ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономическая теория

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Рассмотрено и одобрено Утверждаю

на заседании цикловой Зам. директора СПО

комиссии общепрофессиональных __________Белова Н.Б.

экономических дисциплин и профессионального

цикла специальности 080114

Протокол №__ от __________

Председатель цикловой

комиссии___________ Нестерова Н.Я.







ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ

_Экономическая теория_

название дисциплины

Для специальности 080114-Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)






















2013 г. Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) __080114__ _____Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)____

код наименование специальности (профессии) Организация-разработчик: _ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»_
Разработчик: __Нестерова Н. Я. - преподаватель ГБОУ СПО «КМК»____

2013 г.

©

©

©

©

©


2

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОР ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения 17

дисциплины






3

1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

____________________Экономическая теория.__________________

название дисциплины
1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт код название Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной и профессиональной подготовке работников в экономической и бухгалтерской области при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ______Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам_________________ 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения. знать: предмет, метод и функции экономической теории; общие положения экономической теории; основные микро - и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; построение экономических моделей; характеристику финансового рынка, денежно - кредитной системы; основы формирования государственного бюджета; рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства; понятия мировой рынок и международная торговля; основные направления экономической реформы в России. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов; самостоятельной работы обучающегося - 35 часов. 4




2. Структура и содержание учебной дисциплины. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Таблица 2.1

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе: практические занятия

20 контрольные работы

1 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

ИПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономическая теориятоговая аттестация в форме - экзамен





5

3. условия реализации программы учебной дисциплиы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономическая теория». Оборудование, технические средства обучения учебного кабинета: компьютеры, DVD, мультимедийный проектор, программное обеспечение, комплекты плакатов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
  1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2002г.

  2. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Д. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1996г.

  3. Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М: Владос, 1994г.

  4. Основы экономики. Практикум. Под ред. Борисова Е.Ф. - М: Высшая школа, 2001г.

  5. Словари: Политическая экономика, Рыночная экономика и др.

  6. Борисов Е.Ф. Экономика в вопросах и ответах. - М: Высшая школа, 2000г.

  7. Никитин А.М. Экономическая теория. - М: Высшая школа, 2000г.

  8. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебное пособие. - М:, 1995г.

  9. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М: Финансы и кредит, 1998г.

Дополнительные источники:

  1. Материалы периодической печати.

  2. Антимонопольное законодательство.



16


2.2Тематический план учебной дисциплины Экономическая теория

наименование

Таблица 2.2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Предмет и история экономической науки.

8


Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Содержание учебного материала.


2


1

1. Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общеэкономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико - математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Связь с другими дисциплинами и практикой рыночной экономики.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Понятие микроэкономики и макроэкономики.

2

1

Тема 1.2.

История развития экономической теории.

Содержание учебного материала.


2


1

1. История развитии экономической теории; Современные школы и направления в развитии экономической науки. Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы .

2

1

Раздел 2

Общие проблемы экономической теории.

23


Тема 2.1.

Производство и экономика.


Содержание учебного материала.


4



1

1. Производство - процесс создания полезного продукта; воспроизводство; его фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство - основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы - потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Производство и экономика.

- Состав ресурсов и факторов производства.

2

1

Тема 2.2.

Экономические системы. Содержание учебного материала.


2


1

1. Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Основные типы экономических систем: традиционная, командно - административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки «чисто рыночной» экономики. Достоинства смешанной экономики. Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

Практическое занятие:

- методы решения основной экономической проблемы.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

- Основные типы экономических систем.

- Отличительные особенности двух экономических систем: командно - административной и рыночной.

2

1

Тема 2.3.

Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.

Содержание учебного материала.


2


1

1. Основные вопросы экономики. Понятие экономической эффективности. Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето - эффективности. Производственные возможности Российской экономики.

Практические занятия:

- Построение кривой производственных возможностей.

- Анализ точек на кривой производственных возможностей, внутри и вне ее.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

- Проблема производственных возможностей.

- Производственные возможности Российской экономики.

2

1

Тема 2.4.

Собственность как основа производствен - ных отношений.

Содержание учебного материала.




2


2

1. Производительные силы общества как материально - вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности - основа перехода российской экономики к рынку.

Практические занятия:

- Собственность как основа производственных отношений.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

- Производственные силы общества.

- Закон РФ «О собственности».

- Закон РФ «О защите прав собственности».

1

1

Раздел 3

Микроэкономика.

22


Тема 3.1.

Сущность рынка. Теория спроса и предложения рыночного равновесия.

Содержание учебного материала.








4


1

1.

Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно - денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Стоимость и цена товара. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория «предельной полезности». Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения. Уравнение И. Фишера. Теория спроса и предложения. Спрос и предложение - важнейшие экономические рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Рыночное равновесие.


Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия.



Практические занятия:

- Построение кривых спроса и предложения.

- Определение равновесной цены и равновесного количества товаров.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

- Теория спроса и предложения.

- Факторы, влияющие на спрос товаров.

- Рыночное равновесие.

2

1

Тема 3.2.

Рынок как регулятор производства товаров.

Содержание учебного материала.



2


1

1. Закон стоимости и его функции. Товар. Двойственный характер товара: стоимость и потребительная стоимость. Цена товара. Закон стоимость в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка. «Плюсы» и «минусы» монополии. Антимонопольная политика.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Проблема стоимости и потребительской стоимости товара.

- Рынок как регулятор производства товаров.

1

2

Тема 3.3.

Теория поведения потребителя.


Содержание учебного материала обучающегося.


2


1

1.

Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения», и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия.

Определение точки максимальной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

Практические занятия:

- Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия.

- Определение точки максимальной полезности.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

- Теория поведения потребителя.

- Закон убывающей предельной полезности.

2

1

Тема 3.4.

Рынки производствен - ных ресурсов.

Содержание учебного материала.





2


1

1. Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Механизм равновесия на рынке труда. Рынок капитала. Капитал - одна из ключевых экономических категорий. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложения капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Особенности земли как факторы производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход».

Практическое занятие:

- Механизм равновесия на рынке труда.

- Построение кривых спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

- Рынок как регулятор производства товаров.

- Виды рынков. Рынок производственных ресурсов.

1

1

Раздел 4

Макроэкономика.

20


Тема 4.1.

Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.


Содержание учебного материала.





2


1

1.

Макроэкономика как составная часть общей экономической теории.

Понятие «макрорынка», его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятность. ВНП - Валовой национальный продукт. ВНП номинальный, ВНГ реальный. ВНП - Дефлятор. Методы расчета ВНГ. ВВП - Валовой внутренний продукт. ЧНП - чистый национальный продукт. НД - национальный доход.

Практическое занятие:

- Расчет основных макроэкономических показателей.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

- Международная система национальных счетов.

2

2

Тема 4.2.

Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновес-ной динамики. Содержание учебного материала.






4


1

1. Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции - предложение». Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики.

Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход - совокупные расходы» и ее значение. «политика экспансии» и «Политика сдерживания» по Кейнсу. Достоинства и недостатки кейнсианской модели. Роль кейнсианской теории в становлении и развитии макроэкономической науки. Отличительные особенности монетаристской модели равновесной динамики. «Политика сдерживания» и «Политика либерализма». Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Модели равновесной динамики: кейнсианская, классическая, монетаристская.

1

1

Тема 4.3.

Экономический рост и его типы.

Содержание учебного материала.


2


2

1. Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики. Показатели экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста. Виды экономического роста: интенсивный и экстенсивный. Методы расчета экономического роста.

Практические занятия:

- Расчет темпов экономического роста в стране.

2

3

Самостоятельная работа обучающегося:

- Экономический рост и его типы.

- Методы измерения экономического роста.

1

1

Тема 4.4.

Цикличность развития рыночной экономики.

Содержание учебного материала.


2


1

1. Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Основные принципы кризисов перепроизводства. Социально - экономические последствия кризисов. «Длинные волны» Н.Д.Кондратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Цикличность развития рыночной экономики: кризис, оживление, подъем, спад.

2

1

Раздел 5

Механизм макроэкономического регулирования.

32


Тема 5.1.

Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне.

Содержание учебного материала.


2


1

1. Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешняя экономическая политика. Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Сущность государственного регулирования рыночной экономики.

1

1

Тема 5.2.

Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Содержание учебного материала.


2


1

1. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианская и монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Денежные (финансовый) рынок.

1

1

Тема 5.3.

Денежно - кредитная и бюджетно - налоговая политика государства.


Содержание учебного материала обучающегося.


2


1

1.

Сущность денежно - кредитной политики государства. Сущность налоговой политики государства. Налоговая система. Государственный бюджет.

Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе.

Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно - налоговой политики государства.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Доходная и расходная часть государственного бюджета.

- Дефицит и профецит бюджета.

2

2

Тема 5.4.

Инфляция и инфляционная политика. Содержание учебного материала.


2


2

1. Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России.

Практические занятия:

- Определение уровня и темпов инфляции.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

- Антиинфляционная политика государства.

1

1

Тема 5.5.

Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Содержание учебного материала.



2


1

1. Основные направления социальной политики государства в современных условиях. Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. «Функциональные» и «вертикальные» доходы общества. Прибыль и ее значение. Норма прибыли. Распределение прибыли. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини. Проблема перераспределения доходов. Теоретическая значимость закона Парето. Государственное регулирование доходов. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов: заработная плата, доходы ответственности, социальные выплаты.

Практическое занятие: - Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. - Построение кривой Лоренца.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

- Понятие фискальной политики государства.

1

1

Тема 5.6.

Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Содержание учебного материала.



2


1

1. Безработица: сущность последствия. Виды безработицы. Измерение безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости и регулирование безработицы. Система социальной защищенности граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Виды безработицы.

- Особенности фрикционной безработицы.

2

1

Тема 5.7.

Основные направления экономической реформы в России.

Содержание учебного материала.



2


1

1. Сущность переходного периода в России и его характерные черты. Основные направления реформирования Российской экономики: развитие предпринимательства, приватизация и демонополизация, финансовая стабилизация, формирование рыночной инфраструктуры, развитие отношений собственности, распределение доходов и социальная политика, аграрная форма. Возможности преодоления системного и структурного кризиса в России.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Проблемы становления рыночной экономики в России.

- Проблемы переходного периода в России.

1

1

Тема 5.8.

Актуальные проблемы интеграции Российской экономики в мировую экономику.


Содержание учебного материала.


2


1

1. Необходимость международной интеграции. Основные формы мировых экономических отношений. Международная торговля. Международная валютно - кредитная система. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Условия обеспечения конвертируемости рубля. Место и роль России в мировом хозяйстве.

Самостоятельная работа обучающегося:

- Понятие интеграции.

- Интеграция Российской экономики в мировую экономику.

3

2


Итого

105



4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Таблица 4.1

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: - Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории.
- Контрольная работа.

-использовать источники экономической информации. - Опрос у доски.
- Различать основные учения, школы концепции и направления экономической науки. - Тестирование.
- Строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели. - Опрос у доски. - Распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления. - Собеседование. - Применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики. - Контрольная работа. - Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций. - Фронтальный опрос. Знать: - Предмет, метод и функции экономической теории.
- опрос у доски.
- Основные микро - и макроэкономические показатели, категории и методы их расчета. - Решение задач. - Построение экономических моделей. - Собеседование.
- Характеристика финансового рынка денежно - кредитной системы. - Опрос у доски.
- Основы формирования государственного бюджета. - Контрольная работа.
- Рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства. - Опрос у доски.
-Понятие мировой рынок и международная торговля. - Тестирование. - Основные направления экономической реформы в России. - Контрольная работа.

17



© 2010-2022