Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Чч (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91» города Перми




Технологическая карта урока обучения грамоте

по теме: «Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Чч (1 класс)Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»

1 «Б» класс

Программа: Школа России




Урок разработала:

Каменских Валентина Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории Учитель: Каменских Валентина Александровна
МАОУ «СОШ № 91» г. Перми
Класс:
Система учебников (УМК): Школа России
Ресурсы урока:

  • Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2012;
  • Презентация Microsoft Office PowerPoint

Тема

Согласный звук ч', буквы Ч, ч

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч', буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления:

- развивать фонематический слух учащихся, -способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; - воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;

- формировать навык самоконтроля;

- создать условия благоприятного психологического климата.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук ч' всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - характеризуют согласный звук ч'. Коммуникативные: формирование умений: - договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук ч', мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, счетные палочки



Метапредметные результаты и деятельность учащихся: Познавательные: Общеучебные - объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч']; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу. Логические - сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу. Регулятивные: формирование умений: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: формирование умений: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи. Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок - практикум

Ведущий вид деятельности: индивидуальная, фронтальная

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


II. Постановка учебной задачи



III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Ход урока

I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается … урок!(ответ детей)

Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)

Настрой на урок Упражнение на релаксацию

Закройте глаза, представьте себя на берегу лесной речки. Плещется вода в реке, где-то стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Начинаем урок.

II. Введение в тему урока.

Что за братцы?

Их пересчитал-

Год пропал.

Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут?

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)

Прошло семь дней -

Конец и ей. (Неделя)

- Какая тема объединяет эти загадки? (время)

- Как вы понимаете слово время?

- Какой предмет помогает людям определить время? (часы)

- Поднимите руку кто уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неудобно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.

Я надеюсь, что вы будете ценить время и не отвлекаться на уроках

Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу?

Слайд 1

А на следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука»)

Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки».

Слайд 2

- Посчитайте, сколько всего букв вы изучили? (20)

- Сколько среди них гласных? Назовите их.

- Когда буквы Я, Е обозначают два звука?

- Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

- Сколько согласных? Назовите их. Что вы знаете о согласных?

Слайд 3

Разделите слова на 2 группы: 1 - где буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука; 2 - обозначают два звука

Слайд 4 Проверка

Слайд 5, 6

Определите сколько букв и сколько звуков в словах

- Какие согласные бывают только звонкими?

Вот мы и повторили всё, что вы узнали пока работали по первой части Азбуки.

мотивационная готовность к учебной деятельности



Познавательные УУД:

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;


- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. IV. Постановка целей и определение темы урока

Слайд 7 -Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю? (чайник, чемодан, чучело, чашка, часы) - они начинаются на [ч] -Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы. - Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня?

Слайд 8
-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.

Слайд 9, 10
- Какие цели поставим перед собой?


V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

III. Изучение нового материала.

Слайд 11, 12, 13, 14, 15

Отгадайте загадку:

Я скачу и молчу.
Упаду, не закричу.
Мне не нужен даже врач.
Угадайте, кто я?

Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч, часы (выберите схему к слову)

Звук ч'всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает.

Звук ч'обозначается буквами Чч.

На что похожа буква ч?

Слайд 16

Чтение слогов

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение контролировать и оценивать свои действия. Физкультминутка

Слайд 16

Раз, два, три, четыре, пять -

Все мы встали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

Ветер дует сильный, сильный

И качается сосна.

Нам зарядка помогает

Быть здоровыми всегда.

V. Первичное закрепление

Работа в парах.

- Прочитайте слова.(Чита, Челябинск)

- Может быть кто - нибудь знает эти названия? Это города России.

- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.

Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч:

-Где рубашка? (в чемодане)

- Где стрелки? ( в часах)

- Где ложка? (в чашке)

- Где чай? (в чайнике)

- Кто в клетке? (чижик)

- Кто над морем? (чайки)

- Кто в песке? (черепахи)

- Что в лесу? (черника)

- Что в саду? (черешня)

-Какой день недели?(четверг)

-Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду)

р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)

Познавательные УУД

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение контролировать действия партнера;

- формируем умение контролировать и оценивать свои действия. VI. Усвоение новых знаний V. Усвоение новых знаний. - Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ]. Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое - то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса! - Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. (чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) - Молодцы.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

по признакам;

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Закрепление.
VI. Работа в паре Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое задание он вам хочет дать? (Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч, посчитать и написать сколько их )

Карточка №1

Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че

Чак чон чуд чит леч ряч меч буч

Пич счу члы чга чко рче вчи чпу

Часы матч пачка почта очки

Четверг чемпион

Карточка №2

На-сту-пил ве-чер. МА-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи-ки. Че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом.све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е!
, но работать будем в паре. Давайте вспомним правила, по которым нам надо учиться работать в паре. Выполняют и проверяют по эталону. У какой пары также? У кого 1 ошибка, две… Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это поблагодарить

Коммуникативные УУД

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

- умение контролировать и оценивать свои действия. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]? - Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми. - Какое за­дание показалось наиболее интересным? - А какое задание заставило задуматься? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?

Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов

Регулятивные УУД

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





© 2010-2022