Рабочая программа по ОПК (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа разработана на основе авторской программы А. В. Бородиной «Основы православной культуры»: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Изд. 7-е, испр. - М., 2009. - 64 с.


Общая характеристика учебного предмета

Преподавание основ православной культуры в 3 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества - в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина - это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.

Задачи программы: - формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; - воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка; - способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Основы православной культуры» в 3 классе отводится 1 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.

Для реализации рабочей программы на занятиях православной культуры используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядные.


Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры


Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 3 классов:

-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;

-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

-умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

-настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.


Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 3 классов:

-развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

-любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

-умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

-умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.


Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

-знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

-умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);

-умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

-умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

-приобщение к духовнонравственным ценностям своего народа;

-усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

-приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.


Содержание курса основы православной культуры 3 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Что мы знаем о евангелии

2 ч.

2

Образ вселенной в православной культуре

7 ч.

3

По праздничным иконам вспоминаем евангелие

6 ч.

4

Библия рассказывает о событиях до спасителя

19 ч.


«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» - 2 ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спа­сении.

Как распространялось Евангелие.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»- 7 ч.

Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель. Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконо­графии. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы апостолов, еван­гелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Бого­родицы и "Нечаянная радость". ;

История иконоборчества и иконопочитания.


Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» - 6 ч.

Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Гос­подня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и ду­ховный смысл иконы Крестовоздвижения.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 19ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба - неви­димого духовного мира. Сотворение земли - видимого веще­ственного мира.

Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуж­дение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Руб­лёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море. Исав и Иаков. Получение отцовского благословения Иаковом. «Борьба» Иакова за благословение Господа. Примирение Иакова и Исава.

Материально-техническое обеспечение:


Для учителя:

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебно-методическое пособие для учителя. - М: Православная педагогика, 2010.

  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.. Учебно-методическое пособие для учителя. - Изд. 2-е. - М: Православная педагогика, 2010.


Для учащихся:

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3класса. - М.: Православ­ная педагогика, 2010.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Православная педагогика, 2010.



Демонстрационные пособия для работы в классе


2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 3 класс: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.












Календарно-тематическое планирование по курсу основы православной культуры в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник «О чём рассказывают икона и библия ». Авторы: А.В. Бородина 34 часа


Тема урока

Элементы содержания

Формируемые УУД

Страницы

Дата



Раздел 1. Что мы знаем о Евангелии (2ч)

3 «А»

3 «Б»

3 «В»

1

1

Рождество Христово и новая эра.

Новая эра, Рождество Христово

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

5-8




2

2

Как распространялось Евангелие.

Святая равноапостольная княгиня Ольга, Святой равноапостольный князь Владимир

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

9-16







Раздел 2. Образ Вселенной в православной культуре (7ч)




3

1

Храм как образ Вселенной

Горний мир, дольний мир, Господь Вседержатель, Апсида

Личностные УУД:

•Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию;

17-25




4

2

Умеют ли говорить иконы?

Нимб, ореол, Паволока, левкас, темпера

26-31




5

3

О чем рассказывает цвет?

Мафорий, Пурпур

32-36




6

4

Как иконы представляют святых?

Канон, Аскетический подвиг. Чётки. Блаженные, юродивые.

37-42




7

5

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные

Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл Мефодий

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.


43-48




8

6

Что такое иконография?

Превообраз. Иконография. Иконописный подлинник. Покров Пресвятой Богородицы

49-54




9

7

Как боролись с иконами

Боговоплощение

55-62







Раздел 3. По праздничным иконам вспоминаем Евангелие (6ч)




10

1

О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы

Двунадесятые православные праздники

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

63-69




11

2

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы. Владимирская Богоматерь.

70-74




12

3

Икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня

Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

75-79




13

4

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»

Преображение Господне. Пророки Моисей и Илия, Пётр, Иаков и Иоанн.

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.


Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

80-83




14

5

Иконы Воскресения Христова, и Вознесения Господня и сошествия Святого Духа

Сошествие во ад. Вознесение Господне. Пятидесятница. День Святой Троицы.

84-91




15

6

Воздвижение креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста


92-96







Раздел 4. Библия рассказывает до спасителя (19ч)




16

1

О начале творения мира.

Священное Писание. Новый Завет, Ветхий Завет. Книга «Бытие»

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

97-102




17

2

Второй - пятый дни творения мира.

Светила. Твердь.

103-106




18

3

Шестой день творения мира.

Адам.

107-111




19

4

Изгнание из рая.

Едем, рай. Ева. Дерево жизни. Дерево познания добра и зла.

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

112-16




20

5

Авель и Каин.

Каин. Авель. Первородный грех.

117-123




21

6

Расселение людей.

Сиф. Сифиты. Каиниты. Енох. Ветхозаветные патриархи.Ной, ковчег.

124-129




22

7

Всемирный потоп.

Неф. Сим, Иафет, Хам, Ханаан.

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

130-135




23

8

Вавилонское столпотворение.

Вавилон. Вавилонская башня. Вавилонское столпотворение.

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

•Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.



136-139




24

9

Праведный Авраам .

Авраам, Сарра. Лот. Ур Халдейский. Ханаанская земля. Дубрава Море.

140-144




25

10

Завет Господа с Авраамом.

Содом. Мельхиседек. Десятина.

145-149




26

11

Рождение Измаила.

Агарь, Измаил. Исаак.

150-153




27

12

Явление Троицы Аврааму.

Андрей Рублёв. Ипостась. Евхаристия.

154-160




28

13

Гибель нечестивых городов.

Исаак. Содом и Гоморра. Солёное море. Мёртвое море.

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Познавательные УУД: • Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные УУД: •Формирование эстетических потребностей.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;


Личностные УУД:

• Развитие таких качеств личности, как милосердие, доброжелательность, отзывчивость.


161-165




29

14

Рождение пророка Моисея.

Моисей. «Исход». Евер. Израиль.

166-170




30

15

Призвание пророка Моисея.

Хорив. Аарон. Неопалимая Купина.

171-175




31

16

Пасха Ветхозаветная.

Ветхозаветный празник Пасхи. Чёрное море. Манна. Золотой телец.

176-183




32

17

Ветхозаветное законодательство.

Хаанская земля.

184-192




33

18

Новый Израиль.

Израиль. Новый Израиль.

193-197




34

19

Итоговое занятие.










© 2010-2022