Поделитесь с коллегами:
МБОУ «Моховская основная общеобразовательная школа»
Кунгурский район Пермского края
Разработка урока по теме
«Россия - наша Родина».
Скачкова Ольга Васильевна - учитель начальных классов
2012 - 2013 уч. год
Урок 1 курса «Основы Православной культуры». Тема: Россия - наша Родина
Цель: Формирование представлений о Родине и знакомство с понятиями ценность и духовные традиции. Задачи, ориентированные на достижение: личностных результатов: - формирование учебно-познавательного интереса к курсу данного предмета, эмоционального настроя. - воспитание чувства гордости за свою Родину; - формирование важнейших ценностей. метопредметных результатов: - готовность слушать собеседника и вести диалог; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. предметных результатов: -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. - формирование первоначальных представлений о духовных традициях; Тип урока: первичного изучения и закрепления новых знаний. Оборудование: мультимедийный проектор; презентация; карта; листы с заданиями для групп; аудиозапись (песня «С чего начинается Родина»); выставка книг о Родине; учебник «Основы православной культуры». Формы и виды деятельности: беседа, чтение с заданием, участие в учебном диалоге, игра, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи Место проведения: классная комната. Предварительная подготовка: дети получают задание: найти книги, стихотворения, пословицы и поговорки о Родине. Нарисовать рисунки о родине. Основные термины и понятия: Россия. Родина. Отечество. Столица. Ценности. Духовные традиции.
Основные вопросы урока: -Чем богато наше Отечество; - Что такое традиции и для чего они существуют. План урока.
- Организационный момент.
- Создание мотивационного поля.
- Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
- Самостоятельная творческая работа.
- Групповая работа «Собери пословицу»
- Физминутка.
- Решаем проблему, открываем новые знания.
- Сравниваем свой вывод с авторским.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока. I. Организационный момент. II. Создание мотивационного поля. Слайд 2. Начнем наш урок с игры «Чем мы похожи?». Если вы согласны с моим высказыванием - поднимите руку. - Я люблю апельсины.
- У меня светлые волосы.
- Я умею читать.
- Я быстро бегаю.
- Я хорошо учусь.
- Я люблю драться.
- Я люблю каникулы
- Я хороший друг.
- Мне нравится лето.
- Я люблю свою школу.
Посмотрите, ребята, мы все оказались чем-то похожи друг на друга. А еще - мы друзья, которые живут в одной большой стране. С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное путешествие - мы начинаем изучение курса «Основы православной культуры». Эти занятия помогут вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?», понять, какие ценности являются главными в жизни человека. Рассмотрите учебник, который будет сопровождать нас в нашем путешествии. III. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Слайд 3. - Диалог учитель - ученики:
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? (возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия - наша Родина). - Что можно увидеть на этой карте? - По-вашему мнению, с чего начинается Родина? (варианты ответов) 2. Слушание песни «С чего начинается Родина». Слайд 4 - 14 Вопросы учащимся: - О чем поется в этой песне? - Какая она наша Родина? (прекрасная, любимая, великая, могучая, единственная, необъятная). Слайд 15 -Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация) Слайд 16 -Какой город является столицей нашей Родины? Слайд 17 - Как вы понимаете, о чем будет наш урок? Слайд 18. - Что для вас значит Родина? ( Родина - это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина - это леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина - это наш край, город, поселок. Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит, наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь - в далеком краю, на чужой стороне.) Слайд 19 -От какого слова оно произошло? (Родина - произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством). - Какие родственные слова вам известны? ( Род, родители, родиться, родной, родня, родственники, родич, родом, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский, зарождение, народ, народный, природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш…) 3. Слово учителя -Но не всё в своей жизни человек может выбрать сам при рождении. Как вы считаете, что мы не можем выбрать сами? • своих родителей • язык • Родину Слайд 20 - Основной вопрос урока
- Что объединяет всех граждан нашей страны - России? Слайд 21 Родина - это страна, где мы родились. Родное для нас место, где мы живем, где стоит отцовский дом. Это может быть небольшое село, поселок или большой город - место, которое называют малой родиной. Из множемства таких маленьких частей состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. Вспомним рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»: «Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» Задание. Найдите соответствующее объяснение понятий родина, отечество, мать. Слайд 22. IV. Творческая работа. Написать мини-сочинение «Моя Родина» Проверка. Зачитывание по 1- 2 предложения, самых главных, значимых. V. Групповая работа «Собери и объясни пословицу». - Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. Вот и вы тоже в своих рисунках выразили свое понимание этого слова. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам в паре выполнить задание, которое называется «Собери пословицу». (Собрать по одной пословице) Человек без родины - соловей без песни Где родился - там и сгодился. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Родина - мать, умей за нее постоять. Своя земля и в горсти мила. От Родины теплом веет. Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. Дети собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют смысл Слайд 23. -Ребята, о чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке? (О Родине, о любви к Родине). VI. Физминутка. Слайд 24 Дружно встали - раз, два, три Мы теперь богатыри Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек Наклонились влево вправо Получается на славу. VII. Решаем проблему, открываем новые знания. 1.Беседа - Что нас объединяет? • единая Родина. • общая земля • общая история • общие законы • общий язык • общие ценности • духовные традиции. Слайд 25. И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл. Вопрос для обсуждения. Что такое ценности? Ценности - то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Это образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Слайд 26. Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура. Слайд 27. Важнейшие ценности человека - семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония. Слайд 28. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Вопрос для обсуждения: - Что такое, по-вашему, духовные традиции? Духовные традиции - ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. Слайд 29. Что можно передать через традиции? (То, что не имеет зримого образа, а распознается и чувствуется через действия: правила поведения, знания и умения, образ жизни, идеи, ценности). Слайд 30 VIII . Сравниваем свой вывод с авторским: - Работа в парах
Задание: - Прочитать текст в учебнике (подчеркнуть в тексте учебника основные мысли темы)
- Обсудить, какие важные вопросы темы ещё не прозвучали на уроке.
Слайд 31. - Коллективное обсуждение результатов работы
Вывод: Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и традиции, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции. 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным. IX Итог урока: Что объединяет всех граждан нашей страны - России? (Людей, живущих в нашей стране, объединяют ценности и традиции, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами) Слайд 32 X. Рефлексия. Слайд 33. Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я хочу узнать… XI. Домашнее задание. Слайд 34. Посоветоваться с родителями, вспомнить, какие традиции существуют в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи?