Поделитесь с коллегами:
Тема 1: Родственные слова. Корень.
Цели:
-
Сформировать понятие «родственные слова» на примере выделения двух признаков:
-
Связь по смыслу
-
Общая часть
-
Сформировать понятие корень как общая часть родственных слов
-
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- при выполнении упражнений продуктивного типа
- в процессе работы над определением
-
Развитие диалогической речи - в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.
-
Расширение и обогащение словарного запаса:
-
работать над научным стилем - в процессе работы над формулировкой определения родственных слов
-
работать над значением слова -в процессе формулирования лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов
-
Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа
Ожидаемый результат: уч-ся должны знать определение родственных слов и уметь определять родственные слова по двум признакам.
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
- Оргмомент
Проверка готовности, упражнения на внимание - Чистописание
Га га Ге ге Ги ги Г… - Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации Послушайте загадку-шутку «Родственники» - Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
- А ты кто ?
- А я ваша родственница - гусеница.
- Как вы считаете, гусеница является родственницей гуся? - Кого мы можем назвать родственником? (родственник - человек, который находится в родстве) - Что такое родство? (связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или от различных лиц общего предка) - Кто же является родственниками? (если люди происходят из одного рода, семьи и они часто похожи друг на друга) - А бывают ли родственники у слов? - О чем будем на уроке говаривать? (о родственных словах) Мы должны на уроке сегодня выяснить есть ли родственники у слов и если есть, то по каким признакам можно определить родственные слова. Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом - Понаблюдаем над лексическим значением слов Гусь, гусыня, гусята, гусеница (сл №3) - Между какими словами существует связь, основанная на происхождении? (гусь, гусыня, гусята) - Какое из слов появилось раньше? Докажите Гусыня - самка гуся Гусята- детеныши гуся Гусь- крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей. - Что общего у слов? (гусь - общая часть) (сл №4) Слова близки по смыслу и имеют общую часть. Общая часть таких слов называется корнем. Корень выделяется значком. Корень слова - значимая часть. (сл № 5) Над словами родственными держит власть - Может ли между этими словами и словом гусеница существовать связь, основанная на происхождении? (нет) !!!- Слово гусеница произошло от какого-нибудь из этих слов? (нет) !!!- От него могли появиться слова гусь, …? - Почему? (у слов разные лексические значения, одно слово нельзя истолковать через другое) Гусеница- личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног или у тракторов, танков, охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закрепленных звеньев - Почему вдруг гусеница решила, что она им родственница? - Что общего у слов? (слова начинаются одинаково, ) - И так, какие слова оказались родственниками? В) работа над определением - Что у них общего? (сл №7) - Сходны по значению, одно слово можно истолковать через другое, близки по смыслу
- Общая часть-корень- похожи друг на друга
- Как называются такие слова, кто знает? (родственные) В русском языке такие слова называют родственные. А так как общая часть родственных слов называется корнем, то по другому такие слова в русском языке называют однокоренные. - Сформулируйте определение, что такое родственные слова? Г)организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике - Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением? Чтение определения с. 155 - - Какие слова называются родственными?
-Сколько признаков родственных слов указано в формулировки определения? (2) - Прочитайте первый признак - Прочитайте второй признак -В какой последовательности выделили признаки мы, сравните с формулировкой на экране - Почему мы действовали, таким образом, и сначала отразили связь по смыслу? (мы наблюдали происхождение слова) - А как найти корень? (найти общую часть родственных слов) -Приведите примеры родственных слов в формулировке? - Докажите, что они родственные. Что для этого надо сделать? 1) установить связь по смыслу (узнать какое слово, от какого произошло и какое слово произошло раньше) - Что для этого надо сделать? (истолковать слово, узнать их лексическое значение) Море- водоем, часть океана - большое водное пространство с горько - соленой водой Моряк - профессия человека, который служит на море 2) выделите общую часть - - Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Где еще встречаемся с понятием корень? (корень дерева, растения) - Как еще называются родственные слова? (однокоренные) - Почему? (одинаковый корень) 4. Физ- ка 5. Формирование способа действия А) определение хода рассуждения по применению новых знаний -Попробуем составить алгоритм, как действовать, чтобы доказать, что данные слова являются однокоренными на примере упражнения - прочитайте слова -Что нужно сделать? Что делали? - Формулируем лексическое значение, определяем какое слово от какого образовано? (сл № 9)
Грибник-любитель собирать грибы Гриб - особый организм, не образующий цветков и семян и размножается спорами Грибной суп - суп из грибов - Достаточно этого признака? (нет) - Выделяем корень - общую часть . Назовите ее ? (гриб)
- Делаю вывод
Б) упражнения репродуктивного типа Упр 293 с. 156 В) упражнения продуктивного типа На карточках: - Найдите лишнее слово Оса, осина, осиный Лес, лесник, лестница Совята, совушка, совет Лист, лиса, лисенок, лось, лоскут, лосенок, пес, песочный, песок моряки, моржи, морской
-Проверьте: слайд №10 - Кто допустил ошибку? -Кто не смог выделить корень? 6. Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок -Что нового узнали? - Что научились делать? - Для чего изучали родственные слова? 7.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з. 1 вариант - Найдите родственные слова, выпишите и докажите. Подберите несколько еще однокоренных слов Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. 2 вариант - Найдите родственные слова, выпишите и докажите Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни одного муравья не было видно.