Урок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихУрок русского языка на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящихТехнологическая карта урока по русскому языку


Тема урока : «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». Дата: 17.02.2016г.
Цели для ученика
1.Совершенствовать умения работать в группе, договариваясь о совместной деятельности. 3.Развивать логичность, наблюдательность, самостоятельность мышления. 4.Развить поисковую познавательную деятельность.
Цели для учителя

Образовательные : обобщить знания по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

Развивающие: развить познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, коммуникативные способности; умения сравнивать , обобщать, анализировать.

Воспитательные : формировать умения работать в группе.


Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Используемое оборудование:

Учебник по русскому языку УМК«Школа России» 3 класс, иллюстрации, кластер «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» ,презентация, фонограмма .












Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»



Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД:

готовность воспринимать информацию.
2.Мотивация учебной деятельности.

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число.. Классная работа.
-Какая буква в ряду лишняя

Ш, Ж, Ч, К, Щ? ( К)
-Почему? ( Ш, Ж, Ч, Щ -обозначают шипящие звуки)
Запишите эти буквы парами:

Шш, Жж, Чч, Щщ. (запись на доске)
-Какие из этих звуков парные? (ж- ш)
-Что нужно делать, если они встретятся на конце слова? (подобрать проверочное слово чтобы правильно написать)
Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? ( жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Запишите пословицу и найдите в ней орфограммы с шипящими.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадях число и классная работа.

Выбирают лишнюю букву в написанном ряду.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь буквы парами.

Вспоминают орфограммы.

.

Отвечают на вопросы.

Записывают пословицу. Познавательные УУД: Построение правильного речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Осознавать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения

3.Актуализация знаний.

Целипологание


. Сказка о ь знаке. В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы.
Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак… Вышел ь знак за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел и вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий. Кое-как мягкий знак переждал дождь. . Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой. Он не нашел себе друзей среди ерша, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью.

В два столбика распределите героев сказки с кем встретился ь знак.

М.р. Ж.р.

Над какой темой урока мы будем сегодня работать?

Сегодня на уроке мы с вами будем работать по плану.

Слушают сказку.






Распределяют в два столбика героев сказки:

М.р. Ж.р.

еж рожь

шалаш мышь

ерш печь

Определяют тему урока.

Читают план с доски.


Познавательные УУД: Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.
4.Обобщение и систематизация знаний.







- Первый пункт:

«Алгоритм»

- Давайте вспомним алгоритм определения написания ь знака на конце имен существительных после шипящих.

Определить часть речи

Определить род

Ж.р М.р.

Ь Ь

"Помоги слову найти свой домик".

Игра

- Перед вами два домика, в одном из них живут слова с ь, а в другом без ь. Нужно расселить существительные по этим домам. Если у существительных после шипящих пишется ь, ваше слово живёт в доме с ь, если не пишется - в другом доме. Выбор объясните.

Реч?, мелоч?, овощ?, глуш?, печ?, кирпич?, меч?, плащ?, ключ?, силач?, береч? Отвечают на вопросы.








Составляют «Кластер»

Заполняют домики у доски.

Каждый ученик у доски, остальные записывают в своих домиках.



Познавательные УУД:

способность правильно сформулировать проблему, увидеть.

Регулятивные УУД:

контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД: диалог с учителем, высказывание своей точки зрения.
5.Применение знаний и умений.




Физкультминутка.




Работа в парах

7.Рефлексия.

Итог.



8.Домашнее задание.

















- Второй пункт:

«Книга -наш помощник».

-Открывает учебник на стр.33 упр.57.

-Прочитайте задание.

Работа у доски .

-Третья пункт :«Отдых».

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

Один, Два, Три, Четыре, Пять захотели поиграть.

Постучались в дом к соседям.

В нем проснулись Шесть и Семь.

Веселятся все.

Но пора обратно всем.

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся.

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, Три, Два, Один.

Снова в домике все спим.

-Четвертая пункт: «Работа в парах».
Цирк

В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .? В доме мыш…

Грамматический диктант.

(Ответы записываются цифрами)

- Сколько всего имен сущ-х использовано в тексте? (14)

- Сколько всего имен сущ-х с шипящими на конце использовано в тексте? (12)

- Сколько в тексте сущ-х женского рода? (5).

- Сколько в тексте сущ-х мужского рода? (8).

(Проверка выполнения задания) - Чем похожи все числа, которые мы использовали в грамматическом диктанте?

-Шестой пункт: «Мои итоги».

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

Но прежде чем вы уйдёте с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу:

«Сегодня я узнал…»

«Было трудно…»

«Сегодня мне удалось….»

Учебник стр.34 №60.

Для слабых учеников работа по карточкам.

Дополнительное:

Тест.
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что
это имена существительные
А) мужского рода Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак ?
А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В каких словах допущены ошибки?
А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь Д) чертежь


Работа с учебником.
Два ученика записывают слова на доске и объясняют его написание. Остальные объясняют с места.



Выполняют физкультминутку.





















Выполняют работу в парах.

Вставляют ь знак в слова и определяют род имен существительных.



Записывают ответы в бланках.
























Подводят итог урока.

Оценивают себя. Продолжают фразу написанную на экране.







Записывают домашнее задание. Познавательные УУД:

построение речевого высказывания, смысловое чтение ,сравнение,

поиск известной информации.

Коммуникативные УУД: диалог с учителем, высказывание своей точки зрения.










Коммуникативные УУД: умение контролировать свои действия, высказывать своё мнение, выслушивать мнение соседа по парте.

Регулятивные УУД: умение организовать работу, оценивать правильность выполнения



































Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности.


© 2010-2022