- Преподавателю
- Начальные классы
- Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михалева Т.П. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Учитель - профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждение учителя определяют убеждения его воспитанников. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, личностному развитию. Задача школы - предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требую», поэтому необходимо активно включиться в проектирование механизмов, способствующих формированию личностного развития. В плане образовательной организации учебного и воспитательного процесса индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка. Условием достижения целей и задач индивидуального образовательного маршрута является сохранение индивидуальных особенностей учеников, а также формирования универсальных способностей личности. Существую различные трактовки понятия индивидуальный образовательный маршрут. Обратимся к психолого-педагогической и методической литературе. Данное понятие можно рассматривать: как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский); как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков), но нам близко понятие «путь успеха». Мы выделили понятийное поле нашего исследования; Индивидуальный - личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [4; с.138 ] Индивидуальность - 1. особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других; 2. отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [5; с. 37]. Индивидуализация - процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [6; с. 40]. Образование - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности 1 Маршрут - путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка 2
Личностное развитие, рост и развитие личности - понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение 3. В данном определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с обучающимся. Индивидуальный образовательный маршрут характеризуется следующими особенностями:
- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
- оформлен как индивидуальная образовательная программа.
Был подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить индивидуально-типологические особенности обучающихся и тип одарённости:
-
Методика оценки общей одаренности
-
Анкета одаренности по А.И.Савенкову
-
Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
-
Методика «Интеллектуальный портрет»
Таблица 1
Этапы индивидуального образовательного маршрута
Этап
Краткое содержание этапа ДИАГНОСТИКА «Что я должен знать и уметь» ПРОЕКТИРОВАНИЕ «Что я хочу знать и уметь» ОСМЫСЛЕНИЕ «Что я могу» РЕАЛИЗАЦИЯ «Как я буду идти к поставленной цели» ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА «Чему я должен научиться и
что мне нужно доработать» Таким образом, опираясь на теоретическую часть нашего исследования нами был спроектирован индивидуальный образовательный маршрут для ученика, у которого был выявлен высокий уровень учебной мотивации, опережающие темпы развития, различные специальные способности. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.
Классификация способностей:
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. На этапе диагностики «Что я должен знать и уметь» учащийся показал хороший уровень знаний по математике и окружающему миру. Особый интерес вызывает проблема сохранения природы. Умеет писать небольшие доклады, делать презентации, проводить опыты, пользоваться Интернет-устройствами. Результаты представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты учащегося ________
Мероприятие
Место Районная научно-практическая конференция школьников «Реферативная работа»
1 место Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов
1 место Районный конкурс Художественного чтения «Поклонимся Великим тем годам»
1 место
На этапе проектирования и осмысления «Что я хочу знать и уметь, что я могу» учащимся были определены следующие приоритеты:
- Заниматься исследовательской деятельностью в области экологии и естествознания;
- продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня
- Научно-исследовательская работа в рамках Районной научно-практической конференция школьников
- Решение задач экологической направленности в рамках занятий "Природа в красках"
- Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося;
- Чтение дополнительной научной литературы по предметам;
- Занятие в кружке «Природа в красках»;
- Участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях.
Таблица 3
План мероприятий (по месяцам)
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
- участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «КИТ»
- участие предметной неделе по русскому языку.
1.участие в предметной неделе по окружающему миру. 2.Подготовка к научно-практической конференции. 1. участие в игре по математике «Кенгуру». 2. участие в предметной неделе по математике. 1.участие в районной научно-практической конференции в номинации «Исследовательская работа» 2.Участие в конкурсе «Юннат года».
На этапе оценки и корректировки «Чему я научился и что мне нужно доработать» нами были отмечены достижения Таблица 4
Мероприятие
Место Всероссийский дистанционный конкурс КИТ»";
1 место( район) Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов
1 место Районная научно-практическая конференция в номинации «Исследовательская работа» Тема работы: «Белый снег пушистый
1 место
закончил 1 полугодие 2 класса на « 4 и 5»
Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. Ученик активно участвовал во всех предметных неделях. Принимал участие в районном фестивале «Театр и дети», сыграл роль муравья в спектакле «Басни дедушки Крылова». Актерская игра была очень интересна и произвела на зрителей прекрасное впечатление.
Научная работа по экологии по теме «Белый снег пушистый» была признана лучшей в номинации «Исследовательская работа» и была отправлена на областной конкурс исследовательских работ. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании и осуществления права ребенка на самореализацию с учетом его интересов и способностей.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» в ред.2013г.; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373; 3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; 4.Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. -корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987 5.Словарь иностранных слов. - М., 1981 6.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М., 2005
1 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Материалы 11-й международной конференции Выпуск 11 Часть I Под научной редакцией Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова Санкт-Петербург 2013
2 Автор - Кудрявцев, Владимир Тоевич. Из книги: Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО; АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003
3 Андреева Наталья Николаевна