- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономическая теория
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономическая теория
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нестерова Н.Я. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено и одобрено Утверждаю
на заседании цикловой Зам. директора СПО
комиссии общепрофессиональных __________Белова Н.Б.
экономических дисциплин и профессионального
цикла специальности 080114
Протокол №__ от __________
Председатель цикловой
комиссии___________ Нестерова Н.Я.
ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
_Экономическая теория_
название дисциплины
Для специальности 080114-Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2013 г. Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) __080114__ _____Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)____
код наименование специальности (профессии) Организация-разработчик: _ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»_
Разработчик: __Нестерова Н. Я. - преподаватель ГБОУ СПО «КМК»____
2013 г.
©
©
©
©
©
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОР ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
16
-
Контроль и оценка результатов Освоения 17
дисциплины
3
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
____________________Экономическая теория.__________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт код название Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной и профессиональной подготовке работников в экономической и бухгалтерской области при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ______Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам_________________ 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения. знать: предмет, метод и функции экономической теории; общие положения экономической теории; основные микро - и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; построение экономических моделей; характеристику финансового рынка, денежно - кредитной системы; основы формирования государственного бюджета; рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства; понятия мировой рынок и международная торговля; основные направления экономической реформы в России. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов; самостоятельной работы обучающегося - 35 часов. 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Таблица 2.1
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе: практические занятия
20 контрольные работы
1 Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
Итоговая аттестация в форме - экзамен
5
3. условия реализации программы учебной дисциплиы
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономическая теория». Оборудование, технические средства обучения учебного кабинета: компьютеры, DVD, мультимедийный проектор, программное обеспечение, комплекты плакатов.3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:-
Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2002г.
-
Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Д. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1996г.
-
Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М: Владос, 1994г.
-
Основы экономики. Практикум. Под ред. Борисова Е.Ф. - М: Высшая школа, 2001г.
-
Словари: Политическая экономика, Рыночная экономика и др.
-
Борисов Е.Ф. Экономика в вопросах и ответах. - М: Высшая школа, 2000г.
-
Никитин А.М. Экономическая теория. - М: Высшая школа, 2000г.
-
Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебное пособие. - М:, 1995г.
-
Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М: Финансы и кредит, 1998г.
Дополнительные источники:
-
Материалы периодической печати.
-
Антимонопольное законодательство.
16
2.2Тематический план учебной дисциплины Экономическая теория
наименование
Таблица 2.2
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Предмет и история экономической науки.
8
Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общеэкономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико - математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Связь с другими дисциплинами и практикой рыночной экономики.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Понятие микроэкономики и макроэкономики.
2
1
Тема 1.2.
История развития экономической теории.
Содержание учебного материала.
2
1
1. История развитии экономической теории; Современные школы и направления в развитии экономической науки. Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы .
2
1
Раздел 2
Общие проблемы экономической теории.
23
Тема 2.1.
Производство и экономика.
Содержание учебного материала.
4
1
1. Производство - процесс создания полезного продукта; воспроизводство; его фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство - основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы - потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Производство и экономика.
- Состав ресурсов и факторов производства.
2
1
Тема 2.2.
Экономические системы. Содержание учебного материала.
2
1
1. Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Основные типы экономических систем: традиционная, командно - административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки «чисто рыночной» экономики. Достоинства смешанной экономики. Условия перехода к рыночному хозяйству в России.
Практическое занятие:
- методы решения основной экономической проблемы.
2
2
Самостоятельная работа обучающегося:
- Основные типы экономических систем.
- Отличительные особенности двух экономических систем: командно - административной и рыночной.
2
1
Тема 2.3.
Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Основные вопросы экономики. Понятие экономической эффективности. Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето - эффективности. Производственные возможности Российской экономики.
Практические занятия:
- Построение кривой производственных возможностей.
- Анализ точек на кривой производственных возможностей, внутри и вне ее.
2
1
Самостоятельная работа обучающегося:
- Проблема производственных возможностей.
- Производственные возможности Российской экономики.
2
1
Тема 2.4.
Собственность как основа производствен - ных отношений.
Содержание учебного материала.
2
2
1. Производительные силы общества как материально - вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности - основа перехода российской экономики к рынку.
Практические занятия:
- Собственность как основа производственных отношений.
2
1
Самостоятельная работа обучающегося:
- Производственные силы общества.
- Закон РФ «О собственности».
- Закон РФ «О защите прав собственности».
1
1
Раздел 3
Микроэкономика.
22
Тема 3.1.
Сущность рынка. Теория спроса и предложения рыночного равновесия.
Содержание учебного материала.
4
1
1.
Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно - денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Стоимость и цена товара. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория «предельной полезности». Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения. Уравнение И. Фишера. Теория спроса и предложения. Спрос и предложение - важнейшие экономические рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия.
Практические занятия:
- Построение кривых спроса и предложения.
- Определение равновесной цены и равновесного количества товаров.
2
2
Самостоятельная работа обучающегося:
- Теория спроса и предложения.
- Факторы, влияющие на спрос товаров.
- Рыночное равновесие.
2
1
Тема 3.2.
Рынок как регулятор производства товаров.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Закон стоимости и его функции. Товар. Двойственный характер товара: стоимость и потребительная стоимость. Цена товара. Закон стоимость в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка. «Плюсы» и «минусы» монополии. Антимонопольная политика.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Проблема стоимости и потребительской стоимости товара.
- Рынок как регулятор производства товаров.
1
2
Тема 3.3.
Теория поведения потребителя.
Содержание учебного материала обучающегося.
2
1
1.
Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения», и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия.
Определение точки максимальной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
Практические занятия:
- Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия.
- Определение точки максимальной полезности.
2
1
Самостоятельная работа обучающегося:
- Теория поведения потребителя.
- Закон убывающей предельной полезности.
2
1
Тема 3.4.
Рынки производствен - ных ресурсов.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Механизм равновесия на рынке труда. Рынок капитала. Капитал - одна из ключевых экономических категорий. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложения капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Особенности земли как факторы производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход».
Практическое занятие:
- Механизм равновесия на рынке труда.
- Построение кривых спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
2
2
Самостоятельная работа обучающегося:
- Рынок как регулятор производства товаров.
- Виды рынков. Рынок производственных ресурсов.
1
1
Раздел 4
Макроэкономика.
20
Тема 4.1.
Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.
Содержание учебного материала.
2
1
1.
Макроэкономика как составная часть общей экономической теории.
Понятие «макрорынка», его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятность. ВНП - Валовой национальный продукт. ВНП номинальный, ВНГ реальный. ВНП - Дефлятор. Методы расчета ВНГ. ВВП - Валовой внутренний продукт. ЧНП - чистый национальный продукт. НД - национальный доход.
Практическое занятие:
- Расчет основных макроэкономических показателей.
2
1
Самостоятельная работа обучающегося:
- Международная система национальных счетов.
2
2
Тема 4.2.
Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновес-ной динамики. Содержание учебного материала.
4
1
1. Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции - предложение». Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики.
Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход - совокупные расходы» и ее значение. «политика экспансии» и «Политика сдерживания» по Кейнсу. Достоинства и недостатки кейнсианской модели. Роль кейнсианской теории в становлении и развитии макроэкономической науки. Отличительные особенности монетаристской модели равновесной динамики. «Политика сдерживания» и «Политика либерализма». Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Модели равновесной динамики: кейнсианская, классическая, монетаристская.
1
1
Тема 4.3.
Экономический рост и его типы.
Содержание учебного материала.
2
2
1. Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики. Показатели экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста. Виды экономического роста: интенсивный и экстенсивный. Методы расчета экономического роста.
Практические занятия:
- Расчет темпов экономического роста в стране.
2
3
Самостоятельная работа обучающегося:
- Экономический рост и его типы.
- Методы измерения экономического роста.
1
1
Тема 4.4.
Цикличность развития рыночной экономики.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Основные принципы кризисов перепроизводства. Социально - экономические последствия кризисов. «Длинные волны» Н.Д.Кондратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Цикличность развития рыночной экономики: кризис, оживление, подъем, спад.
2
1
Раздел 5
Механизм макроэкономического регулирования.
32
Тема 5.1.
Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешняя экономическая политика. Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Сущность государственного регулирования рыночной экономики.
1
1
Тема 5.2.
Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианская и монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Денежные (финансовый) рынок.
1
1
Тема 5.3.
Денежно - кредитная и бюджетно - налоговая политика государства.
Содержание учебного материала обучающегося.
2
1
1.
Сущность денежно - кредитной политики государства. Сущность налоговой политики государства. Налоговая система. Государственный бюджет.
Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе.
Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно - налоговой политики государства.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Доходная и расходная часть государственного бюджета.
- Дефицит и профецит бюджета.
2
2
Тема 5.4.
Инфляция и инфляционная политика. Содержание учебного материала.
2
2
1. Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России.
Практические занятия:
- Определение уровня и темпов инфляции.
2
1
Самостоятельная работа обучающегося:
- Антиинфляционная политика государства.
1
1
Тема 5.5.
Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Основные направления социальной политики государства в современных условиях. Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. «Функциональные» и «вертикальные» доходы общества. Прибыль и ее значение. Норма прибыли. Распределение прибыли. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини. Проблема перераспределения доходов. Теоретическая значимость закона Парето. Государственное регулирование доходов. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов: заработная плата, доходы ответственности, социальные выплаты.
Практическое занятие: - Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. - Построение кривой Лоренца.
2
2
Самостоятельная работа обучающегося:
- Понятие фискальной политики государства.
1
1
Тема 5.6.
Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Безработица: сущность последствия. Виды безработицы. Измерение безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости и регулирование безработицы. Система социальной защищенности граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Виды безработицы.
- Особенности фрикционной безработицы.
2
1
Тема 5.7.
Основные направления экономической реформы в России.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Сущность переходного периода в России и его характерные черты. Основные направления реформирования Российской экономики: развитие предпринимательства, приватизация и демонополизация, финансовая стабилизация, формирование рыночной инфраструктуры, развитие отношений собственности, распределение доходов и социальная политика, аграрная форма. Возможности преодоления системного и структурного кризиса в России.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Проблемы становления рыночной экономики в России.
- Проблемы переходного периода в России.
1
1
Тема 5.8.
Актуальные проблемы интеграции Российской экономики в мировую экономику.
Содержание учебного материала.
2
1
1. Необходимость международной интеграции. Основные формы мировых экономических отношений. Международная торговля. Международная валютно - кредитная система. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Условия обеспечения конвертируемости рубля. Место и роль России в мировом хозяйстве.
Самостоятельная работа обучающегося:
- Понятие интеграции.
- Интеграция Российской экономики в мировую экономику.
3
2
Итого
105
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Таблица 4.1
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: - Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории.
- Контрольная работа.
-использовать источники экономической информации. - Опрос у доски.
- Различать основные учения, школы концепции и направления экономической науки. - Тестирование.
- Строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели. - Опрос у доски. - Распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления. - Собеседование. - Применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики. - Контрольная работа. - Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций. - Фронтальный опрос. Знать: - Предмет, метод и функции экономической теории.
- опрос у доски.
- Основные микро - и макроэкономические показатели, категории и методы их расчета. - Решение задач. - Построение экономических моделей. - Собеседование.
- Характеристика финансового рынка денежно - кредитной системы. - Опрос у доски.
- Основы формирования государственного бюджета. - Контрольная работа.
- Рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства. - Опрос у доски.
-Понятие мировой рынок и международная торговля. - Тестирование. - Основные направления экономической реформы в России. - Контрольная работа.
17