План-конспект урока по математике на тему Умножение ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по математике во 2-м классе "Умножение"

Цели урока:

  1. Тренировать в запоминании новых терминов и конкретном осмысливании действия умножения.

  2. Учить заменять умножение сложением, сравнивать выражения на умножение и сложение путём логических рассуждений.

  3. Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, математическую речь.

  4. Воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Формируемые УУДЛичностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

  2. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

  3. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ( по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

  4. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением ( умножение - есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Оборудование:

  • карточки с записями выражений;

  • карточки с ответами и буквами (из которых потом сложим название темы урока);

  • яблони на магнитах (12 шт.);

  • плакат с названиями компонентов при умножении;

  • изображения персонажей сказки - повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино»;

  • изображение плана дачного участка дяди Фёдора;

  • изображения трёх человечков с разным настроением и разноцветные магниты.

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Проверьте, все ли готовы к уроку?

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И всё правильно считать.
Улыбнитесь все гостям
И садитесь по местам.

Будьте, пожалуйста, внимательнее. Начинаем работу.

2. Устный счёт

- А начнём мы, как всегда, с устного счёта. Для начала давайте решим интересные задачи:

Кормушки повесили дети для птиц,
Туда прилетели 10 синиц,
Четыре вороны, шесть снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Сколько же птиц увидели дети? (22).

Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да ещё масляток 5,
Семь груздей и две лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов? (39)

Математический диктант

1. Найди сумму чисел 38 и 9.
2. Вычитаемое равно 58, разность равна 49. Чему равно уменьшаемое?
3. На какую величину, число 62 больше числа 55?
4. Что больше: разность между числами 58 и 9 или сумма чисел 44 и 8?
5. Задумано число. Если к нему прибавить 3, то получится 84. Какое число было задумано?
6. Первое слагаемое равно 57, а сумма двух слагаемых равна 63. Чему равно второе слагаемое?

- Молодцы, с задачами вы справились. А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите математические выражения. Давайте найдём значение каждого из них.

На доске:

60 + 18
58 + 28
86- 42
7 + 7 + 7
26 + 14
84 - 44
28 + 40
69 - 0
27 + 7

Дети говорят ответы, и на доске получается ряд чисел:

78

86

44

21

40

55

48

69

34

И

Е

О

У

Н

Е

Ж

Н

М

- Вы заметили, что внизу каждого числа есть буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и мы узнаем название того действия, работу над которым мы продолжим сегодня на уроке.

3. Работа над пройденным материалом

А) - О чём мы с вами говорили на предыдущем уроке? (о том, что действие сложения иногда можно заменить действием умножения)

- В каких случаях это можно сделать? (когда слагаемые одинаковые)

- Назовите мне те выражения, в которых можно заменить сложение умножением.

- Замените в выражениях одинаковые слагаемые умножением.

Б) - А давайте мы с вами повторим, как называются компоненты при умножении? (1-ый множитель, 2-ой множитель, значение произведения)

Показываю карточку:

4 * 3 = 12

- Назовите 1-ый множитель?

- 2-ой множитель?

- Значение произведения?

-Что обозначает 1-ый множитель? (какое число повторяется, складывается)

-Что обозначает 2-ой множитель?

В) - А сейчас мы отправимся в гости к героям повести - сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Кто помнит этих героев?

(Дети называют персонажей, я вывешиваю их на доску.)

- Помогите дяде Фёдору посадить яблони на садовом участке. Расставьте их так, чтобы их кол-во можно было найти с помощью этого выражения.

(На доске вывешиваются яблони на магнитах, которые располагаются столбиками по 4 шт.)

- А как ты считал? (я считал столбиками)

- Обведи столбики.

- Почему ты обвёл 4 яблони 3 раза? (потому что 4, первый множитель, обозначает какое число повторяется, а второй множитель, 3, показывает сколько раз он повторяется)

- А можно ли найти произведение 12 другим способом? (Да)

- А как? Кто покажет? (обводят по-другому) Почему обвели 3 яблони 4 раза?

- Запишите то, что вы сейчас сделали выражением.

На доске:

3 * 4 = 12

Физкультминутка

Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. Пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

Показываю выражения на сложение. Если их можно заменить умножением, дети хлопают в ладоши.

Г)- Пока дядя Фёдор сажает сад, пёс Шарик и кот Матроскин решили построить себе новый дом. Они стали возить кирпичи в тележке для постройки нового дома.

- Первый раз Матроскин укладывал кирпичи в свою тележку так:

12 * 9,

а Шарик так:

12 * 11

- Что обозначает число 12? (аналогичные вопросы)

- Что обозначает число 9?

- Не вычисляя значения произведений, подумайте, как можно сравнить кол-во кирпичей в тележке Матроскина с кол-вом кирпичей в тележке Шарика?

12 * 9 - по 12 складываем 9 раз; 12 * 11 - по 12 складываем 11 раз. Одинаковое число повторяется разное кол-во раз. Если повторить 9 раз, результат будет меньше, чем 11 раз. Значит, 12 * 9< 12 * 11.

- А давайте проверим себя. Найдём значения произведений на калькуляторе. Итак,

12 * 9= 108,

а 12 * 11 = 132.

Мы оказались правы.

Аналогично рассматриваем ещё два случая.

- Второй раз кирпичи уложили по-другому:

15 * 7

15 * 9

- В третий раз кирпичи лежали так:

8 * 7

8 * 4

Д)- В выходные дни в Простоквашино приехал папа и они с Печкиным решили сделать забор вокруг участка.

- Посмотрите на доску. Здесь вы видите дачный участок наших героев. Для того чтобы построить забор на квадратном участке папе и Печкину придётся вкопать по 6 столбиков с каждой стороны. Сколько же столбиков всего понадобиться папе и почтальону Печкину?

Анализ задачи:

- Какой формы был участок?

- Сколько сторон у квадрата? Начертим их схематично?

- Какие будут отрезки? (равные, т. к. у квадрата все стороны равны)

- Сколько столбиков надо вкопать с каждой стороны? (6)

- Подпишем это.

-Обозначим на схеме вопрос.

- Как знает решение задачи? (6+6+6+6=24)

- А как по-другому можно записать решение этой задачи? (6 * 4 = 24)

-Что обозначает число 6? Что обозначает число 4?

-Запишите ответ.

Е)- А теперь мы оставим наших героев в Простоквашино и вернёмся в класс. Я хочу проверить, как вы поняли то, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке. Давайте поработаем немного по учебнику.

- Откройте ваши учебники на странице 55 номер 2 .

- Прочитаем задание:

- Выполните это задание (первые три строки) самостоятельно, а потом мы проверим, все ли оказались правы.

- Фронтальная проверка с использованием светофоров.

4. Итог урока

- Подведём итог. В каких же случаях можно заменить выражение на сложение умножением? (когда слагаемые одинаковы)

5. Домашнее задание

С.55 №5,7

На доске изображены 3 человечка. У первого настроение весёлое, у второго безразличное, у третьего грустное.

- Поставьте магнит тому человечку, настроение которого соответствовало вашему настроению на уроке.

- Спасибо, урок окончен.


© 2010-2022