Методическая разработка и презентация по русскому языку по теме Орфографическая зоркость

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отработка орфографической зоркости.

Тема «Безударные гласные».

В орфографическом действии выделяются две ступени;

1)постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2)и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

От того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки в период обучения грамоте, зависит дальнейшее обучение ребёнка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно, не случайно правильно написать слово в своём тексте, им нужно поставить эту задачу, а потом над ней работать. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Итак, нужно развивать орфографическую зоркость. Значит, прежде всего, надо научить детей ставит перед собой орфографические задачи, а потом постепенно учить их решению.

Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов.

(из упражнения 2 класса):

герб - гербы часы - час

плод - плоды стриж - стрижи

мороз - морозы карандаш - карандаши

Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с 1-го класса, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Подготовительная работа может быть распределена в течении букварного периода в такой последовательности:

№ п/п

Тема

Работа над безударными гласными

1.

Практическое знакомство с ударением.

Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме.

2.

Различение гласных и согласных звуков и букв.

Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков; их характерные особенности.

3.

Установление факта подвижности ударения в русском языке.

В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол-столы, косы-коса).

4.

Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографической зоркости.

Нахождение и выделение в слове безударной гласной, проверка её написания (подбор проверочных слов), написание слова.

5.

Знакомство с родственными словами.

Первые шаги в составлении гнёзд родственных слов при подборе нужного проверочногослова.

Сегодня я покажу вам один из способов развития орфографической зоркости. Это орфографический разбор. Обычно орфографический разбор, (который не следует смешивать с морфологическим) проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно. Либо начинает сильный учащийся. В отличие от грамматического разбора (или морфемного), в орфографическом основное внимание сосредотачивается на тех словах или морфемах, которые могут представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в написании которых могут быть орфографические ошибки.

1.Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы. Найти орфограмму. Можно не только назвать орфограмму. Можно подчеркнуть, либо поставить под буквой точки.

2.Сформулировать правило. Учащиеся сопоставляют это написание с другими, аналогичными , уже разобранными на уроке правилами.

План у ребёнка:

1.Нахождение орфограммы (1, 2 или 3) и определение её типа.

2.Решение задач в общем виде (правило).

3.Способ проверки.

4.Запись.

Например. 2 класс.

Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчики, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубки.

1.В слове «голубки» ставлю ударение. Я вижу 2 орфограммы: безударная гласная «о»; парная согласная. Непроизносимых и сомнительных согласных нет.

2.Правила: Проверяемая гласная в корне слова.

Парная согласная по звонкости - глухости на конце слова.

3.Проверка: 1)подбираю проверочные слова: ищу такое родственное слово или форму слова, чтобы эта гласная стала ударной. ГОЛУБЬ.

2)подбираю проверочные слова: ищу такое родственное слово или форму слова, чтобы после согласной стояла гласная (или гласный звук). ГОЛУБИ.

4.Записываю: ГОЛУБКИ.

*Производим тот же порядок с другими словами предложения.

В классе 5. Выполняем более сложный разбор. Слово «ПОДГОТОВКИ».

Разбор учащегося:

Начинаю разбор с приставки: приставка с гласной о и согласной Д.

Доказываю: готовил, приготовил, заготовил, подготовил.

В корне безударная гласная О, запоминаем её. Непроизносимых и сомнительных согласных нет.

Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно, не отставая и не забегая вперёд.

Важно! Учащийся должен поставить в слове ударение. Найти изученные орфограммы. Причём, не только ныне изучаемая, но и не забывать о ранее изученных. Обосновать выбор правила для данной орфограммы.

1.Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы. Найти орфограмму. Можно не только назвать орфограмму. Можно подчеркнуть, либо поставить под буквой точки.

2.Сформулировать правило. +Учащиеся сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке правилами.

План у ребёнка:

1.Нахождение орфограммы (1, 2 или 3) и определение её типа.

2.Решение задач в общем виде (правило).

3.Способ проверки.

4.Запись.

Например. 2 класс.

Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчики, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубки.

1.В слове «голубки» ставлю ударение. Я вижу 2 орфограммы: безударная гласная «о»; парная согласная. Непроизносимых и сомнительных согласных нет.

2.Правила: Проверяемая гласная в корне слова.

Парная согласная по звонкости - глухости на конце слова.

3.Проверка:

1)подбираю проверочные слова: ищу такое родственное слово или форму слова, чтобы эта гласная стала ударной. ГОЛУБЬ.

2)подбираю проверочные слова: ищу такое родственное слово или форму слова, чтобы после согласной стояла гласная (или гласный звук). ГОЛУБИ.

4.Записываю: ГОЛУБКИ.

*Производим тот же порядок с другими словами предложения.

В классе 5. Выполняем более сложный разбор. Слово «ПОДГОТОВКИ».

Разбор учащегося:

Начинаю разбор с приставки: приставка с гласной о и согласной Д.

Доказываю: готовил, приготовил, заготовил, подготовил.

В корне безударная гласная О, запоминаем её. Непроизносимых и сомнительных согласных нет.

Важно! Учащийся должен поставить в слове ударение. Найти изученные орфограммы. Причём, не только ныне изучаемая, но и не забывать о ранее изученных. Обосновать выбор правила для данной орфограммы.


© 2010-2022