- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Отрезок натурального ряда (программа Занкова, 1 класс
Конспект урока Отрезок натурального ряда (программа Занкова, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Есипович И.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта изучения темы
Предмет
математика
Класс
1 А
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
проблемно-диалогическая
Тема
отрезок натурального ряда чисел (знакомство)
Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями об отрезке натурального ряда, о видах линий, счете предметов и обозначении числа цифрой; для овладения пространственными представлениями; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных;
Основные термины, понятия геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, луч), число, цифра, натуральный ряд чисел, отрезок, отрезок натурального ряда чисел,
Планируемый результат
Предметные умения
- иметь представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «отрезок», «отрезок натурального ряда чисел»;
- уметь записывать в тетради отрезок натурального ряда чисел заданной величины;
- уметь обозначать число цифрой;
- уметь различать и называть геометрические фигуры и их характерные признаки;
- уметь выполнять сравнение однозначных чисел, сложение и вычитание в пределах 10.
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Книгопечатная продукция: И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. Математика. 1 класс. Часть 1.
Технические средства обучения: Компьютер Интерактивная доска
Экранно - звуковые пособия: Презентация в Power Point «Корабль», физминутка «Две руки», гимнастика для глаз.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
организационный
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- По морю лучше путешествовать на корабле.
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Актуализация опорных знаний
Предметные:
- правильно называть геометрические фигуры;
- правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер, характерные признаки
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- выполнять анализ;
регулятивные:
-
осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Мой корабль уже готов. Постройте каждый своё судно и наклейте его в центре листа. - Вы очень наблюдательные! Где будем рисовать волны? Какие линии будем использовать для этого?
- А почему же наш корабль стоит на месте? Ветер дует справа налево, разверните парус в нужную сторону и наклейте его. - Нарисуйте на корабле окошки: их должно быть больше 3, но меньше 5.
- В пути нас будет согревать солнышко. Наклейте его в правом верхнем углу листа. - Начертите у солнышка 5 разных лучей. Что вы знаете о лучах?
- Слева от солнышка нарисуйте 2 облачка. Какую линию используем? Обучающиеся рассматривают фигуры.
- Можно назвать данные фигуры, распределить их на группы по форме, исключить «лишнюю» фигуру, сравнить треугольники.
Обучающиеся называют фигуры, исключают прямоугольник как «лишнюю» фигуру по цвету, круг - по отсутствию углов, сравнивают треугольники по цвету и размеру.
Обучающиеся наклеивают фигуры на лист бумаги.
- А ведь корабль не может плыть по воздуху, у нас нет моря! - Волны нарисуем под кораблём. - Я использую кривые незамкнутые линии. - А по-другому эти линии называются волнистые.
- Нужно расправить паруса.
- Я понял! Нужно нарисовать 4 окошка, это число стоит между числами 3 и 5. - А ещё я вспомнила, что на корабле окна круглой формы.
- А у солнышка должны быть лучи!
Обучающиеся чертят лучи.
- Я знаю, что лучи солнца горячие. - А ведь мы сейчас говорим о математических лучах, это «ловушка». Луч - это кусочек прямой, у него есть начало, но нет конца. - Луч похож на натуральный ряд чисел, у него тоже есть начало - число 1, но нет конца, мы можем считать бесконечно.
- Будем использовать кривую незамкнутую линию.
Постановка учебной проблемы
Предметные
- производить запись числового значения цифрой;
- составлять числовой ряд в соответствии со знанием последовательности чисел;
- записывать числа в порядке возрастания и убывания;
- правильно давать определение отрезка
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли
- А мне хочется между числами 2 и 4 поставить знак ?
Обучающиеся обозначают названное количество предметов цифрой: 1 4 5 2
- У нас получился ряд чисел, но какой-то неправильный, нужно навести порядок с числами.
- Можно записать 5 4 2 1 - это порядок уменьшения.
- А если записать 1 2 4 5 - это порядок увеличения.
- Так здесь должно быть число 3!
- У нас получилась запись 1 2 3 4 5.
Это натуральный ряд чисел, потому что числа стоят в порядке увеличения и каждое следующее число на 1 больше впереди стоящего.
- А я не согласен, здесь нет продолжения, значит не натуральный ряд, а только его кусочек. Это что - то незнакомое.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
- Что же предстоит нам выяснить на уроке? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-то уже сейчас объяснить, что такое отрезок натурального ряда? - Надо ли вам узнать, что такое отрезок натурального ряда чисел? - По какому плану будем работать? 1. Что такое отрезок натурального ряда чисел? 2. По какому правилу записывается отрезок натурального ряда чисел? 3. Чем различаются отрезок и натуральный ряд чисел? - Что такое отрезок натурального ряда чисел.
- Да. Дети пытаются связать с понятием отрезка, но получаются неточности в ответе: когда чертим отрезок, используем карандаш и линейку, а мы работали с числами.
Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
Данные задачи фиксируются.
Открытие нового знания
Предметные:
- знать отличительные особенности прямой линии, отрезка;
- уметь строить отрезок при помощи линейки.
- владеть способом записи отрезка натурального ряда чисел;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Вижу на горизонте остров, значит, мы идем верным курсом. Чтобы оказаться на нём, нужно спустить трап. Начертите отрезок от корабля на берег острова. - А с другой стороны спустите на берег верёвочную лестницу из наших чисел. - Чем похож трап и верёвочная лестница?
- Как же строится отрезок натурального ряда чисел? Обучающиеся чертят отрезок.
Обучающиеся чертят лесенку из имеющихся из чисел.
- А больше чисел нет, конец нашей лестнице. - Я понял! Это тоже отрезок, только не прямой, а натурального ряда чисел.
- Так же как мы отрезали часть от большой верёвки, мы взяли кусочек от натурального ряда и получили его отрезок.
Применение нового знания
Предметные: - уметь строить в тетради отрезки заданной длины.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Рассмотрите внимательно фигуры на слайде и запишите, сколько фигур каждого цвета в таком порядке: Оранжевых - Коричневых - Синих - Красных - Зелёных -
- Запишите свой отрезок натурального ряда, состоящий из 4 чисел. - Молодцы! Напишите, сколько акул мы встретили на нашем пути: их больше 2, но меньше 6. - Получился ряд 3 4 5 6 7. Это часть натурального ряда чисел, значит это отрезок натурального ряда чисел.
Обучающиеся записывают свои варианты. Контроль выполнения задания.
- Это может быть3, 4 или 5. - Снова получился отрезок натурального ряда чисел.
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Отмечают «Я» на нужной шкале.