Конспект урока русского языка для начальных классов «Неизменяемые существительные»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цель:

Формирование знаний о

несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи.

Задачи:

  1. Знакомить с несклоняемыми именами существительными. Учить детей анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного.

  2. Развивать орфографическую зоркость, навык грамотной устной и письменной речи.

  3. Воспитывать культуру общения посредством изучения русского языка, создавать благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Оборудование:

Интерактивная доска

Карточки с заданиями

Ход урока:

Орг.момент.

Учите русский годы к ряду…

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда, в нем самом…

- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.

Актуализация знаний:

1.Знакомство с темой урока, целью и задачами урока.

Повторение правил класса.(слайды 1-4)

2.Каллиграфическая минутка

- Пропишите:

согласные, звуки которых всегда твердые, всегда мягкие;

гласные , которые не имеют своего звука.

3.Словарный диктант с проверкой : (слайд 5)

- Замените одним словом и запишите:

Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)

Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)

Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)

Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)

Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)

Разговор, обмен мнениями (беседа)

-Найдите слово, где есть хитрая гласная, которая образует двойной звук (аллея)

4. Работа у доски. Фонетический разбор слова (беседа)

- Прочитайте ещё раз внимательно слова из словарного диктанта. Какое слово лишнее и почему?

(Интересный. Это имя прилагательное). Докажите.

Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.

5.Обобщение знаний об имени существительном.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:

- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд 6)

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

- Итак, что у вас получилось? (проверка)

- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение?

6. Работа по вариантам.(на карточках)

- Просклоняйте существительные:

1 вариант - беседа

2 вариант - вокзал

- Выделите окончания.

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

Изучение нового материала

1.Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

2. Решение проблемы. Формулирование темы урока.

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на слайде 7 .

В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.

- Что вы заметили? ( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?

3. Работа по учебнику: чтение правила в учебнике с.84

+

Памятка. ( слайд 8 )

Чтобы определить падеж существительного, надо:

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.

4. Работа у доски

а) устно - определи падеж сущ - го по слайду 7.

б) просклонять слово

И.п. - пальто.

Р.п. - пальто.

Д.п. - пальто.

В.п. - пальто.

Т.п.- пальто.

П.п. - в пальто.

- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).

в) выписать 4 предложение, синтаксический разбор

5. Физминутка. ( слайд 9)

6.Изучение правила (коллективное хоровое чтение) (слайд10)

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми?

(Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

- В русском языке таких слов много. (Слайд 11)

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

Что мы с вами сейчас и сделаем.

( слайд 12)

Закрепление нового материала

1. Задание «Исправь ошибки.»

( фронтальная работа по слайду №13-14 )

Итак, в чём особенность этих слов?

2.. Игра «Хлопки»

(Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые.)

(слон,кенгуру,абрикос,кашне,кафе,поезд,метро, автобус,фламинго,сорока,кино,класс, пони,обезьяна, шимпанзе.)

3.Домашнее задание : с.85, №220

Итог урока.

Слайд 15

- Итак, с какими словами познакомились на уроке?

- Почему он так называются?

- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта ( слайд 16)

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

© 2010-2022