• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Учитель - профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждение учителя определяют убеждения его воспитанников. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, личностному развитию. Задача школы - предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требую», поэтому необходимо активно включиться в проектирование механизмов, способствующих формированию личностного развития. В плане образовательной организации учебного и воспитательного процесса индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка. Условием достижения целей и задач индивидуального образовательного маршрута является сохранение индивидуальных особенностей учеников, а также формирования универсальных способностей личности. Существую различные трактовки понятия индивидуальный образовательный маршрут. Обратимся к психолого-педагогической и методической литературе. Данное понятие можно рассматривать: как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский); как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков), но нам близко понятие «путь успеха». Мы выделили понятийное поле нашего исследования; Индивидуальный - личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [4; с.138 ] Индивидуальность - 1. особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других; 2. отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [5; с. 37]. Индивидуализация - процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [6; с. 40]. Образование - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности 1 Маршрут - путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка 2


Личностное развитие, рост и развитие личности - понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение 3. В данном определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с обучающимся. Индивидуальный образовательный маршрут характеризуется следующими особенностями:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор пути движения учащегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Наша образовательная организация (МКОУ СОШ №1 г. Киренска) в 2014 году победила в конкурсе на присвоение статуса инновационной педагогической площадки по направлению «Инновационные проекты, программы сопровождения способных и одарённых обучающихся», который проводил Институт развития образования г. Иркутска, поэтому мы убеждены, что проектирование индивидуального образовательного маршрута является актуальной и своевременной задачей.

Был подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить индивидуально-типологические особенности обучающихся и тип одарённости:

  • Методика оценки общей одаренности

  • Анкета одаренности по А.И.Савенкову

  • Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой

  • Методика «Интеллектуальный портрет»

Результаты проведённых методик позволило нам встроить в образовательный индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей, указанных выше. В таблице 1 нами представлены этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута

Таблица 1

Этапы индивидуального образовательного маршрута


Этап

Краткое содержание этапа ДИАГНОСТИКА «Что я должен знать и уметь» ПРОЕКТИРОВАНИЕ «Что я хочу знать и уметь» ОСМЫСЛЕНИЕ «Что я могу» РЕАЛИЗАЦИЯ «Как я буду идти к поставленной цели» ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА «Чему я должен научиться и
что мне нужно доработать» Таким образом, опираясь на теоретическую часть нашего исследования нами был спроектирован индивидуальный образовательный маршрут для ученика, у которого был выявлен высокий уровень учебной мотивации, опережающие темпы развития, различные специальные способности. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.

Классификация способностей:

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. На этапе диагностики «Что я должен знать и уметь» учащийся показал хороший уровень знаний по математике и окружающему миру. Особый интерес вызывает проблема сохранения природы. Умеет писать небольшие доклады, делать презентации, проводить опыты, пользоваться Интернет-устройствами. Результаты представлены в таблице 2

Таблица 2


Результаты учащегося ________


Мероприятие

Место Районная научно-практическая конференция школьников «Реферативная работа»


1 место Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов

1 место Районный конкурс Художественного чтения «Поклонимся Великим тем годам»

1 место
На этапе проектирования и осмысления «Что я хочу знать и уметь, что я могу» учащимся были определены следующие приоритеты:

  • Заниматься исследовательской деятельностью в области экологии и естествознания;
  • продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня
Этап реализации «Мои шаги в достижении цели или как я буду идти к поставленной цели» имеет следующий план, в который были включены конкретные виды деятельности:
  • Научно-исследовательская работа в рамках Районной научно-практической конференция школьников
  • Решение задач экологической направленности в рамках занятий "Природа в красках"
  • Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося;
  • Чтение дополнительной научной литературы по предметам;
  • Занятие в кружке «Природа в красках»;
  • Участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях.
Мероприятие расписаны по месяцам, информация представлена в таблице 3

Таблица 3

План мероприятий (по месяцам)

ноябрь

декабрь

январь

февраль

апрель

  1. участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «КИТ»
  1. участие предметной неделе по русскому языку.
1.участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Русский медвежонок».













1.участие в предметной неделе по окружающему миру. 2.Подготовка к научно-практической конференции. 1. участие в игре по математике «Кенгуру». 2. участие в предметной неделе по математике. 1.участие в районной научно-практической конференции в номинации «Исследовательская работа» 2.Участие в конкурсе «Юннат года».
На этапе оценки и корректировки «Чему я научился и что мне нужно доработать» нами были отмечены достижения Таблица 4

Мероприятие

Место Всероссийский дистанционный конкурс КИТ»";

1 место( район) Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов

1 место Районная научно-практическая конференция в номинации «Исследовательская работа» Тема работы: «Белый снег пушистый

1 место
закончил 1 полугодие 2 класса на « 4 и 5»



Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. Ученик активно участвовал во всех предметных неделях. Принимал участие в районном фестивале «Театр и дети», сыграл роль муравья в спектакле «Басни дедушки Крылова». Актерская игра была очень интересна и произвела на зрителей прекрасное впечатление.
Научная работа по экологии по теме «Белый снег пушистый» была признана лучшей в номинации «Исследовательская работа» и была отправлена на областной конкурс исследовательских работ. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании и осуществления права ребенка на самореализацию с учетом его интересов и способностей.

Литература


1. Закон РФ «Об образовании» в ред.2013г.; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373; 3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; 4.Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. -корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987 5.Словарь иностранных слов. - М., 1981 6.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М., 2005

1 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Материалы 11-й международной конференции Выпуск 11 Часть I Под научной редакцией Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова Санкт-Петербург 2013

2 Автор - Кудрявцев, Владимир Тоевич. Из книги: Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО; АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003

3 Андреева Наталья Николаевна

© 2010-2022