понимания текста.
Проверка внимания (индивидуально, взаимопроверка)
- Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые вы читаете?
На карточках написано несколько предложений из рассказа. Решаем орфографические задачи.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Поч_ки р_скрываются, ш_к_ладные, с з_лёными хвостиками, и на каждом з_лён_м клювик_ в_сит б_льшая прозрач_ная капля. Возьмёшь одну поч_ку, разотрёшь между пальц_ми, и п_том долго всё пахнет тебе _р_матной см_лой б_рёзы, топ_ля или ч_рёмухи.
- Взаимопроверка.
2. Составь словосочетания по схеме
прил. сущ. Согласуй их граммати-
ческие формы.
Почки (какие?)_________________, с хвостиками (какими?)_________,
на клювике (каком?)___________, смолой (какой?)____________,
капля (какая?)___________ ,
почку (какую?)________________,
вечер (какой?)__________________, осинка (какая?)_________________.
Рефлексия
Подведём итоги работы.
Задайте друг другу вопросы по теме.
Самооценка: доволен,
доволен, но можно лучше
не доволен
Регулятивные
Познавательные
УУД
Работа с дидактическим материалом
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
УУД
работа с презентацией
методический прием - «Диалог с текстом»
(Информационно-ценностная технология обучения чтению)
Работа с презентацией
работа с динамическими карточками
II Разминка Использование этих упражнений («Информационно-ценностная технология обучения чтению») обеспечивает формирование у учащихся ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения.
III Чтение произведения Использован приём «Диалог с текстом» («Информационно-ценностная технология обучения чтению»), который активизирует все психические процессы, участвующие в понимании текста, положительно влияет на общее развитие ребёнка. Приём «Диалог с текстом» способствует развитию познавательных и эмоциональных процессов, формированию учебной мотивации, снятию коммуникативных барьеров и ситуативной тревожности.
Физминутка (1 минута)
ІV Контроль качества восприятия и понимания текста (7-10 минут)
Использована интегративная форма работы - работа в паре (взаимопроверка) Проведена индивидуальная работа по проверке внимания к словам, которые читали на уроке.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
имени Героя Советского Союза генерал-майора В. В. Колесника
г. Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский район
.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема Внимательное и бережное отношение писателя, художника к миру.
М.М. Пришвин «Разговор деревьев».
И.Шишкин «Сныть-трава», А.Дюрер «Трава»
Класс 3 «В» (Система Л.В. Занкова)
Учитель Киселёва Елена Анатольевна
Г. Славянск-на-Кубани
2015 г