Конспект урока по русскому языку Неопределенная форма глагола (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Учитель: Сычева А.И.

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цель: Создать условия для знакомства детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам;

содействовать, в умении выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки 1,2, карточки со словами; карточки для работы в парах; учебник «Русский язык» (автор Т.Т. Рамзаева).

Ход работы

I. Организационный момент.

II. Тема урока

- Сегодня мы вновь отправимся в увлекательное путешествие на остров глаголов, но сначала чисто и аккуратно выполним упражнение по чистописанию

(по) смотрят (по) вторят (по) думают

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова третьей строчки? (правописание приставок по пишется вместе у глаголов нет приставок)

- Что общего у слов третий строки?

(глаголы с одинаковой приставкой, отвечают на вопрос: Что сделают? Глаголы совершенного вида, множественного числа, будущего времени).

2. Словарная работа.

- фотографирование слов, (запись глаголов, образованных от словарных слов, определения вида глаголов) взаимопроверка.

Весело, герой, дежурный, жёлтый, работа, чёрный (или - работа, рисунок, рассказ, ужин, завтрак, обед).

3. Повторение о глаголе

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт

Летит ракета

Люди строят здания

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи идёт речь?

- Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?

- Как изменяются глаголы? (по числам, временам и по лицам)

- Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)

IV. Объяснение нового материала.

а) - На дом было задано упражнение 564. Найдите и прочитайте глагол, у которого нельзя определить ни времени, ни числа (гонять)

- Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров глаголов, побываем в гостях у Инфинитива, разгадаем некоторые его загадки.

Глагол покажет совершенного вида, поэтому совершенно точно покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (Рисунок 1.)

- Итак, перед вами Остров глаголов! Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень решительные особы! А вот и жилища Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом-не дом, пещера-не пещера, изба-не изба. На двери табличка. Прочитаем хором.

- Ин-фи-ни-тив.

-Посмотрите: рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской. Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому чтобы войти в пещеру, надо снять часы (Все снимают часы) (на обороте доски рис. 2)

-Вот мы и в пещере. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом. Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.

- Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопрос: что делать? что сделать? Как называются эти глаголы? (Инфинитивом: гл. начальной формы; гл. неопределённой формы).

На доске

Учить, выучить, крикнуть, кричать, бежать, в..зти, засв..ркать, расцв..сти.

- Какая это часть речи?

- Что это за глаголы?

Работа по вариантам: 1 в.- записать глаголы совершенного вида

2 в.- глаголы несовершенного вида. (Проверка задания):

- Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? (Совершенного вида - обозначают действия, которые уже совершили или обязательно совершат в будущем. Отвечают на вопросы: что сделал? что сделаю? что сделать? Несовершенного вида - обозначают действия, которые не закончены. Они отвечают на вопросы: что делал? что делаю? что буду делать? и др.)

- При помощи, какой части слова можно из глаголов несовершенного вида получить глагол совершенного вида? Докажите это на примере слов, которые вы записали.

- Ребята, как вы думаете, почему по стенам пещеры разбросаны карточки, на которых написано - ти, ть?

- Это окончания глаголов неопределённой формы Инфинитив дарит эти окончания всем глаголам начальной формы. Выделите окончания в словах, которые записали.

- В конце некоторых глаголов начальной формы стоит - чь. Хором прочитайте слова, которые отражаются в зеркале пещеры Инфинитива - чь - это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования гласных. Окончание в этих словах нулевое. Допишите свои слова двумя глаголами неопределенной формы, которые оканчиваются на - чь. Первый вариант - записывает глаголы совершенного вида, второй -несовершенного. Выделите нулевое окончание.

- Что у глагола неопределённой формы нельзя определить? (Время)

- Почему же у Инфинитива вместо лица маска?

- О чём это говорит? (Он не имеет лица)

- А сейчас, может быть, вы сможете объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой формы?

- Инфинитив хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой. (Запись на листочке)

У меня не только нет лица, но и нет числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но и даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (Не изменяется по числам)

б) Работа в парах (по карточкам)

Приставки: по -, вс -, при - / за -, под -, на -

Корни: - порх -, - черн -, - смотр - / - бел -, - сып -, - морг -

Суффиксы: - е -, - ну -, - ив - / - ну -, - а -, - е -

Окончания: - ть, - ть, - ть, / - ть, - ть, - ть,

Приставки: про -, за -, у -

Корни: - чит -, - рис -, - ех -

Суффиксы: - а -, - а -, - ова -

Окончания: - ть, - ть, - ть

(почернеть, вспорхнуть, присмотреть / забелеть, подморгнуть, прочитать, зарисовать,

уехать)

- Какие это глаголы?

V. Физ. пауза.

Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечт;

Если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть

перёд.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать.

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать,

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться!

И на месте умереть!

VI. Закрепление нового материала.

1. Представили, что мы учёные. А учёные, всегда научными методами доказывают

истину. Вот мы сейчас попробуем это сделать?

У детей карточки у каждого и у доски.

Начальная форма глагола

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Дарить

Подарить

что делать?

что делаю?

что делал?

что буду делать?

что сделать?

что сделал?

что сделаю?

дарю

____

дарил

подарил

буду дарить

подарю

- Сегодня у нас в гостях глаголы дарить и подарить?

- Что это за глаголы?

- Определите вид глаголов. Чем эти глаголы различаются на письме?

- Образуйте от глаголов глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

- Сделайте вывод. (Один человек у доски)

- А вот глагол сделать (карточка с глаголом)

- Что это за глагол?

- Определите вид глагола.

- Глагол этот пришёл к вам в надежде, что вы ему поможете в его беде. Вот с какой просьбой он к вам обращается.

(запись на обратной стороне)

И не утешайте меня, пожалуйста, что я имею такой совершенный вид! Я несколько раз пыталась в настоящее время, но всё время попадал в будущее, то в прошедшее. Я хочу в настоящее! Хочу! Хочу!

- Почему этот глагол не может попасть в настоящее время?

- Подумайте, что можно сделать, с глаголом сделать, чтобы ему помочь.

Группа. Б - записывает эти 2 глагола, и образовывают от них глаголы настоящего,

будущего и прошедшего времени.

Группа. А - записывает свои 2 глагола 2-х видов и от них образовывает глаголы 3-х

времён (однокоренные) (учить - выучить, работать - зарабатывать)

2. Работа с учебником с.212 упр. 566

- Какая главная мысль текста? О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива -неприхотливое дерево?

- А ива растёт в Белгородской области?

- А какие деревья ещё произрастают в нашей области?

- Вы готовили доклады о растениях Белгородской области? (Выставка докладов)

В Белгородской области создан государственный заповедник «Белогорье», в который вошли: Лес на Ворскле и Острасьевы яры площадью 1128 га, 3 отдельных участках (Ямская степь, Лысые горы и Стенки - Изгорые) общей площадью 1005 га.

- Что такое заповедники?

- А какую пользу приносят деревья?

(Ответы детей)

- Там где много деревьев и кустарников, всегда свежий и чистый воздух. Например, тополь не только интенсивно очищает воздух, но и выделяет вещество, которое губительно действуют на вредные микроорганизмы.

- Как надо относиться к природе?

- Задание по выбору: упр. 566 или упр 567 (проверка).

VII. Итог урока.

И в завершении урока Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением , которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать.

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Ин-фи-ни-тив звучит занятно,

Я вам назвался, наконец!

- Так как же называются глаголы, с которыми мы сегодня познакомились?

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл всей жизни для меня...

- Какие это 2 вопроса?

Вид у меня бывает разный...

- Какой «разный»?

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни раза,

Его, по-видимому, нет

Всегда по горло делом занят,

Нет времени!

Так, где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять!

- Кто внимательно слушал, сможет за две минуты ответить на 3 вопроса:

- почему начальная форма глагола, которую ещё называют инфинитивом, не хотела знать, который час? Почему инфинитив носит маску?

- Почему у него есть ещё одно название - неопределённая форма?

- Так чему мы учились на этом уроке?

- Сейчас я хочу узнать мнения об этом уроке. Начните свои предложения со слов:

Мне понравилось на уроке...

__________________________

__________________________

VIII. Д/3. группа А- стр. 213 упр 568

группа Б - стр. 212 упр 565


© 2010-2022