Внеклассное занятие Домашние опасности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Ленская средняя общеобразовательная школа

Туринский городской округ

Свердловская область

Внеклассное занятие

«Домашние опасности»

( для учащихся начальной школы )

Номинация: Методическая разработка сценария

воспитательного мероприятия по актуальной теме

Автор: Сухорукова Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ Ленская СОШ



Пояснительная записка. Внеклассная работа в начальной школе - неотъемлемая часть учебно- воспитательного процесса. Совместная подготовка к внеклассной работе и проведение, не только сплачивает детей, но и учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи, способствуют развитию детского творчества, фантазии, воображения и одновременно идёт воспитательный процесс. В преддверии весенних каникул среди начальных классов мною было проведено мероприятие, направленное на расширение правовой и социальной компетенции обучающихся, содействующее формированию опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления. Занятие направлено на обеспечение безопасности и сохранение жизни и здоровья обучающихся. Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются право на жизнь и право на личную безопасность. Для того, чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве действуют правоохранительные органы (или полиция), служба спасения. Но не всё зависит от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности. На внеклассном занятии «Домашние опасности» обучающиеся 2-4 классов ознакомились с опасностями, которые могут окружать их в домашней обстановке, так как во время каникул дети больше времени проводят дома. Стараясь применять разнообразные формы и методы в организации внеклассного занятия, я попыталась подробно рассказать детям о том, какой серьёзный вред здоровью могут нанести привычные в обиходе предметы. Отрывки из мультипликационных фильмов помогли ребятам лучше понять необходимость осторожного обращения с огнём и природным газом, бытовой химией и лекарственными препаратами. Во время занятия учащиеся уяснили основные правила эксплуатации бытовой техники и кухонных принадлежностей (особенно колюще-режущих предметов ). Учащиеся ознакомились с полезной информацией и необходимыми практическими навыками. Занятия, направленные на безопасность детей, являются важной частью общеобразовательного процесса. Структура соответствует типу внеклассного мероприятия и его дидактическим задачам. При проведении мероприятия использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На занятии использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе занятия сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы мероприятия, было рационально распределено и соответствует 45 мин. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Мною были поставлены следующие цели:

  1. Воспитания ответственности за собственное здоровье;

  2. Развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;

  3. Развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

  4. Развитие умений правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;

  5. Углубление и расширение знаний детей, и приведение их в систему.

Планируемые результаты:

  1. Дети научатся распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

  2. Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;

  3. Правильно действовать в таких ситуациях и избегать их;

  4. Работать в группе и в парах.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на занятии снижается. Поэтому ребятам было предложено посмотреть отрывки из мультфильмов , позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их. На этапе рефлексии обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, четко определяли умения, формируемые в процессе выполнения заданий, знания, которые помогали в достижении этой цели и незнание. Задания направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Считаю, что на занятии полностью были использованы воспитательные возможности содержания материала. Такая работа обогащает и речь учеников, и в то же время играет роль динамической паузы, т.к. ребята работают в парах. Анализ мультфильмов, поступков героя способствовало развитию личностных УУД. На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная и групповая, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. По моему мнению, занятие прошло успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Внеклассное занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Оборудование: Разрезанная на слова пословица «Мой дом - моя крепость», таблица с темой классного часа, цветик - семицветик, два комплекта одежды пожарных, картинки с предметами ( электро-бытовые приборы), презентация «Кошкин дом», отрывки из мультфильма «Уроки тетушки Совы: электроприборы, горячие предметы, незнакомец, острые предметы, микробы », черный ящик, в нем детский утюг; клей, рисунки топора, молотка, гвоздя, ножа, пилы.

Источники:

  • Электронное приложение «Уроки осторожности с тётушкой Совой»

ООО «Правильное кино» 2006 г.

  • images.yandex.ru/yandsearch?text=Картинка с бутылочкой уксуса

С. Вохринцева. Дидактический материал «Пожарная безопасность» Екатеринбург: Страна фантазий, 2003 г.

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 ч.

М.: Просвещение, 2012 г.

  • freelance.ru/users/bluesss/?work=628369

  • freelance.ru/users/bluesss/?work=628378

  • freelance.ru/users/bluesss/?work=628351

  • freelance.ru/users/bluesss/?work=628376

  • freelance.ru/users/bluesss/?work=628375

  • forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t83152-50.html

  • openclipart.org/tags/sewing

  • nnovoe.ru/product/4695/24086_tefal_33280.html

  • uksus.com/i51.htm

  • malishi.wordpress.com/category/скачать/page/16/

  • proshkolu.ru/tag/524/

  • ugolops.wordpress.com/category/impianti/

  • mgsservice.ru/page/page542.html

  • e-katalog.ru/opinion_ie.php?resolvedName_=ORION-ORI-004

  • tehbt.ru/product/6532

  • salonbt.ru/en/category/chajniki-elektricheskie/offset12/

  • hiservice.ru/goods/716/aeg_l60840_lavamat.html

  • ibuy.com.ua/cgi/book.cgi?category=368&event=9&id=28718

  • intermarket.kz/?id_c=98

  • nashgorod.ru/news/topics59.html&page=6

Материально - техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Цель и задачи этапов урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент

Создание условий для чувственного восприятия учащимися атмосферы занятия. Звучит легкая музыка, на фоне музыки слова учителя.

- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
- Андрей, что умеют твои руки? Катя, а твои руки? Какие добрые и умные у вас руки!
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья - Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
- Люди говорят: «Дружбу бережешь - правильно живешь».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Много хороших пословиц придумал русский народ.

- Какие пословицы вы еще знаете?


Учащиеся отвечают на вопросы.





Дети называют известные пословицы.

Коммуникативные:

- умение слушать и отвечать на вопросы.

- высказывание собственного мнения.





Познавательные:

Знание пословиц.

II. Введение в тему.

Подведение к теме мероприятия.

- Попробуйте составить пословицу из предложенных слов. ( Приложение 1 )

( Мой дом - моя крепость. )

- Зачем человеку нужен дом и почему говорят, что наш дом - наша крепость.

- Послушайте стихотворение известной поэтессы А. Барто:

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на сильные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

- О чём это стихотворение?

- О доме.

- Дом защищает человека от природных явлений (дождь, ветер, холод) .

- Дом- это место, где человека любят, ждут, заботятся о нём.

Дети составляют пословицу из предложенных слов.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

III. Постановка проблемы.

Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

- Совсем скоро у вас начнутся весенние каникулы. Где больше времени вы будете проводить время на каникулах? Вы уже почти взрослые люди и родители могут оставить вас дома одних.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

- Я предлагаю вам найти тему нашего занятия на плакате.

(приложение 2)

- А что такое опасность?

- Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?

- А какие же опасности могут подстерегать нас дома?



Дети формулируют тему классного часа.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

IV. Физкульт-минутка.

- А поможет нам в этом разобраться волшебный цветок, состоящий из 7 лепестков. Как он называется? (Цветик-Семицветик) .

- Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся на месте).

Дети выполняют движение на месте.

V. Первая опасность «Пожар»

Рассказать детям о том, что пожар может возникнуть от искры, поэтому нужно быть внимательными при топке печи.

- Что же написано на лепестке? Какая первая опасность нас подстерегает? (Пожар). ( Красный)
-Давайте вспомним, в каком произведении С. Маршака у главной героини случился пожар? Скажем вместе: "Тили-тили, тили-бом, загорелся…

- Почему у кошки загорелся дом? Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда - настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар!

- Как вы думаете, легко ли быть пожарным?

(просмотр мультфильма «Кошкин дом»).

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Конкурс «Одень пожарного»

Показать детям одежду пожарного.

- Помогите своим товарищам одеть костюм пожарного.

Дети помогают одеть товарища в пожарную одежду.

VI. Вторая опасность «Электроприборы»

Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.

- Скажите, а отчего еще может возникнуть пожар?

- Обратимся к нашему цветику-семицветику.

( Электроприборы)

- Я предлагаю выбрать из картинок электроприборы и наклеить их на нашем листочке.

- Чем они похожи?

- Ребята, а в нашем кдассе есть электричество?
(Ответы детей)
- Ребята, по каким предметам вы догадались, что в классе есть электричество.
( Розетки, лампочки, выключатели)
- Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электробытовые приборы.
- Ребята, как вы думаете, раньше было электричество?
- Действительно, раньше электричества не было, но люди и в то время стирались, готовили себе еду, убирались.
- Рассмотрите знаки и составьте по ним правила работы с электроприборами.

( Приложение 4)

Дети выбирают из предложенных картинок электроприборы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

VII. Игра «Соотнеси картинки»

( работа в группах)

Приложение 5.





Просмотр мультфильма

Показать детям, чем пользовались люди раньше.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Соотнеси предметы».

Это задание будем выполнять по группам. На карточках изображена бытовая техника, которая помогает нам сейчас и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Ваша задача найти пару.
(стиральная машина- корыто, пылесос- веник, электроплита- русская печь, электролампа- свеча)

- Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас
Все эти вещи человек создал для своего удобства, чтобы они ему помогали.
Но они могут стать и опасными для человека.
- Как вы думаете когда?
(Если с ними неправильно или не аккуратно обращаться) .- Давайте посмотрим мультфильм.

Дети по очереди называют предмет, которым пользовались раньше и предмет которым пользуются в современном мире.

Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки тетушки Совы»

VIII. Третья опасность «Горячие предметы».

- А если не включать электроприборы, будут ли они опасны?

Предполо-жения детей.

IX. Физкультминутка

- Давайте обратимся к нашему цветику - семицветику.

- Где можем встретить горячие предметы?

Дети кружатся на месте, проговаривая слова «- Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.»

X. Просмотр мультфильма.

- Закрепить полученные знания.

Дети смотрят отрывок из мультфильма «Уроки тетушки Совы. Горячие предметы.»

XI. «Черный ящик».

- Заинтересовать детей:

- Учить правильно ставить вопросы

У меня есть черный ящик, в котором лежит предмет, связанный с пожарной безопасностью. Каждая команда по очереди задает вопросы о содержимом ящика. Я буду отвечать только "да", "нет", "горячо", "холодно".

Дети отгадывают предмет с помощью задавания вопросов, описывающих предмет.

Коммуникативные:

Умение правильно ставить вопросы, делать выводы.

XII. Четвертая опасность «Острые предметы»

- Отгадайте загадки:
Дрова рубить иду во двор,
В руке своей держу… (топор)
-Посмотрите внимательно на рисунок.
-Какая часть топора наиболее опасна? Почему?
-В каких случаях топор может быть опасен?
-Следующая загадка:
Сколотил нам всем мосток
Работяга … (молоток)
-Посмотрите внимательно на рисунок.
-Какая часть молотка наиболее опасна? Почему?
-В каких случаях молоток может быть опасен?
-Отгадываем загадки дальше:
Вот в доске и новый гость -
Маленький, железный … (гвоздь)
-Посмотрите внимательно на рисунок.
-Какая часть гвоздя наиболее опасна? Почему?
-В каких случаях гвоздь может быть опасен?
-Новая загадка:
С кухонным он так похож
Острый-острый папин … (нож)
-Посмотрите внимательно на рисунок.
-Какая часть ножа наиболее опасна? Почему?
-В каких случаях нож может быть опасен?

-И последняя загадка:
Я люблю пилить дрова,
Потому что я … (пила)

- Как можно все эти предметы назвать одним словом? Может спросим цветик - семицветик.

-Все эти полезные в папиных руках предметы при неумелом обращении могут быть опасны. Поэтому пользоваться ими без взрослых нельзя. С этими предметами сначала нужно научиться правильно обращаться.

-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.











Просмотр отрывка мультфильма «Острые предметы»

Коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;

XIII. Разбор ситуаций по картинкам.

(приложение 6)

- Рассмотрите картинки и ответьте на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

XIV. Следующая опасность «Аптечка».

- Обратимся снова к нашему цветику-семицветику. Узнайте, о чём пойдёт речь дальше (вытаскиваю зашифрованное слово). Для этого расшифруйте слово. Эту шифровку для удобства я перенесла на доску. (За закрытой доской). Для того чтобы прочитать слово, вам надо расставить числа в порядке возрастания, а соответственно и буквы. Найдите наименьшее число. Какая над ним буква? Она будет первой в нашем слове. И т. д.

Приложение 7.

- Ох, и любопытная вещица, эта мамина аптечка! Сколько в ней красивых бутылочек, блестящих упаковок, интересных штучек… но и сколько опасностей!

-О каких опасностях я веду речь? Как избежать их?

- Предлагаю Вам посмотреть еще один мультфильм!

Дети разгадыва-ют слово «Аптечка»



Просмотр отрывка мультфильма «Лекарст-ва»

XV. Бытовая химия!!!

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения.

Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.

А где в доме ещё можно встретиться с порошками?

Это бытовая химия. (Появляется надпись) Она тоже грозит отравлениями. Если вы даже просто потрогали упаковку с порошком, шампунем, отбеливателем, необходимо обязательно вымыть руки, иначе химические вещества могут попасть в желудок.

  • Никогда не пользуйся незнакомыми препаратами бытовой химии.

  • Не пей жидкости из незнакомых бутылок и банок.

  • Не пользуйся спичками и открытым огнем рядом с банками или бутылками с резким запахом.

Не распыляй их содержимое вблизи открытого огня.

Ещё одна страшная бутылочка есть у мамы на кухне. Это уксус. Чтобы избежать опасности, никогда не берите в руки эту бутылочку!

XVI. «Не всякий встречный друг сердечный..»

- Отрываем следующий лепесток!

- Прочитайте. Как вы понимаете эти слова?

Хорошо ли вы знаете сказки? Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. К сожалению, и в сказках герои нарушают основы безопасности жизнедеятельности, что приводит к печальным последствиям.
Объясните, какие правила нарушили эти герои: 1. Колобок. Буратино. ( Чрезмерное доверие к незнакомцам).
2. Семеро козлят. Бабушка Красной Шапочки. ( Нельзя открывать дверь чужим).
У: Хорошо! Это в сказках, а как вы поступите в жизненных ситуациях?

Просмотр отрывка мультфильма «Незна-комец.»


XVII. Рефлексия

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.


  • Закончите предложения.
  • В жилом помещении опасными могут быть...
  • Перед тем как воспользоваться приборами или инструментами, надо...
  • Выходя из комнаты или из дома, надо...
  • При включении и выключении электроприборов, надо...
  • К оголенным электрическим проводам...
  • Принимать лекарства...

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

XVIII. Закрепление.

-Какой вывод мы можем сделать в итоге нашего занятия?

-В быту нас окружают предметы, с которыми следует обращаться осторожно. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому все колющие, режущие предметы и лекарства должны храниться в специально отведенных для них местах.

-А теперь проверим, правильно ли вы усвоили урок.

-Возьмите страницу - игровое поле.

-Возьмите кружки - опасные предметы.

-Разложите все опасные предметы на свои безопасные места. (Приложение).

-Проверим:

-Что положили в ящик кухонного стола? Почему?

-Что положили в ящик письменного стола? Почему?

-Что положили в шкатулку-корзинку? Почему?

-Что положили в аптечку? Почему?




© 2010-2022