- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОПК (3 класс)
Рабочая программа по ОПК (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова Н.И. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа разработана на основе авторской программы А. В. Бородиной «Основы православной культуры»: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Изд. 7-е, испр. - М., 2009. - 64 с.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание основ православной культуры в 3 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества - в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина - это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы: - формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; - воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка; - способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Основы православной культуры» в 3 классе отводится 1 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Для реализации рабочей программы на занятиях православной культуры используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядные.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 3 классов:
-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;
-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
-умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
-настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 3 классов:
-развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
-любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
-умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
-умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
-знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
-умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);
-умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
-умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
-приобщение к духовнонравственным ценностям своего народа;
-усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
-приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Содержание курса основы православной культуры 3 класс.
№ п/п
Название темы
Количество часов
1
Что мы знаем о евангелии
2 ч.
2
Образ вселенной в православной культуре
7 ч.
3
По праздничным иконам вспоминаем евангелие
6 ч.
4
Библия рассказывает о событиях до спасителя
19 ч.
«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» - 2 ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Как распространялось Евангелие.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»- 7 ч.
Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель. Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и "Нечаянная радость". ;
История иконоборчества и иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» - 6 ч.
Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 19ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение земли - видимого вещественного мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».
Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море. Исав и Иаков. Получение отцовского благословения Иаковом. «Борьба» Иакова за благословение Господа. Примирение Иакова и Исава.
Материально-техническое обеспечение:
Для учителя:
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.
-
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебно-методическое пособие для учителя. - М: Православная педагогика, 2010.
-
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.. Учебно-методическое пособие для учителя. - Изд. 2-е. - М: Православная педагогика, 2010.
Для учащихся:
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3класса. - М.: Православная педагогика, 2010.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Православная педагогика, 2010.
Демонстрационные пособия для работы в классе
2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 3 класс: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.
Календарно-тематическое планирование по курсу основы православной культуры в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник «О чём рассказывают икона и библия ». Авторы: А.В. Бородина 34 часа
№
Тема урока
Элементы содержания
Формируемые УУД
Страницы
Дата
Раздел 1. Что мы знаем о Евангелии (2ч)
3 «А»
3 «Б»
3 «В»
1
1
Рождество Христово и новая эра.
Новая эра, Рождество Христово
Регулятивные УУД:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
5-8
2
2
Как распространялось Евангелие.
Святая равноапостольная княгиня Ольга, Святой равноапостольный князь Владимир
Познавательные УУД:
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
9-16
Раздел 2. Образ Вселенной в православной культуре (7ч)
3
1
Храм как образ Вселенной
Горний мир, дольний мир, Господь Вседержатель, Апсида
Личностные УУД:
•Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию;
17-25
4
2
Умеют ли говорить иконы?
Нимб, ореол, Паволока, левкас, темпера
26-31
5
3
О чем рассказывает цвет?
Мафорий, Пурпур
32-36
6
4
Как иконы представляют святых?
Канон, Аскетический подвиг. Чётки. Блаженные, юродивые.
37-42
7
5
Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные
Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл Мефодий
Познавательные УУД:
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Личностные УУД:
• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
• Общее представление о моральных нормах поведения.
43-48
8
6
Что такое иконография?
Превообраз. Иконография. Иконописный подлинник. Покров Пресвятой Богородицы
49-54
9
7
Как боролись с иконами
Боговоплощение
55-62
Раздел 3. По праздничным иконам вспоминаем Евангелие (6ч)
10
1
О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы
Двунадесятые православные праздники
Регулятивные УУД:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.
63-69
11
2
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы. Владимирская Богоматерь.
70-74
12
3
Икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня
Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.
75-79
13
4
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»
Преображение Господне. Пророки Моисей и Илия, Пётр, Иаков и Иоанн.
Познавательные УУД:
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Личностные УУД:
• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
80-83
14
5
Иконы Воскресения Христова, и Вознесения Господня и сошествия Святого Духа
Сошествие во ад. Вознесение Господне. Пятидесятница. День Святой Троицы.
84-91
15
6
Воздвижение креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста
92-96
Раздел 4. Библия рассказывает до спасителя (19ч)
16
1
О начале творения мира.
Священное Писание. Новый Завет, Ветхий Завет. Книга «Бытие»
Личностные УУД:
• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
• Общее представление о моральных нормах поведения.
Познавательные УУД:
• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
97-102
17
2
Второй - пятый дни творения мира.
Светила. Твердь.
103-106
18
3
Шестой день творения мира.
Адам.
107-111
19
4
Изгнание из рая.
Едем, рай. Ева. Дерево жизни. Дерево познания добра и зла.
Регулятивные УУД:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.
112-16
20
5
Авель и Каин.
Каин. Авель. Первородный грех.
117-123
21
6
Расселение людей.
Сиф. Сифиты. Каиниты. Енох. Ветхозаветные патриархи.Ной, ковчег.
124-129
22
7
Всемирный потоп.
Неф. Сим, Иафет, Хам, Ханаан.
Коммуникативные УУД:
• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.
130-135
23
8
Вавилонское столпотворение.
Вавилон. Вавилонская башня. Вавилонское столпотворение.
Личностные УУД:
• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
• Общее представление о моральных нормах поведения.
Познавательные УУД:
• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
•Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
136-139
24
9
Праведный Авраам .
Авраам, Сарра. Лот. Ур Халдейский. Ханаанская земля. Дубрава Море.
140-144
25
10
Завет Господа с Авраамом.
Содом. Мельхиседек. Десятина.
145-149
26
11
Рождение Измаила.
Агарь, Измаил. Исаак.
150-153
27
12
Явление Троицы Аврааму.
Андрей Рублёв. Ипостась. Евхаристия.
154-160
28
13
Гибель нечестивых городов.
Исаак. Содом и Гоморра. Солёное море. Мёртвое море.
Регулятивные УУД:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: • Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Коммуникативные УУД: •Формирование эстетических потребностей.
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Личностные УУД:
• Развитие таких качеств личности, как милосердие, доброжелательность, отзывчивость.
161-165
29
14
Рождение пророка Моисея.
Моисей. «Исход». Евер. Израиль.
166-170
30
15
Призвание пророка Моисея.
Хорив. Аарон. Неопалимая Купина.
171-175
31
16
Пасха Ветхозаветная.
Ветхозаветный празник Пасхи. Чёрное море. Манна. Золотой телец.
176-183
32
17
Ветхозаветное законодательство.
Хаанская земля.
184-192
33
18
Новый Израиль.
Израиль. Новый Израиль.
193-197
34
19
Итоговое занятие.