Конспект урока и презентация по русскому языку для начальных классов Родственные слова. Корень

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 1: Родственные слова. Корень.

Цели:

  1. Сформировать понятие «родственные слова» на примере выделения двух признаков:

  • Связь по смыслу

  • Общая часть

  1. Сформировать понятие корень как общая часть родственных слов

  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

  • анализа - при установлении лингвистического наблюдения над словами (выделении признаков однокоренных слов)

- при выполнении упражнений продуктивного типа

- в процессе работы над определением

  • синтеза и обобщения - при формулировании вывода

  • классификации - в процессе разделения слов на родственные и неродственные



  1. Развитие диалогической речи - в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.

  2. Расширение и обогащение словарного запаса:

  • работать над научным стилем - в процессе работы над формулировкой определения родственных слов

  • работать над значением слова -в процессе формулирования лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов

  1. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Ожидаемый результат: уч-ся должны знать определение родственных слов и уметь определять родственные слова по двум признакам.

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент Конспект урока и презентация по русскому языку для начальных классов Родственные слова. Корень
Проверка готовности, упражнения на внимание
  1. Чистописание
Га га Ге ге Ги ги Г…
  1. Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации Послушайте загадку-шутку «Родственники»
  • Вы кто такие?
  • Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
  • А ты кто ?
  • А я ваша родственница - гусеница.
- Как вы считаете, гусеница является родственницей гуся? - Кого мы можем назвать родственником? (родственник - человек, который находится в родстве) - Что такое родство? (связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или от различных лиц общего предка) - Кто же является родственниками? (если люди происходят из одного рода, семьи и они часто похожи друг на друга) - А бывают ли родственники у слов? - О чем будем на уроке говаривать? (о родственных словах) Мы должны на уроке сегодня выяснить есть ли родственники у слов и если есть, то по каким признакам можно определить родственные слова. Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом - Понаблюдаем над лексическим значением слов Гусь, гусыня, гусята, гусеница (сл №3) - Между какими словами существует связь, основанная на происхождении? (гусь, гусыня, гусята) - Какое из слов появилось раньше? Докажите Гусыня - самка гуся Гусята- детеныши гуся Гусь- крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей. - Что общего у слов? (гусь - общая часть) (сл №4) Слова близки по смыслу и имеют общую часть. Общая часть таких слов называется корнем. Корень выделяется значком. Корень слова - значимая часть. (сл № 5) Над словами родственными держит власть - Может ли между этими словами и словом гусеница существовать связь, основанная на происхождении? (нет) !!!- Слово гусеница произошло от какого-нибудь из этих слов? (нет) !!!- От него могли появиться слова гусь, …? - Почему? (у слов разные лексические значения, одно слово нельзя истолковать через другое) Гусеница- личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног или у тракторов, танков, охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закрепленных звеньев - Почему вдруг гусеница решила, что она им родственница? - Что общего у слов? (слова начинаются одинаково, ) - И так, какие слова оказались родственниками? В) работа над определением - Что у них общего? (сл №7)
  • Сходны по значению, одно слово можно истолковать через другое, близки по смыслу
  • Общая часть-корень- похожи друг на друга
- Как называются такие слова, кто знает? (родственные) В русском языке такие слова называют родственные. А так как общая часть родственных слов называется корнем, то по другому такие слова в русском языке называют однокоренные. - Сформулируйте определение, что такое родственные слова? Г)организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике - Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением? Чтение определения с. 155
  • - Какие слова называются родственными?
-Сколько признаков родственных слов указано в формулировки определения? (2) - Прочитайте первый признак - Прочитайте второй признак -В какой последовательности выделили признаки мы, сравните с формулировкой на экране - Почему мы действовали, таким образом, и сначала отразили связь по смыслу? (мы наблюдали происхождение слова) - А как найти корень? (найти общую часть родственных слов) -Приведите примеры родственных слов в формулировке? - Докажите, что они родственные. Что для этого надо сделать? 1) установить связь по смыслу (узнать какое слово, от какого произошло и какое слово произошло раньше) - Что для этого надо сделать? (истолковать слово, узнать их лексическое значение) Море- водоем, часть океана - большое водное пространство с горько - соленой водой Моряк - профессия человека, который служит на море 2) выделите общую часть
  • - Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Где еще встречаемся с понятием корень? (корень дерева, растения) - Как еще называются родственные слова? (однокоренные) - Почему? (одинаковый корень) 4. Физ- ка 5. Формирование способа действия А) определение хода рассуждения по применению новых знаний -Попробуем составить алгоритм, как действовать, чтобы доказать, что данные слова являются однокоренными на примере упражнения - прочитайте слова -Что нужно сделать? Что делали?
  • Формулируем лексическое значение, определяем какое слово от какого образовано? (сл № 9)
Грибник-любитель собирать грибы Гриб - особый организм, не образующий цветков и семян и размножается спорами Грибной суп - суп из грибов - Достаточно этого признака? (нет)
  • Выделяем корень - общую часть . Назовите ее ? (гриб)
  • Делаю вывод
Б) упражнения репродуктивного типа Упр 293 с. 156 В) упражнения продуктивного типа На карточках: - Найдите лишнее слово Оса, осина, осиный Лес, лесник, лестница Совята, совушка, совет Лист, лиса, лисенок, лось, лоскут, лосенок, пес, песочный, песок моряки, моржи, морской

-Проверьте: слайд №10 - Кто допустил ошибку? -Кто не смог выделить корень? 6. Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок -Что нового узнали? - Что научились делать? - Для чего изучали родственные слова? 7.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з. 1 вариант - Найдите родственные слова, выпишите и докажите. Подберите несколько еще однокоренных слов Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. 2 вариант - Найдите родственные слова, выпишите и докажите Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни одного муравья не было видно.





© 2010-2022