- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
Урок «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Школяр И.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Написание имен существительных с суффиксом -ищ-»
Цель:
-
Создать условия для формирования умений находить суффиксы в словах, наблюдать за ролью суффиксов в слове, учить образовывать слова с указанными суффиксами, писать окончания -а и -е после суффикса -ищ-.
-
Создавать условия для развития орфографической зоркости, наблюдательности, речи уч-ся.
-
Способствовать формированию умений работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
I Организация класса
II Игра «Ты мне, я тебе»
Чтобы собрать наше внимание проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты мне, я тебе».
-Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ъ и ь)
- Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)
- Как называются такие слова? (антонимы)
- Во что превращается вода зимой? (лед)
- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)
- Как проверить такие слова? Проверьте.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)
- Как называется второй месяц зимы? (январь)
- Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)
- Общая часть родственных слов называется… (корень)
- Часть слова без окончания называется… (основа)
- Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)
III Введение в тему
Сегодня в очередной раз предлагаю отправиться в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-
Чистописание
_____________________________________
_____________________________________
- Какой суффикс вы узнали в узорах? (-ищ-)
- Кто может сформулировать тему урока?
Тема: «Написание имен существительных с суффиксом -ищ-»
- Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки)
- Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем)
- Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет)
Игра «Выбери верное выражение»
-
Суффикс - это…
- маленькое слово
- часть слова
2. Суффикс служит…
- для образования новых слов
- для связи слов в предложении
3. Суффикс стоит…
- после корня
- перед корнем
4. Суффикс…
- не имеет значение
- имеет значение
- Как нам могут помочь эти знания? (безошибочно найти в слове суффикс)
IV Постановка проблемной ситуации
- Сегодня мы побываем в гостях у суффикса -ищ-
- Рассмотрите дом этого суффикса и вспомните его рассказ о себе. Какие утверждения мы можем поставить под сомнения? Какие возникают вопросы?
(-Действительно ли при помощи суффикса совершаются превращения?
- Действительно ли суффикс придает словам различные смысловые оттенки?
- Какие окончания будут писаться в именах существительных с суффиксом -ищ-?)
- Мы сегодня докажем или опровергнем несколько гипотез (НА ДОСКЕ):
1. При помощи суффикса совершаются превращения.
2. Суффикс придает словам различные смысловые оттенки.
3. Правила написания окончаний -а и -е в именах существительных с суффиксом -ищ.
Итак, пожелаем друг другу удачи и отправимся за доказательствами.
V Изучение нового материала
-
Прочитайте текст:
Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит:
- Какой вкусный паучишко!
Вдруг бежит мышь.
- Посмотрите, какой паучок!
Грустно стало паучку. Почему его не боятся?
А ту навстречу ему муравей.
- Ой, какой паучище!
И спрятался за листочек.
- Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь. (Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище)
- Почему для дрозда - паучишко, для мыши - паучок, а для муравья - паучище? Произошли превращения?
- Какую гипотезу мы можем доказать своими наблюдениями? (что при помощи суффиксов совершаются превращения) Какие превращения?
- Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных)
Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку
Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша) ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛ, КРОМЕ Ч -ЁНОК-;
ПОСЛЕ ТЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ И Ч -ОНОК-
Приведите примеры таких слов.
- Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс -ишк- придает слову? (пренебрежительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Назовите суффикс в слове паучок (ок). Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Назовите суффикс в слове паучище (ищ). Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс -ищ- слову? (увеличительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Какую гипотезу мы можем доказать. (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие?
- А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы еще лучше узнаем своих друзей. И еще раз убедимся в правильности своей гипотезы.
РАБОТА В ПАРАХ
КАРТОЧКА (Будем работать в карточке)
- Найдите в карточке слова. Распределите их по столбикам
Домик, слонёнок, стульчик, ручищ?, зонтик, зайчонок, ветрищ?, болотищ?, топоришко
- Давайте проверим (подтягиванием)
Детен. Пренебрежит. Уменьшит. Увеличит.
слоненок топоришко домик ручищ?
зайчонок зонтик ветрищ?
болотищ?
Запишите в тетрадь
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
-Что необычного заметили в предыдущей работе? В какой части слова они находятся? А у какой части речи?
- Итак, ваши предположения? Как будут писаться окончания после суффикса -ищ-?
- Давайте вернемся к дому нашего суффикса. В нем два этажа. Какие?
-С чего начали рассуждать? (определили часть речи)
- Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж)
- Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)
(существительные среднего и мужского рода имеют окончание -Е, а женского рода -А)
- Составим алгоритм.
-С чего мы начали свое рассуждение? (определили часть речи)
- нашли суффикс -ищ-
-определили род
- выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А))
Найдите в карточке задание №3
Вставьте пропущенные окончания, ПОЛЬЗУЯСЬ ПАМЯТКОЙ.
Дворищ…, плечищ…, барабанищ…, лапищ…, журналищ…, днищ…, силищ….
ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ (поставьте + на полях, кто выполнил задание правильно)
Какую гипотезу мы можем доказать? (когда пишется в окончании после суф. -ищ- А, когда Е)
Как гостеприимный хозяин суффикс - ищ- приглашает поиграть в игру
«Выбери свое место».
На доске:
Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.
СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо (измени слово с помощью суффикса -ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)
VI Закрепление
- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЕ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ - высокий уровень)
ЖЕЛТЫЙ
-
Распредели слова по значениям суффиксов
Лисенок, мячик, усишко, дождище
-
Допиши окончания используя алгоритм, ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА:
Котищ…, тучищ…, жилищ…
ОРАНЖЕВЫЙ
-
Распредели слова по группам
Столбище, котенок, городишко, садик.
-
От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса -ищ ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА :
гвоздь -
окно-
кость-
ГОЛУБОЙ
-
Заполни таблицу своими примерами (по одному)
-
Значение суффикса
Пример
-
Запиши слова с суффиксом -ищ- каждого рода. ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА
РАБОТАЮТ В КАРТОЧКАХ
ПРОВЕРКА
Желтые - проверяют по готовым ответам (Оценивают себя)
Оранжевые - проверка ответов по эталону, размещенному на доске (оценивают себя)
Голубые - проверка с учителем, озвучивание ответов.(оценивают себя)
- Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку.
VII Подведение итогов
Давайте вернемся к гипотезам. Все ли гипотезы мы доказали?
Рефлексия
Давайте проанализируем нашу работу, опираясь на данные предложения:
-Я сегодня вспомнил (что такое суффикс)
- Я сегодня узнал (какую смысловую окраску несут суффиксы)
- Я сегодня доказал (при помощи суффикса совершаются превращения;
суффикс придает словам различные смысловые оттенки;
как правильно написать окончания имен существительных с
суффиксом -ищ-
- Я сегодня научился (правильно писать окончания имен существительных с суффиксом -ищ-)
- А каким алгоритмом мы пользовались? Восстановите последовательность.
- Где нам могут пригодиться эти знания?
Хотите ли вы продолжить исследовательскую работу? ДЗ учебник стр. 87 упр. 87